Л.В. Мисун, И.Н. Мисун, В.М. Грищук
Инженерная экология в АПК пособие / под ред. проф. Л.В. Мисуна. – Мн.: БГАТУ, 2007. – 302с.
2. Экологическая политика и природоохранное законодательство Республики Беларусь
2.3. Экологическое просвещение, образование и воспитание
Экологическое воспитание и просвещение формирует у человека сознательное
восприятие окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения
к природе, к разумному использованию ее богатств, пониманию важности приумножения
естественных ресурсов. В современных условиях экологическое воспитание и
просвещение – важнейшая из основ процесса гармонизации взаимодействия общества
с природой, формирования у населения высокосознательного, ответственного отношения
к обеспечению благоприятной по качеству окружающей среды.
Экологическое
просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разумного
общения с природой, совершенствования методов и способов рационального
природопользования. Ключевым моментом в этом образовательном процессе должно
стать формирование новой социальной и экологической нравственности. На смену
лозунгам «Мы не можем ждать милостей у природы, взять их у нее – наша задача!»
или «Человек – царь природы» должны прийти установки на разумное и бережное отношение
к Природе, нашему общему дому – планете Земля [4].
Экологические
ошибки и промахи не всегда объективно неизбежны. Природа вынуждена терпеть наше
равнодушие, иногда нежелание «мыслить глобально, действовать локально». И
природа нередко становится заложницей тех псевдоэкологических обоснований,
которые были воплощены в смертельные для нее технические проекты, облеченные
сиюминутными хозяйственными интересами.
Поэтому современный инженер, это прежде всего специалист, наделенный
экологической логикой в своей профессиональной деятельности, который обязан изыскивать
все возможные резервы для минимизации экологического риска и ущерба природной
среде, воспринимать принцип «не убий» в глубоко осознанном его значении,
пронизывающем все аспекты инженерной деятельности.
Одним из условий успешного проведения такой экологической
политики является создание системы непрерывного экологического образования,
воспитания и просвещения населения, включающей: формирование экологической
культуры воспитанников детских дошкольных учреждений; экологическое воспитание
и образование в учреждениях, обеспечивающих получение среднего,
профессионально-технического и среднего специального образования; формирование
экологической культуры студенческой молодежи; экологическое образование и
просвещение в системах переподготовки кадров и повышения квалификации.
Для решения этой задачи в РБ разработаны и
утверждены Концепция и Республиканская программа совершенствования образования
в области охраны окружающей среды. Министерством природных ресурсов и охраны
окружающей среды РБ (Минприроды) разработана Республиканская многоуровневая
интегрированная программа по образованию, воспитанию и просвещению в области
окружающей среды на 2005–2010 гг., которая, помимо обучения,
осуществляемого учреждениями национальной системы образования, предусматривает
создание системы экологического просвещения с участием общественных
организаций, средств массовой информации (СМИ), учреждений здравоохранения,
культуры (библиотеки, музеи, дома творчества и др.), государственных природоохранных
учреждений, организаций спорта и туризма и др.
Важное значение для совершенствования системы экологического
воспитания отводится реализации положений Конвенции о доступе к информации,
участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по
вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусской конвенции), регулярное
информирование населения о состоянии окружающей среды в стране и мерах по ее
оздоровлению. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды
осуществляется выпуск сборников нормативных документов, информационных
бюллетеней, обзоров, докладов и другой литературы экологической направленности.
|