Внешнеэкономическая деятельность и внешняя торговля

Полезное


Н.В. Сирина, Е.В. Потапова, Е.М. Якимова
Экологический аудит

Учебное пособие. – Иркутск: изд-во Иркут. ун-та, 2010. – 109 с.

Предыдущая

4. Участники экологического аудита. Порядок и процедуры проведения экологического аудита

4.1. Участники, субъекты и объекты экологического аудита

4.1.2. Объекты экологического аудита

Для целей экоаудита под объектом рассмотрения при аудите понимается:

- проектная и техническая документация, реализация которой может оказать неблагоприятное воздействие на здоровье населения, природные ресурсы, окружающую среду;

- хозяйствующие субъекты, деятельность которых может оказывать воздействие на состояние окружающей природной среды;

- виды деятельности, связанные  с охраной природы, природопользованием, обеспечением экологической безопасности и др.

- отраслевые и местные хозяйственные и административные решения, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов или отрицательному воздействию на окружающую среду  и здоровье населения, хозяйственную и иную деятельность предприятий и территорий;

- инвестиционные и приватизационные программы и проекты развития предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности, деятельность которых связана с экологическим риском для окружающей среды и здоровья населения;

- кредитные соглашения, инвестиционные подрядные контракты,  реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, отрицательному влиянию на состояние окружающей среды и здоровья населения.

Объектами экологического аудирования в общем плане также являются:

1.  состояние ОС и системы управления ОС на объекте экологического аудита;

2.  выполнение обязательных мер по охране ОС, обеспечению экологической безопасности и снижению экологического риска;

3.  соблюдение экологического законодательства и нормативно-правовых требований охраны ОС на объекте экологического аудита;

4.  оценка состояния природно-ресурсного потенциала объекта, определение уровня, направлений возможных антропогенных нагрузок и прогноз ожидаемых экологических последствий, оценка экологической безопасности объектов, технологий, материалов, веществ, средств и способов их проектирования, строительства, производства, реализации, использования в хозяйственной практике в соответствии с принятыми федеральными, региональными и международными обязательствами.

Область использования экоаудита может быть распространена и на сферы деятельности (объекты аудита), связанные с развитием предпринимательства в области природопользования и охраны ОС, охватывающие:

-  оценку воздействий экологической деятельности, опасной для состояния ОС и здоровья людей;

-  оценку экологических и экономических последствий хозяйственной деятельности (стоимостная оценка);

-  оценку эффективности природоохранной деятельности субъектов хозяйствования;

-  оценку (экологическое обоснование) использования ресурсосберегающих технологий и систем, приборов контроля, природоохранного оборудования и приспособлений;

-  оценку других видов эколого-экономического обеспечения природоохранной  деятельности хозяйствующих субъектов;

-  оценку эколого-экономических балансов «жизненного цикла продукции»;

-  эколого-экономическую оценку риска смены форм собственности;

-  оценку систем эколого-бухгалтерского учета по различным уровням хозяйствования;

-  эколого-экономическую оценку риска осуществления инвестиционных проектов;

-  эколого-экономическую оценку риска административных решений, в том числе на региональном уровне управления.

Кроме перечисленных объектов экоаудирования в процесс экоаудита может входить в зависимости от конкретной ситуации и конкретной потребности, ряд функциональных задач, к которым относятся задачи корректировки, оперативного контроля, стратегические задачи.

Задачи корректировки предусматривают, что в случае, если по результатам проведенного аудита экоаудитором были сделаны отрицательные выводы (в целом или в какой-либо части), то аудитор может, по желанию клиента, предоставить рекомендации по исправлению выявленных недостатков. В задачи корректировки не входит непосредственное исправление недостатков самим аудитором.

Задача оперативного контроля предусматривает проведение перманентного экоаудита, т.е.  систематический контроль непосредственно в процессе деятельности объекта для предотвращения ошибок и/или выбора оптимальных решений. Деятельность экоаудиторов по предотвращению ошибок и выбору оптимальных решений на основе данных, полученных в процессе аудита, сводится к выработке рекомендаций, правильных или оптимальных решений на основе данных, полученных в процессе аудита, и/или  к предоставлению на рассмотрение клиенту вариантов альтернативных решений. Экоаудитор не может сам непосредственно принимать решения за клиента.

Стратегическая задача экоаудирования – обоснование оптимальной или предложение альтернативной стратегии и перспективной программы развития какого-либо аспекта или деятельности в целом, в соответствии с запланированными или запрогнозированными обстоятельствами, и на основе данных, полученных в процессе аудита.

Права и обязанности аудируемого лица (объекта экоаудита) или лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг) определены ст. 14. ФЗ «Об аудиторской деятельности».

При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

1) требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов;

2) получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;

3) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

1) содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;

2) не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении;

3) своевременно оплачивать услуги аудиторской организации, индивидуального аудитора в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг;

4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

Проверяемый хозяйствующий субъект имеет право: выбирать аудитора; перед заключением договора, в процессе проверки, после ознакомления с заключением аудитора получать от аудитора информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон; быть проинформированным о мотивации выводов аудитора.

В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам, аудируемое лицо имеет право обратиться в орган, координирующий деятельность в области аудита, для предъявления претензий к аудитору.

Предыдущая


Copyright © 2007-2022, Недвиговка.Ру