Л.В. Мисун, И.Н. Мисун, В.М. Грищук
Инженерная экология в АПК пособие / под ред. проф. Л.В. Мисуна. – Мн.: БГАТУ, 2007. – 302с.
2. Экологическая политика и природоохранное законодательство Республики Беларусь
2.2. Законодательная и нормативно-правовая база в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
В Республике Беларусь уделяется
значительное внимание проблеме укрепления экологического правопорядка. В
Концепции национальной безопасности среди важнейших поставлена задача по
созданию целостной общегосударственной системы охраны окружающей среды и
рационального использования природных ресурсов. Выполнение указанной задачи
требует объединения усилий всех государственных органов, организаций и граждан
в обеспечении исполнения и соблюдения экологического законодательства
Республики Беларусь.
Эффективное применение экологического
законодательства Республики Беларусь обеспечивается при наличии следующих
условий:
-
доведения содержания эколого-правовых норм до сведения тех, чье
поведение ими регулируется;
-
усвоения участниками экологических отношений содержания эколого-правовых
норм как эталона поведения;
-
выработки единой практики квалификации деяний, являющихся экологическими
правонарушениями, которая принята природоохранными и правоохранительными органами.
Охрана
окружающей среды начинается с установления:
-
нормативов качества окружающей среды;
-
нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;
-
лимитов на природопользование.
Нормативы качества окружающей среды и
нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также иные нормативы в
области охраны окружающей среды устанавливаются Министерством природных ресурсов
и охраны окружающей среды Республики Беларусь и иными специально
уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии
с их компетенцией.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на уровне, обеспечивающем
экологическую безопасность, и применяются для оценки состояния окружающей среды
и нормирования допустимого воздействия на нее.
К нормативам качества окружающей среды
относятся:
- нормативы предельно допустимых
концентраций химических и иных веществ;
-
нормативы предельно допустимых физических воздействий;
-
нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов.
К нормативам допустимого воздействия на окружающую среду относятся:
- нормативы
допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ;
- нормативы
образования отходов производства;
- нормативы
допустимых физических воздействий (количество тепла, уровень шума, вибрации,
ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических
воздействий);
- нормативы
допустимого изъятия природных ресурсов;
- нормативы
допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
- нормативы
иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении
хозяйственной и другой деятельности, устанавливаемые законодательством
Республики Беларусь.
Лимиты на природопользование представляют
собой установленные природопользователям на определенный период времени объемы
предельного использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов и сбросов
загрязняющих веществ, размещения отходов и иных видов вредного воздействия на
окружающую среду.
К факторам, влияющим на процесс создания
эффективной системы экологического законодательства, относятся также социальные,
идеологические, культурно-исторические, экологические, экономические, организационные
и нравственно-воспитательные. Определенное влияние оказывают:
-
ухудшение экологической обстановки и уровня жизни в результате
катастрофы на Чернобыльской АЭС;
-
рост изношенности производственных мощностей и других жизнеобеспечивающих
систем;
-
использование несовершенных технологий;
-
ухудшение состояния финансовой системы;
-
природные бедствия и катастрофы;
-
функционирование экологически опасных производств и проведение военных
учений в сопредельных государствах;
-
глобальное сокращение биологического разнообразия;
-
низкий уровень экологического воспитания;
-
отсутствие достаточного количества специалистов по природоохранным вопросам
на предприятиях, в учреждениях и организациях.
В последние годы в Республике Беларусь
ведется целенаправленная работа по совершенствованию природоохранного
законодательства, принят ряд важнейших Законов: «Об охране окружающей среды»,
«О государственной экологической экспертизе»; «О налогах за пользование природными
ресурсами (экологический налог)»; «Об отходах»; «Об особо охраняемых природных
территориях и объектах»; «О правовом режиме территорий, подвергшихся
радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»; «Об
охране и использовании животного мира»; «Об охране атмосферного воздуха»; «О
радиационной безопасности населения»; «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; «О питьевом
водоснабжении»; «О гидрометеорологической деятельности»; «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов»; «О перевозке опасных грузов»;
«Об охране озонового слоя»; кодекс Республики Беларусь о недрах; водный кодекс
Республики Беларусь; земельный кодекс; лесной кодекс и др.
Важным направлением повышения
экологической безопасности Беларуси является международное сотрудничество в
этой сфере. Наша экологическая политика постоянно корректируется с учетом новых
реалий. Основополагающими в этом плане явились документы и рекомендации
конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) и общеевропейских встреч министров окружающей среды в Люцерне (1993 г.), Софии (1995 г.) и Орхусе (1998 г.).
Республика Беларусь уделяет большое
внимание выполнению международных Конвенций и подписанных к ним протоколов,
стороной которых она является. Это:
-
Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других
материалов (ратифицирована 30.12.75 г.);
-
Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования
средств воздействия на природную среду (ратифицирована 23.05.78 г.);
-
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (ратифицирована
13.01.1980 г.);
-
Венская Конвенция об охране озонового слоя (ратифицирована 20.06.1986 г.);
-
Монреальский Протокол о веществах разрушающих озоновый слой (ратифицирован
31.10.1988 г.);
-
Лондонская поправка к Монреальскому Протоколу о веществах, разрушающих
озоновый слой (ратифицирована 10.06.96 г.);
-
Конвенция ООН о биологическом разнообразии (ратифицирована 10.06.1993 г.);
-
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися
под угрозой исчезновения (СИТЕС) (присоединение 20.12.1994 г.);
-
Рамочная Конвенция ООН об изменении климата (ратифицирована 25.04.2000 г.);
-
Рамсарская Конвенция (ратифицирована 25.05.99 г.);
-
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном
контексте (подписана 26.02.91 г.);
-
Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение
главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, утверждена Указом
Президента Республики Беларусь от 25 мая 1999 г.;
-
Конвенции о ядерной безопасности, утверждена Указом Президента
Республики Беларусь от 2 сентября 1998 г.;
-
Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия
решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды,
утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 1999 г. № 726;
-
Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий, ратифицированная
Законом Республики Беларусь от 30 апреля 2003 г.;
-
Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных
озер, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г.;
-
Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных, утвержденная
Указом Президента Республики Беларусь от 12 марта 2003 г.;
-
Международная конвенция по охране новых сортов растений, ратифицированная
Законом Республики Беларусь от 24 июня 2002 г.;
-
Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в
тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно
в Африке, утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г.;
-
Картахенский протокол по биобезопасности от 29 января 2000 г. к Конвенции о биологическом разнообразии, ратифицирован Законом Республики Беларусь от 6
мая 2002 г.;
-
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов
и их удалением, утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 16 сентября
1999 г.;
-
Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом
и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, ратифицирована Законом Республики
Беларусь от 17 июля 2002 г.; и др.
В целях выполнения вышеуказанных
международных природоохранных конвенций и соглашений в Республике Беларусь
разработаны и осуществляются мероприятия, способствующие улучшению
экологической обстановки в республике, созданию правового механизма
природоохранной деятельности.
|