В. Д. Венцель, В. С. Сердюк, С. В. Янчий
Основы промышленной экологии и природопользования Учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 136 с.
Глава 1. Основы экологического права
1.1. Общие понятия
Любые общественные
отношения должны осуществляться посредством правового регулирования. И сегодня
экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из
отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. Кроме того,
экологическое право является наукой и учебной дисциплиной. С принятием и
вступлением в силу Федерального закона «Об охране окружающей среды»,
интенсивным развитием земельного законодательства, проведением административной
реформы органов государственной власти Российской Федерации за последние два
года наступил новый этап в развитии экологического права. Сегодня наступил
процесс «экологизации» отдельных отраслей права.
Эффективными
средствами обеспечения соблюдения экологических требований законодательства могут быть только нормы международного, административного, уголовного, гражданско-правового законодательства,
принимаемые и изменяемые с учетом анализа судебной практики, а также иного
практического опыта применения норм экологического права лицами, участвующими в
процессе природопользования.
Экологическое право можно определить как
совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения
в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального
использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений.
Предмет экологического
права делят на три составные части:
1) природоохранное
право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные
отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих
природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей
окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования
всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;
2) природоресурсное
право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных
природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального
использования земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного
воздуха;
3) нормы других
самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные
с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы
административного права, уголовного права, нормы международного права).
Методом экологического
права
является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие
методы:
-
экологизации
(проявление
общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия,
проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы
общественных отношений, регулируемые правом);
-
административно-правовой
и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права – из отношений
власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах
регулирования);
-
историко-правовой
и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер,
возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок,
знание будущих состояний, процессов и явлений).
В первоочередном порядке
охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и
природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.
Система экологического
права –
это совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной
последовательности.
Объектами экологического
права
является то, по поводу чего совершается правовое регулирование.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит к объектам охраны
окружающей среды:
-
земли,
недра, почвы;
-
поверхностные
и подземные воды;
-
леса
и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;
-
атмосферный
воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В России представлены
экосистемы девяти биомов: полярные пустыни, арктические и субарктические
тундры, лесотундры, тайга, широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни
и пустыни. Около 69 % земель России приходится на леса, которые составляют 22 %
от площади лесов мира (и 26 % по объему запасов древесины). Второе по площади место
среди типов естественных угодий принадлежит природным сенокосам и
пастбищам – свыше 4 млн. кв. км. Морские побережья России имеют
протяженность около 60 тыс. км. Россия обладает самыми богатыми в мире ресурсами
водно-болотных угодий (около 120 тыс. рек общей длиной 2,3 млн. кв. км болот).
В России находятся местообитания многих редких и исчезающих видов растений и
животных, включенных в Красную книгу Всемирного союза охраны природы и Красную
книгу России (атлантический морж, серый тюлень, белый медведь, редкие виды
гусей, казарок, лебедей, хищные птицы и др.), и крупные популяции ряда видов,
находящихся на грани исчезновения в иных регионах мира (медведь, волк и др.). Сохранение
биоразнообразия insitu обеспечивается более чем 15,5 тыс. различных охраняемых
природных территорий (разных категорий, режима охраны, уровня управления),
общая площадь которых превышает 11% площади страны.
Правоотношение – это возникающее в
соответствии с требованиями норм права общественное отношение, участники
которого имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантируемые
государством.
Экологические
правоотношения – общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия
общества и природы и урегулированные нормами экологического права. Основаниями
возникновения правоотношений являются юридические факты.
Юридические факты – это конкретные
жизненные факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или
прекращение правовых отношений. По волевому признаку все юридические факты делятся
на события и действия.
События – такие юридические
факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения
(например, стихийные бедствия). События подразделяются на абсолютные (не
зависят от воли кого-либо) и относительные (связаны с действиями человека).
Действия – это факты, которые
зависят от сознания и воли людей. Причем бездействие – это пассивное действие с
точки зрения юриспруденции. Действия подразделяются на правомерные (или
позитивные) и неправомерные (или негативные – что есть правонарушения).
Надо отметить, что действие – это наиболее распространенное основание возникновения
экологических правоотношений.
По содержанию прав и
обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на
четыре категории:
1)
природопользователи
– носители прав и обязанностей по рациональному использованию природных
ресурсов и охране природной среды;
2)
органы
представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы
государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и
на контроль за охраной природной среды;
3)
общественные
объединения экологического профиля;
4)
органы
судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью
экологических правоотношений.
Источники экологического
права.
Нормативные правовые акты являются одним из источников права в науке
юриспруденции наряду с другими источниками (правовые обычаи, судебные
прецеденты). Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и
подзаконные акты.
Источниками права
являются: международные документы, Конституция РФ; конституционные законы;
федеральные законы; акты Президента РФ (указы, распоряжения); акты
Правительства РФ (постановления, распоряжения); нормативные правовые акты
федеральных министерств и ведомств. Законодательство субъектов РФ: конституции,
уставы субъектов РФ; законы субъектов РФ; акты глав
субъектов РФ; акты органов исполнительной власти субъектов РФ; акты
местного самоуправления.
Конституция РФ. Нормы
Конституции РФ можно разбить на две группы: первая – непосредственно
посвященная экологическим отношениям, вторая – опосредованно участвующая в их
регулировании. К первой относятся ст. 9, 36, 42, 58, 72; ко второй –
ст. 1, 2, 7, 8, 17–19, 45–48, 57. Согласно Конституции РФ каждый имеет
право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и
окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются
основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на
территории Российской Федерации.
Среди относящихся к
экологическому праву законов России нужно отметить Федеральный закон «Об
охране окружающей среды». Он определяет правовые основы
государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие
сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной
окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях
удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка
в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Этот Закон регулирует
отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при
осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на
природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой
жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном
шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Данный Закон содержит
понятия, являющиеся основными понятиями экологического права, и основные
принципы охраны окружающей среды, объекты охраны окружающей среды. Законом
установлены полномочия органов государственной власти РФ и
субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды,
полномочия органов местного самоуправления, права и обязанности граждан, общественных
объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей
среды. В Федеральномй законе «Об охране окружающей среды» определены
методы экономического регулирования и нормативы в области охраны окружающей
среды, а также порядок их установления: нормативы качества окружающей среды,
нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы допустимых
выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативы образования отходов
производства и потребления и лимиты на их размещение, нормативы допустимых физических
воздействий на окружающую среду, нормативы допустимого изъятия компонентов
природной среды, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую
среду. Законом установлены требования в области охраны окружающей среды при
осуществлении хозяйственной и иной деятельности, условия охраны редких и
находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов,
зеленого фонда городских и сельских поселений, редких и находящихся под угрозой
исчезновения почв, задачи государственного экологического мониторинга и
экологического контроля. Отдельные главы Закона посвящены научным исследованиям
в области охраны окружающей среды, основам формирования экологической культуры,
ответственности за экологические правонарушения, международному сотрудничеству
в области охраны окружающей среды.
|