Т.Ю. Овсянникова
Экономика строительного комплекса: Экономическое обоснование и реализация инвестиционных проектов
Учебное пособие – Томск: Изд-во Томск. гос. архит.-строит. ун-та, 2003. – 239 с.
3. Инвестиции и инвестиционный процесс
3.5. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
Первое десятилетие экономических реформ в России не
оставило иллюзий относительно механизмов саморегулирования свободного рынка.
Сильной экономике нужно сильное государство, которое в условиях рыночной
экономики лишь заменяет свои функции директивного управления функциями
регулирования. В качестве решающего аргумента в дискуссии о необходимости
государственного регулирования приведем известное высказывание американского
ученого В. Леонтьева[41],
который, анализируя экономическое положение СССР накануне экономических
преобразований, сравнивает рыночную экономику с яхтой в море: «Чтобы дела шли
хорошо, нужен ветер – это заинтересованность. Руль – государственное
регулирование. У американской экономики слабый руль. Нельзя делать так, как
говорил Рейган – поднимите паруса, пусть их наполнит ветер, и идите в кабину
коктейли пить. Так нас и на скалы вынесет, разобьем яхту вдребезги. У
Советского Союза сейчас наоборот: ветер не наполняет паруса, а тогда и руль не
помогает. Я думаю, что более правильно делают японцы. У них, конечно, есть
частная инициатива, но и государство играет большую роль, влияя на развитие
экономики в лучшем направлении. Из всех капиталистических стран, у которых
можно чему-то поучиться, я бы выбрал не США, а Японию»[42].
По мнению академика О.Т. Богомолова, «дискуссии по
вопросу о степени и мере государственного интервенционизма продолжаются, но
сама необходимость его все менее отрицается»[43].
Однако до сих пор предметом научных дискуссий остаются
формы и методы государственного регулирования рыночной экономики, в теории и на
практике отрабатываются новые направления и инструменты государственной
политики.
Главной целью государственного регулирования
инвестиционной сферы является создание благоприятных условий для
осуществления инвестиционной деятельности и повышения эффективности инвестиций.
Поэтому механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности
должен включать в себя пять основных элементов (рис. 3.12).
Рис. 3.12. Механизм государственного регулирования
инвестиционной
деятельности
Нормативно-правовое регулирование заключается в разработке правовой базы, определяющей
формы инвестиционной деятельности, условия ее осуществления и другие «правила
игры». В числе самых первых «рыночных» законов, принятых в Российской
Федерации, были законы «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и «Об
иностранных инвестициях в РСФСР»[44].
Этими законами были определены объекты и субъекты
инвестиционной деятельности, права и обязанности субъектов инвестирования,
формы и методы государственного регулирования и гарантии субъектам
инвестиционной деятельности, в том числе иностранным инвесторам. В настоящее
время капитальные вложения в Российской Федерации регулируются законом «Об
инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме
капитальных вложений», а вложения иностранного капитала в экономику России
регулируются законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»[45].
В дополнение к этим законам действуют около 300 различных нормативных актов
федерального уровня, регулирующих, в той или иной степени, инвестиционную
деятельность.
Налоговое регулирование является важнейшим элементом государственного
регулирования инвестиционной деятельности. Налоговая система осуществляет две
основные функции: регулирующую и фискальную[46].
Соответственно, налоговое регулирование инвестиционного рынка заключается, с
одной стороны, в стимулировании инвестиционной активности хозяйствующих
субъектов и граждан, а, с другой стороны, в перераспределении доходов,
получаемых от инвестиционной деятельности между инвесторами и государством.
Механизм налогового стимулирования основан, прежде всего, на системе налоговых
льгот, которые предоставляются инвесторам. Действующая налоговая система в
Российской Федерации с принятием второй части Налогового Кодекса[47]
свела к минимуму налоговые льготы, предоставляемые ранее инвесторам. Тем не
менее, Кодексом предусмотрены налоговые льготы для физических лиц,
осуществляющих инвестиции в строительство, приобретение жилого дома или
квартиры. Сумма произведенных инвестиционных затрат вычитается из совокупного
дохода гражданина, уменьшая, тем самым, налогооблагаемый доход. Также не
облагаются налогом доходы граждан в сумме, направленной на погашение процентов
по ипотечным кредитам. Не облагаются подоходным налогом доходы граждан от
инвестиций в государственные ценные бумаги и банковские вклады в российских
банках[48].
Налоговое регулирование может не только стимулировать,
но и сдерживать инвестиционную деятельность. В некоторых странах Европы при
намерении осуществить строительство промышленного предприятия на территории
города нужно заплатить инвестиционный налог.
Финансово-кредитное регулирование заключается как в установлении финансовых параметров
инвестиционного рынка, так и в оказании финансовой поддержки или прямом
финансировании наиболее эффективных или социально значимых проектов.
Например, устанавливаемая государством в лице
Центрального Банка ставка рефинансирования определяет уровень процентных ставок
по депозитам и кредитам коммерческих банков; ставок доходности по
государственным ценным бумагам. Иными словами, устанавливает «цену» капитала
как инвестиционного ресурса. Высокие процентные ставки коммерческих банков, в
свою очередь, сдерживают развитие кредитной системы, в частности системы
ипотечного кредитования, как важнейшего источника инвестиционных ресурсов. В нашей стране достаточно высокая ставка
рефинансирования Центрального Банка, что объясняется многими факторами, прежде
всего экономической нестабильностью и высокой инфляцией. Однако основным
направлением государственной финансовой политики является постепенное снижение
ставки от 210 % в конце 1993 г. до 18 % в начале 2003 г.
Опыт стран с развитой экономикой показывает, что
уровень процентных ставок является сильнейшим экономическим регулятором.
Например, ставка рефинансирования, установленная Федеральной резервной системой
США, в 2001 году снижалась восемь раз. Последнее снижение – с 3,5 % до 3 % – с
целью поддержания экономики и финансовых рынков произошло сразу же после
терактов 11.09.2001 г. в Нью-Йорке. Одновременно были снижены процентные ставки
Европейским центральным банком – с 4,25 % до 3,75 %. В это же время Банк Японии
объявил о снижении процентных ставок с 0,25 % до 0,1 % [49].
Амортизационное регулирование основано на
формировании единой системы возмещения инвестору первоначальной стоимости
основного капитала и нематериальных активов, в создание которых были вложены
инвестиции. Амортизационные отчисления, т.е. средства, начисляемые на
восстановление основных фондов и нематериальных активов, являются важнейшим
источником новых инвестиций. В нашей стране в последние годы доля амортизации в
структуре источников инвестиций составляла около 20 %[50],
в то время как в США она составляет 70 %, в Германии – 64 %, Японии –50 %[i].
Представляя собой, по сути, возврат стоимости
инвестированного капитала, амортизационные отчисления включаются в расходы
предприятия и по действующему законодательству выведены из-под налогообложения.
Поэтому процесс начисления амортизационных средств регулируется государством.
Все амортизируемое имущество распределяется
по десяти амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного
использования. Сроком полезного использования признается период, в течение
которого основные фонды или нематериальные активы служат для выполнения целей
деятельности инвестора. В течение этого срока производится исчисление
амортизации, которая является основным инвестиционным ресурсом предприятия.
Изменения в
амортизационной политике государства в последние годы, переход от жесткого установления
норм амортизации по всей номенклатуре основных фондов к установлению
амортизационных групп с сокращением сроков использования основных фондов
позволяют ускорить процесс возмещения инвестированного капитала и увеличить
инвестиционные ресурсы предприятия.
Техническое регулирование – это установление,
применение и исполнение обязательных требований к продукции, процессам
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В настоящее
время техническое регулирование основано, прежде всего, на техническом
нормировании, инструменте государственного регулирования, который применяется
во всех отраслях материального производства. Тем более важным это является
применительно к такому сложному процессу, каковым является инвестиционный
процесс.
С 1 января 1995 года в строительстве действует
система нормативных документов[51],
которая состоит из нескольких видов нормативных документов:
-
строительные нормы и правила (СНиП), которые представляют собой обязательные
требования и включают нормы проектирования, нормы производства работ, нормы
расхода строительных материалов и ресурсов, сметные нормы и т.д.;
-
свод правил по проектированию и строительству (СП) – нормативные
документы, рекомендующие технические решения или процедуры и
определяющие способы достижения соответствия обязательным требованиям норм,
правил и стандартов;
-
территориальные строительные нормы и правила (ТСН) – нормативные
документы, принятые на территориальном уровне;
-
стандарты.
Главная задача системы нормативных документов в
строительстве – обеспечение безопасности, надежности, прочности, экономичности
инвестиционной продукции, защиты прав потребителей, общества и государства.
Однако система нормативных документов, регулирующих
вопросы безопасности и качества товаров, общий перечень которых достиг 60 тысяч
наименований[52],
перестанет действовать с 2010 года. В соответствии с Законом РФ «О техническом
регулировании»[53]
на смену многочисленным нормативам придут технические регламенты.
Технический регламент – это документ, который принят международным договором
Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения
требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе
зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Одним из элементов технического регулирования в
строительстве является система сертификации строительных материалов и
конструкций с целью гарантирования качества строительной продукции и защиты
прав потребителя.
Стандартизация осуществляется в целях повышения уровня
безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических
лиц, экологической безопасности, повышения уровня безопасности объектов с
учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
повышения конкурентоспособности продукции и т.д.
Система технического
регулирования включает также обязательное лицензирование проектной и
строительной деятельности[54].
Лицензия – документ, выдаваемый хозяйствующему субъекту (предприятию) и
удостоверяющий его право заниматься указанной в лицензии деятельностью. При
получении лицензии организация должна подтвердить свое право заниматься
проектной или строительной деятельностью наличием квалифицированных кадров,
специального оборудования и техники, стабильностью финансового состояния и т.д.
Эффективный механизм государственного регулирования
инвестиционной деятельности, основные инструменты которого мы рассмотрели выше,
является неотъемлемой частью единой системы государственного регулирования
рыночной экономики, целью которой является обеспечение устойчивого экономического
роста государства.
[41]
ЛЕОНТЬЕВ (Leontief) Василий Васильевич (1906 -1998) – американский экономист. Родился в России в 1906 г., с 1931 жил и работал в США. Разработал в 30-е гг. ХХ века метод экономико-математического
анализа «затраты - выпуск» для изучения межотраслевых связей, структуры
экономики и составления межотраслевого баланса. В 1973 г. стал лауреатом Нобелевской премии.
[42]
Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика / В.
Леонтьев: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с. – С.15.
[43]
Богомолов О.Т. Роль государства в современной рыночной экономике /О.Т.
Богомолов // Politeconom. – 1997. – №3-4. – С. 17-20. –
С. 20.
[44]
Об инвестиционной деятельности в РСФСР от 26 июня 1991г. , №1488-1; Об
иностранных инвестициях в РСФСР от 4 июля 1991 г. №1545-1.
[45]
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ в
ред. ФЗ от 02.01.2000 № 22-ФЗ; Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в
Российской Федерации» от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ в ред. ФЗ от 21.03.2002
№31-ФЗ.
[46]
От лат. fiscus – единая
общегосударственная казна Римской империи. См. Современный словарь иностранных
слов. – СПб.: «Дуэт», 1994. – 752 с.)
[47]
Налоговый кодекс Российской Федерации.
Часть вторая. 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ
[48]
Налоговое регулирование осуществляется не только на федеральном уровне, но и на
уровне субъектов Федерации. Так, областная дума Томской области в 2002 г. приняла закон «О предоставлении налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиционную
деятельность», в соответствии с которым инвесторы крупных проектов получают
льготы по налогам на имущество и налогам на прибыль.
[49]
Русский фокус// Еженедельный деловой журнал. 2001. – №24. – С. 7, 12.
[50]
Инвестиционная и строительная деятельность в Российской Федерации в 2001 г. и январе 2002 г. // Строительная газета . – №10. – С. 5.
[51]
СНиП 10-01-94 Система нормативных документов в строительстве. Основные
положения. Издание официальное. Введены в действие постановлением Госстроя России
от 17.05.1994 г. № 18-38.
[52]Иванов
В. Техническое регулирование: семь лет до совершенства //Строительные
ведомости. – 2003. – №18 (182) – С.1,13.
[53]
Закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12.02 №184-ФЗ, вступил в действие
с 01.07.2003.
[54]
Лицензирование осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ
от 21.03.2002 № 174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и
строительства», утвердившим положения о лицензировании деятельности по
проектированию, строительству и инженерным изысканиям для строительства зданий
и сооружений // Экономика строительства. – 2002. –№ 7. –С.51-64.
|