Е.П. Кияткина; С.В. Федорова
Экономика строительства
Учебное пособие. Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2011. - 71с.
Предыдущая

2. Организация, как основное звено экономики

2.2. Классификация предприятий

Важным признаком классификации предприятия является их отраслевая принадлежность. В основу этой классификации положены различия выпускаемой продукции по ее назначению, способам производства и характеру потребления. В зависимости от этого предприятия разделяются на сырьевые и перерабатывающие (добыча, транспортировка и переработка нефти, газа и т.п.), машиностроительные, предприятия строительного комплекса, транспорта, связи, химической промышленности и т.д.

Предприятия, действующие в любой из отраслей, сильно отличаются друг от друга по размерам и масштабам производства и делятся на крупные, средние и малые.

К средним  обычно относят предприятия с численностью персонала от100 до 500 человек, к крупным – на которых работают более 500 человек. Особое место в современной экономике занимают малые предприятия.

К ним относятся предприятия с ограниченной численностью работников в зависимости от их принадлежности к различным отраслям экономики.

Предприятия классифицируются и по назначению выпускаемой продукции. Это могут быть предприятия, производящие продукцию производственно-технического назначения: оборудование, строительные материалы, комплектующие детали и т.д., а также – производящие предметы потребления.

По формам собственности предприятия делятся на частные, государственные, муниципальные и кооперативные. Эти различия предприятий учитываются при отнесении их к той или иной организационно-правовой форме.

Классификация предприятий очень важна для разработки

нормативной   и  технологической   документации, которая может

быть типовой для однородных предприятий. В то же время в любой принятой классификации есть определенная условность. Часто отраслевая принадлежность не имеет четкого определения, поэтому очень много предприятий имеют межотраслевую структуру и являются многопрофильными, выпускающими продукцию широкого ассортимента. Требования конкуренции заставляют предприятия выходить за рамки узкой специализации.

Предыдущая