Т.Ю. Овсянникова
Экономика строительного комплекса: Экономическое обоснование и реализация инвестиционных проектов
Учебное пособие – Томск: Изд-во Томск. гос. архит.-строит. ун-та, 2003. – 239 с.
Предыдущая

3. Инвестиции и инвестиционный процесс

3.5. Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Первое десятилетие экономических реформ в России не оставило иллюзий относительно механизмов саморегулирования свободного рынка. Сильной экономике нужно сильное государство, которое в условиях рыночной экономики лишь заменяет свои функции директивного управления функциями регулирования. В качестве решающего аргумента в дискуссии о необходимости государственного регулирования приведем  известное высказывание американского ученого В. Леонтьева[41], который, анализируя экономическое положение СССР накануне экономических преобразований, сравнивает рыночную экономику с яхтой в море: «Чтобы дела шли хорошо, нужен ветер – это заинтересованность. Руль – государственное регулирование. У американской экономики слабый руль. Нельзя делать так, как говорил Рейган – поднимите паруса, пусть их наполнит ветер, и идите в кабину коктейли пить. Так нас и на скалы вынесет, разобьем яхту вдребезги. У Советского Союза сейчас наоборот: ветер не наполняет паруса, а тогда и руль не помогает. Я думаю, что более правильно делают японцы. У них, конечно, есть частная инициатива, но и государство играет большую роль, влияя на развитие экономики в лучшем направлении. Из всех капиталистических стран, у которых можно чему-то поучиться, я бы выбрал не США, а Японию»[42].

По мнению академика О.Т. Богомолова, «дискуссии по вопросу о степени и мере государственного интервенционизма продолжаются, но сама необходимость его все менее отрицается»[43].

Однако до сих пор предметом научных дискуссий остаются формы и методы государственного регулирования рыночной экономики, в теории и на практике отрабатываются новые направления и инструменты государственной политики.

Главной целью государственного регулирования инвестиционной сферы является создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности и повышения эффективности инвестиций. Поэтому механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности должен включать в себя пять основных элементов (рис. 3.12).

Рис. 3.12. Механизм государственного регулирования инвестиционной

деятельности

Нормативно-правовое регулирование заключается в разработке правовой базы, определяющей формы инвестиционной деятельности, условия ее осуществления и другие «правила игры». В числе самых первых «рыночных» законов, принятых в Российской Федерации, были законы «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и «Об иностранных инвестициях  в РСФСР»[44].

Этими законами были определены объекты и субъекты инвестиционной деятельности, права и обязанности субъектов инвестирования, формы и методы государственного регулирования и гарантии субъектам инвестиционной деятельности, в том числе иностранным инвесторам. В настоящее время капитальные вложения в Российской Федерации регулируются законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», а вложения иностранного капитала в экономику России регулируются законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»[45]. В дополнение к этим законам действуют около 300 различных нормативных актов федерального уровня, регулирующих, в той или иной степени, инвестиционную деятельность.

Налоговое регулирование является важнейшим элементом государственного регулирования инвестиционной деятельности. Налоговая система осуществляет две основные функции: регулирующую и фискальную[46]. Соответственно, налоговое регулирование инвестиционного рынка заключается, с одной стороны,  в стимулировании инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и граждан, а, с другой стороны, в перераспределении доходов, получаемых от инвестиционной деятельности между инвесторами и государством. Механизм налогового стимулирования основан, прежде всего, на системе налоговых льгот, которые предоставляются инвесторам. Действующая налоговая система в Российской Федерации с принятием второй части Налогового Кодекса[47] свела к минимуму налоговые льготы, предоставляемые ранее инвесторам. Тем не менее, Кодексом предусмотрены налоговые льготы для физических лиц, осуществляющих инвестиции в строительство, приобретение жилого дома или квартиры. Сумма произведенных инвестиционных затрат вычитается из совокупного дохода гражданина, уменьшая, тем самым, налогооблагаемый доход. Также не облагаются налогом доходы граждан в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам. Не облагаются подоходным налогом доходы граждан от инвестиций в государственные ценные бумаги и банковские вклады в российских банках[48].

Налоговое регулирование может не только стимулировать, но и сдерживать инвестиционную деятельность. В некоторых странах Европы при намерении осуществить строительство промышленного предприятия на территории города нужно заплатить инвестиционный налог.

Финансово-кредитное регулирование заключается как в установлении финансовых параметров инвестиционного рынка, так и в оказании финансовой поддержки или прямом финансировании наиболее эффективных или социально значимых проектов.

Например, устанавливаемая государством в лице Центрального Банка ставка рефинансирования определяет уровень процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков; ставок доходности по государственным ценным бумагам. Иными словами, устанавливает «цену» капитала как инвестиционного ресурса. Высокие процентные ставки коммерческих банков, в свою очередь, сдерживают развитие кредитной системы, в частности системы ипотечного кредитования, как важнейшего источника инвестиционных ресурсов. В нашей стране достаточно высокая ставка рефинансирования Центрального Банка, что объясняется многими факторами, прежде всего экономической нестабильностью и высокой инфляцией. Однако основным направлением государственной финансовой политики является постепенное снижение ставки от 210 % в конце 1993 г. до 18 % в начале 2003 г.

Опыт стран с развитой экономикой показывает, что уровень процентных ставок является сильнейшим экономическим регулятором. Например, ставка рефинансирования, установленная Федеральной резервной системой США, в 2001 году снижалась восемь раз. Последнее снижение – с 3,5 % до 3 % – с целью поддержания экономики и финансовых рынков произошло сразу же после терактов 11.09.2001 г. в Нью-Йорке. Одновременно были снижены процентные ставки Европейским центральным банком – с 4,25 % до 3,75 %. В это же время Банк Японии объявил о снижении процентных ставок с 0,25 % до 0,1 % [49].

 Амортизационное регулирование основано на формировании единой системы возмещения инвестору первоначальной стоимости основного капитала и  нематериальных активов, в создание которых были вложены инвестиции. Амортизационные отчисления, т.е. средства, начисляемые на восстановление основных фондов и нематериальных активов, являются важнейшим источником новых инвестиций. В нашей стране в последние годы доля амортизации в структуре источников  инвестиций составляла около 20 %[50], в то время как  в США она составляет 70 %, в Германии – 64 %, Японии –50 %[i].

Представляя собой, по сути, возврат стоимости инвестированного капитала, амортизационные отчисления включаются в расходы предприятия и по действующему законодательству выведены из-под налогообложения. Поэтому процесс начисления амортизационных средств регулируется  государством. Все амортизируемое имущество распределяется по десяти амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого основные фонды или нематериальные активы служат для выполнения целей деятельности  инвестора. В течение этого срока производится исчисление амортизации, которая является основным инвестиционным ресурсом предприятия.

Изменения в амортизационной политике государства в последние годы, переход от жесткого установления норм амортизации по всей номенклатуре основных фондов к установлению амортизационных групп с сокращением сроков использования основных фондов позволяют ускорить процесс возмещения инвестированного капитала и увеличить инвестиционные ресурсы предприятия.

Техническое регулирование  – это установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В настоящее время техническое регулирование основано, прежде всего, на техническом нормировании, инструменте государственного регулирования, который применяется во всех отраслях материального производства. Тем более важным это является применительно к такому сложному  процессу, каковым является инвестиционный процесс.

С 1 января 1995 года в строительстве действует система нормативных документов[51], которая состоит из нескольких видов нормативных документов:

-  строительные нормы и правила (СНиП), которые представляют собой обязательные требования и включают нормы проектирования, нормы производства работ, нормы расхода строительных материалов и ресурсов, сметные нормы и т.д.;

-  свод правил по проектированию и строительству (СП) – нормативные документы, рекомендующие технические решения или процедуры и определяющие способы достижения соответствия обязательным требованиям норм, правил и стандартов;

-  территориальные строительные нормы и правила    (ТСН) – нормативные документы, принятые на территориальном уровне;

-  стандарты.

Главная задача системы нормативных документов в строительстве – обеспечение безопасности, надежности, прочности, экономичности инвестиционной продукции, защиты прав потребителей, общества и государства.

Однако система нормативных документов, регулирующих вопросы безопасности и качества товаров, общий перечень которых достиг 60 тысяч наименований[52], перестанет действовать с 2010 года. В соответствии с Законом РФ «О техническом регулировании»[53] на смену многочисленным нормативам придут технические регламенты. Технический регламент – это документ, который принят международным договором Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Одним из элементов технического регулирования  в строительстве является система сертификации строительных материалов и конструкций с целью гарантирования качества строительной продукции и защиты прав потребителя.

Стандартизация осуществляется в целях повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, экологической безопасности, повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышения конкурентоспособности продукции и т.д.

Система технического регулирования включает также обязательное лицензирование проектной и строительной деятельности[54]. Лицензия – документ, выдаваемый хозяйствующему субъекту (предприятию) и удостоверяющий его право заниматься указанной в лицензии деятельностью. При получении лицензии организация должна подтвердить свое право заниматься проектной или строительной деятельностью наличием квалифицированных кадров, специального оборудования и техники, стабильностью финансового состояния и т.д.

Эффективный механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности, основные инструменты которого мы рассмотрели выше, является неотъемлемой частью единой системы государственного регулирования рыночной экономики, целью которой является обеспечение устойчивого экономического роста государства.



[41] ЛЕОНТЬЕВ (Leontief) Василий Васильевич (1906 -1998) – американский экономист. Родился в России в 1906 г., с 1931 жил и работал в США.  Разработал в 30-е гг. ХХ века метод экономико-математического анализа «затраты - выпуск» для изучения межотраслевых связей, структуры экономики и  составления межотраслевого баланса. В 1973 г. стал лауреатом Нобелевской премии.

[42] Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика / В. Леонтьев: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с. – С.15.

[43] Богомолов О.Т. Роль государства в современной рыночной экономике /О.Т. Богомолов // Politeconom. – 1997. – №3-4. – С. 17-20. – С. 20.

[44] Об инвестиционной деятельности в РСФСР от  26 июня 1991г. ,  №1488-1;  Об иностранных инвестициях в РСФСР от 4 июля 1991 г. №1545-1.

[45]  Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ в ред. ФЗ от 02.01.2000 № 22-ФЗ; Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от  9 июля 1999 года № 160-ФЗ в ред. ФЗ от 21.03.2002 №31-ФЗ.

[46] От лат. fiscus – единая общегосударственная казна Римской империи. См. Современный словарь иностранных слов. – СПб.: «Дуэт», 1994. – 752 с.)

[47] Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ

[48] Налоговое регулирование осуществляется не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации. Так, областная дума Томской области в 2002 г. приняла закон «О предоставлении налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность», в соответствии с которым инвесторы крупных проектов получают льготы по налогам на имущество и налогам на прибыль.

[49] Русский фокус// Еженедельный деловой журнал. 2001. – №24. – С. 7, 12.

[50] Инвестиционная и строительная деятельность в Российской Федерации в 2001 г. и январе 2002 г. // Строительная газета . –  №10. – С. 5.

[51] СНиП 10-01-94 Система нормативных документов в строительстве. Основные положения. Издание официальное. Введены в действие постановлением Госстроя России от 17.05.1994 г. № 18-38.

[52]Иванов В. Техническое регулирование: семь лет до совершенства //Строительные ведомости. – 2003. – №18 (182) – С.1,13.

[53] Закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12.02 №184-ФЗ, вступил в действие с 01.07.2003.

[54] Лицензирование осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2002 № 174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства», утвердившим положения о лицензировании деятельности по проектированию, строительству и инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений // Экономика строительства. – 2002. –№ 7. –С.51-64.

Предыдущая