Е.П. Кияткина; С.В. Федорова
Экономика строительства
Учебное пособие. Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2011. - 71с.
2. Организация, как основное звено экономики
2.2. Классификация предприятий
Важным признаком классификации
предприятия является их отраслевая принадлежность. В основу этой классификации
положены различия выпускаемой продукции по ее назначению, способам производства
и характеру потребления. В зависимости от этого предприятия разделяются на
сырьевые и перерабатывающие (добыча, транспортировка и переработка нефти, газа
и т.п.), машиностроительные, предприятия строительного комплекса, транспорта,
связи, химической промышленности и т.д.
Предприятия, действующие в любой из
отраслей, сильно отличаются друг от друга по размерам и масштабам производства
и делятся на крупные, средние и малые.
К средним обычно относят предприятия с
численностью персонала от100 до 500 человек, к крупным – на которых работают
более 500 человек. Особое место в современной экономике занимают малые
предприятия.
К ним относятся предприятия с
ограниченной численностью работников в зависимости от их принадлежности к
различным отраслям экономики.
Предприятия классифицируются и по назначению
выпускаемой продукции. Это могут быть
предприятия, производящие продукцию производственно-технического назначения:
оборудование, строительные материалы, комплектующие детали и т.д., а также –
производящие предметы потребления.
По формам собственности предприятия делятся на частные, государственные, муниципальные и
кооперативные. Эти различия предприятий учитываются при отнесении их к той или
иной организационно-правовой форме.
Классификация предприятий очень важна
для разработки
нормативной и технологической документации,
которая может
быть типовой для однородных предприятий. В то же время
в любой принятой классификации есть определенная условность. Часто отраслевая
принадлежность не имеет четкого определения, поэтому очень много предприятий имеют
межотраслевую структуру и являются многопрофильными, выпускающими продукцию
широкого ассортимента. Требования конкуренции заставляют предприятия выходить
за рамки узкой специализации.
|