Л.О. Штриплинг, Ф.П. Туренко
Основы очистки сточных вод и переработки твердых отходов
Учебное пособие – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 192 с.
Глава 2. Переработка и вторичное использование отходов производства и потребления
2.9. Переработка и утилизация отходов резиновых изделий
2.9.4. Дробление (измельчение) изношенных шин
Измельчение (дробление) старых шин считают наиболее перспективным методом их
переработки, поскольку в этом случае в продуктах переработки сохраняются
физические свойства резины. Методы измельчения принято разделять на измельчение
при положительных температурах и криогенное дробление.
Первая установка по получению резиновой
крошки криогенным методом начала функционировать в штате Огайо (США) в 1979 г.
В Германии в 1987 г. фирма «Хэльдт» ежесуточно перерабатывала в резиновую
крошку около 20 т шин с применением криогенной технологии (замораживание –
молотковая дробилка – ножевая дробилка).
Как показала практика, эксплуатационные расходы измельчения при положительных
температурах невелики, но стоимость оборудования больше, чем при использовании
низкотемпературного (криогенного) дробления. Поэтому позднее разработан
комбинированный способ: грубое дробление при положительных температурах с
последующим измельчением в порошок при низких температурах.
В нашей стране было разработано и внедрено
несколько технологий и технологических линий измельчения изношенных шин с
текстильным кордом. Для переработки покрышек использовали технологию
измельчения при нормальных температурах с применением валкового оборудования.
Предлагаемые линии по переработке шин подразделяют на линии криогенного дробления
и линии измельчения при нормальных температурах.
На российском рынке технологические линии
криогенного измельчения резины предлагают фирмы «Интек» (Германия), «Виртег»
(Швейцария) и «Крамб раббер технологи» (США).
Технологические линии состоят из следующих
основных технологических узлов: установка предварительного дробления цельных
шин на куски размером 150 х 150 мм, камеры охлаждения резины, молотковые дробилки,
системы сепарирования (разделения) измельченной резины на фракции, системы
отделения металлического и текстильного кордов.
Для охлаждения резины фирмы «Интек»
(Германия) и «Виртег» (Швейцария) используют жидкий азот, фирма «Крамб раббер
технологи» (США) – турбохолодильные установки.
На российском рынке технологические линии
измельчения резиновых отходов, в том числе и шин с металлокордом, при
нормальных температурах предлагают следующие зарубежные и отечественные фирмы:
СIМР (Франция), АО «Тушинский
машиностроительный завод» (ТМЗ), РИЦ «Росполимер» (Россия).
Стоимость отечественных
линий примерно на 30...40 % меньше, а получаемый на этих линиях порошок имеет
более высокую дисперсность и более развитую поверхность частиц, чем порошок,
получаемый на линиях криогенного измельчения, и обладает хорошей совместимостью
с полимерными связующими.
Основной причиной низкого уровня
утилизации шин в России, помимо сбора и транспортировки, является отсутствие
рынка сбыта продуктов переработки.
Основной продукт при переработке вторичных
резин и изношенных шин – резиновая крошка и резиновый порошок различной дисперсности,
которые можно применять во многих областях промышленности.
|