Н.В. Сирина, Е.В. Потапова, Е.М. Якимова
Экологический аудит
Учебное пособие. – Иркутск: изд-во Иркут. ун-та, 2010. – 109 с.
2. Становление экологического аудита в России и за рубежом
2.1. Зарубежный опыт применения экологического аудита
2.1.2. Схема экологического менеджмента и аудирования EMAS
В 1993 г. Советом Европейского сообщества было принято
«Положение, разрешающее добровольное участие компаний промышленного сектора в
Схеме эко- менеджмента и аудита Сообщества». Документом была определена «Схема
эко-менеджмента и аудита» (Eco-management and audit
scheme or EMAS), в которую входили требования в отношении систем
менеджмента участвующих предприятий (по большому счету, схожие с требованиями BS
7550, но дополненные положением о публикации экологического отчета), требования
в отношении регистрации предприятий и организаций и аккредитации в странах ЕС
(ЕС – Россия, 2009). Предприятия получили возможность
быть сертифицированными в соответствии с EMAS с 1995 года.
Цель разработки EMAS состояла в оценке и улучшении
экологических характеристик деятельности промышленности предприятий и в
создании условий для предоставления населению экологической информации.
Предполагалось, что внедрение систем экологического менеджмента будет
способствовать постоянному улучшению экологических характеристик деятельности
предприятий путем:
· разработки и реализации экологической политики и
экологических программ;
· периодической объективной и систематизированной оценки
параметров
деятельности всех подразделений предприятия;
· предоставления населению экологической информации о
предприятии.
Регистрация
(сертификация) организаций в соответствии с требованиями является добровольной;
система создана исключительно для промышленных предприятий. По мнению экспертов
Центра природоохранных технологий (Великобритания) выгоды от внедрения системы
экологического менеджмента (а соответственно, и стимулы) состоят в том, что:
·
менеджмент нацеливается на ключевые виды
деятельности - все начинается с оценки воздействия, приоритезации проблем;
·
облегчается решение проблем,
достигаются большая ответственность, четкое распределение обязанностей,
системный подход;
·
возникает потенциальная возможность
уменьшения затрат путем рационализации потребления воды, энергии, сырья,
уменьшения образования отходов;
·
гарантируется соответствие меняющимся
требованиям природоохранительного законодательства;
·
минимизируется риск привлечения к
судебной ответственности;
·
учитываются интересы всех сторон
(осуществляется информирование и распределение обязанностей между сотрудниками
и внешними участниками –
·
общественностью); улучшается позиция
предприятия на рынке за счет лучших экологических показателей;
достигается
реальное улучшение экологических показателей, то есть происходит уменьшение
воздействия реализованных процессов, услуг и продукции на состояние окружающей
среды.
Цикл системы экологического менеджмента в соответствии с
требованиями EMAS включает пять основных компонентов:
1. разработку
экологической политики и выпуск документа (заявления), описывающего
приверженность организации достижению конкретных экологически значимых целей путем
решения определенных задач;
2.
оценку существующей ситуации, то есть установление начальных характеристик деятельности,
по отношению к которым будет оцениваться эффективность функционирования системы
экологического менеджмента;
3.
формулирование конкретных задач (то есть установление тех характеристик
деятельности, которые подлежат улучшению), отвечающих целям экологической
политики предприятия;
4.
разработка экологической программы, детализирующей пути и стадии решения поставленных
задач;
5.
проведение экологического аудирования с тем, чтобы периодически проверять, решаются
ли поставленные организацией задачи и ведет ли функционирование системы экологического
менеджмента к улучшению экологических показателей деятельности предприятия.
Как видно, многие требования стандартов BS 7750 и
EMAS близки. Считается, что британский стандарт BS 7750 послужил
моделью для разработки европейского рекомендательного документа EMAS.
Схема эко-менеджмента и аудита Европейского Союза EMAS не
является в полном смысле этого слова стандартом. Если оригинальный текст
положения, принятый в 1993 г. (Council…, 1993), еще давал
собственные требования к СЭМ участвующих в схеме предприятий, то версия 2000 г.
(часто называемая EMAS II) (Regulation…, 2001) в
этой части уже ссылается на требования раздела 4 стандарта ISO 14001:1996.
Но значение и область действия этого нормативного документа ЕС существенно
шире: документ рекомендует государствам-членам ЕС вести пропаганду EMAS,
в том числе среди малых и средних предприятий, оказывать последним поддержку;
определяет требования по публикации «экологических заявлений», их подтверждению
аккредитованными верификаторами; определяет независимую систему аккредитации;
рекомендует обеспечить поддержку стран, вступающих в члены ЕС, в отношении
применения EMAS.
Новая версия EMAS (EMAS II) дает собственные
определения ключевых терминов ISO 14001, в ряде случаев делая особый
упор на соблюдение требований законодательства и экологической результативности.
Помимо этого, ужесточены и требования к участвующим в схеме организациям в
отношении соответствия законодательству, экологической результативности, связей
с заинтересованными сторонами и обмена информацией, вовлечения персонала. EMAS
II определяет требования к системе аккредитации и надзору за деятельностью
верификаторов, к самим верификаторам, подготовке и публикации «экологических
заявлений», внутреннему аудиту, использованию логотипа схемы, оценке исходного
состояния и контролю экологических аспектов. В отличие от первой версии,
ориентированной только на промышленные предприятия, EMAS II дает
возможность участия в схеме любых организаций. На рисунке 1 изображен логотип EMAS
II.
Рис.1 Логотип EMAS II
Основными отличиями EMAS II от ISO 14001
с точки зрения требований к участвующей организации, таким образом, являются:
необходимость публикации ежегодных экологических заявлений или обновлений к
ним, необходимость демонстрации соответствия применимому природоохранному
законодательству и улучшения экологической результативности, открытого диалога
с общественностью в отношении воздействия на окружающую среду.
Некоторые консультационные организации, работающие в
Российской Федерации, используют методологические подходы EMAS II.
Продвижению EMAS в России, Беларуси и Украине был посвящен ряд
международных проектов (Экологический…, 2000), однако сертификация /
регистрация систем экологического менеджмента в соответствии с требованиями EMAS
II в России распространения не получила.
Некоторые консультационные организации, работающие в
Российской Федерации, используют методологические подходы EMAS II.
Продвижению EMAS в России, Беларуси и Украине был посвящен ряд
международных проектов (Экологический…, 2000), однако сертификация /
регистрация систем экологического менеджмента в соответствии с требованиями EMAS
II в России распространения не получила.
С учетом результатов, достигнутых в Великобритании, а также
с применением подходов так называемого эко-картирования (Ecomapping) в 2005 г.
Европейская Комиссия начала пропагандировать особый (облегченный) подход к
внедрению систем экологического менеджмента на малых и средних предприятиях — EMAS
Easy. В 2005 г. в государствах, недавно вошедших в состав Евросоюза
были организованы специальные программы, направленные на подготовку
экологов-консультантов и аудиторов. Интересен тот факт, что, по результатам
программы, в 2007 г. опыт подготовки специалистов было решено распространить на
такие страны, как Испания, Франция, Португалия, Кипр, Мальта и Греция и др. По
мнению экспертов, успех программе обеспечила именно упрощенная, четко
изложенная методология внедрения СЭМ, применимая даже для самых мелких
предприятий.
Подобные схемы, программы, проекты широко распространены в
США, Австралии, Гонконге и других странах. Многие программы на начальном этапе
преследовали цель распространения таких рыночных инструментов экологического
регулирования, как оценка воздействия на окружающую среду и экологический аудит
(в 70е и 80-е годы). Затем акцент был перенесен на распространение систем
экологического менеджмента, в то время как аудит стал рассматриваться прежде
всего как неотъемлемый инструмент функционирования таких систем.
В ряде стран для организаций, внедривших и добившихся
сертификации систем экологического менеджмента, введены также льготные условия
получения природоохранных разрешений, представления экологической отчетности,
участия в тендерах по госзакупкам. В некоторых случаях оказывается и финансовая
поддержка (субсидии, налоговые льготы при покупке более эффективного
технологического или средозащитного оборудования и пр.)
Каждая программа учитывает приоритеты экономического
развития, особенности национальных стратегий в области охраны окружающей среды
и экологической результативности, законодательства (национального и
регионального), но все схемы и программы направлены на мотивацию руководителей
организаций к внедрению систем экологического менеджмента и улучшение экологической
результативности, а тем самым, к распространению экологически целесообразных
методов ведения дел в организациях.
|