Глава 6. Порядок составления локальных смет
6.2. Единичные расценки. Калькуляция
Единичная расценка (ЕР) предназначена для определения
прямых затрат в сметной стоимости строительства по видам строительно-монтажных
работ и представляет произведение норм расхода ресурсов на цены ресурсов и
образует сумму прямых затрат в сметном деле. Прямые затраты на единицу
измерения вида работ называют единичной расценкой. Объемы работ умножают
на единичные расценки и, суммируя их, получают прямые затраты в смете.
В единичной расценке прямые затраты приводятся в
рублях по статьям затрат: оплата труда рабочих-строителей, затраты на
эксплуатацию машин (включают оплату труда машинистов), затраты на материалы.
Единичные расценки объединены в сборники ЕР-2001.
Сборники ЕР-2001 разработаны с учетом многолетнего опыта сметного нормирования
проектными и научными организациями, региональными координационными центрами по
ценообразованию в строительстве на базе единой методологии государственных
элементных сметных норм ГЭСН-2001 и отраслевых элементных сметных норм
ОЭСН-2001, утвержденных Госстроем России.
Сборники единичных расценок применяются в обязательном
порядке для составления сметной документации на строительство объектов,
финансируемых за счет средств государственного бюджета всех уровней и целевых
внебюджетных фондов. Сборники ЕР являются основной составной частью системы
ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на
территории российской Федерации.
После ликвидации Госстроя России в 2004 г. его функции перешли к Министерству регионального развития Российской Федерации. Регулирование
вопросов ценообразования в субъектах Российской Федерации осуществляют
Региональные центры по ценообразованию в строительстве.
Сборники единичных расценок разработаны в базисном
уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. и подразделяются на: федеральные (ФЕР), территориальные (ТЕР) и отраслевые (ОЕР).
Федеральные единичные расценки (ФЕР) разработаны на
основе ГЭСН для 1-го базисного района Российской Федерации (Московской области)
и применяются на всей территории Российской Федерации с использованием
коэффициентов индексации для каждого региона страны при разработке сметной
документации.
Вся сметная документация для регионов Российской
Федерации составляется по единичным расценкам 1 го района и только в конце
сметы вводится региональная индексация, учитывающая местные условия
строительства, территориальный уровень цен, географические особенности.
ФЕР используется для формирования инвесторских смет и
подготовки тендерной документации. Такое построение и система единичных
расценок позволяет широко использовать автоматизацию разработки смет,
возрастает роль вычислительной техники и программных средств для выпуска
сметной документации, что особенно важно в условиях функционирования рыночной
системы ценообразования. Единичные расценки корректировке не подлежат.
Сборники ФЕР являются составной частью системы
ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на
территории Российской Федерации (47 сборников). В сборниках нумерация единичных
расценок соответствует нумерации ГЭСН, на основе которых разработаны
соответствующие сборники ФЕР (ОЕР).
ФЕР учитывают весь комплекс затрат на выполнение
строительных работ в нормальных условиях, при положительной температуре.
При производстве работ в особых условиях
(стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со
специфическими факторами и других более сложных производственных условиях, по
сравнению с учтенными в ГЭСН) руководствуются положениями, изложенными в
Указаниях по применению ФЕР на строительные и специальные строительные работы (ФЕР-2001)
МДС 81-36-2004.
Структура единичной расценки приведена в таблице. В
графе 1 указан номер расценки, который имеет восьмизначную нумерацию.
Пример кодификатора расценки 28-01-001-1:
– первая группа цифр (28) — порядковый номер сборника
федеральных или отраслевых единичных расценок (ФЕР, ОЕР);
– вторая группа цифр (01) — порядковый номер раздела
сборника ФЕР или ОЕР;
– третья группа цифр (001) определяет порядковый номер
таблицы в данном разделе ФЕР или ОЕР, совпадающий с порядковым номером, соответствующим
таблице сборников ГЭСН или ОЭСН;
– четвертая группа цифр — порядковый номер единичной
расценки в данной таблице, соответствующий порядковому номеру в таблице
сборников ГЭСН или ОЭСН.
В графе 2
единичной расценки «Наименование и характеристика строительных работ и
конструкций» приводятся соответствующие количественные параметры строительных
работ и конструкций, а также наименование материалов и конструкций, стоимость
которых в единичной расценке не учтена.
Такие единичные расценки условно называют «открытыми».
Единичные расценки, учитывающие все затраты, носят название «закрытые».
В закрытых расценках учтены все виды затрат, включая
сметные цены на материалы, с видом франко-приобъектный склад строительства
объекта, заготовительно-складские расходы, расходы посредников в сфере
обращения, транспортные затраты в размере 13 % от отпускных цен
предприятия-изготовителя (поставщика) с учетом стоимости тары, упаковки,
погрузочных работ и реквизита.
Отраслевые сборники единичных расценок (сборники ОЕР)
разработаны для специализированных видов строительства: транспортного,
энергетического, горнокапитального, газопроводов, водохозяйственного и т.п. ОЕР
разработаны по тем же правилам, что и федеративные единичные расценки на основе
отраслевых элементных сметных норм (утвержденных Госстроем России). Сборники
ОЕР утверждаются отраслями (ведомствами) в установленном порядке и подлежат
обязательной регистрации в Госстрое России.
Структура сборников ОЕР такая же, как и структура ФЕР.
В графе 1
(таблица 1) цифра расценок:
– первая группа цифр (2 знака) обозначает порядковый
номер сборника ОЕР;
– вторая группа цифр (2 знака) обозначает порядковый
номер раздела сборника ОЕР;
– третья группа цифр (3 знака) обозначает порядковый
номер таблицы ОЕР, совпадающий с порядковым номером соответствующей таблицы
сборника ОЭСН;
– четвертая группа цифр обозначает порядковый номер
единичной расценки в данной таблице, соответствующей порядковому номеру
элементной сметной нормы в таблице сборника ОЭСН.
В графе 2
единичной расценки ОЕР приведены наименование и характеристика работ, а также
наименование материалов, не учтенных в единичных расценках.
В графе 3
единичных расценок, приведены прямые затраты в рублях.
Величина прямых затрат формируется, как сумма: оплаты
труда рабочих (графа 4); затрат по эксплуатации машин (графа 5),
с включением в них оплаты труда машинистов (графа 6); сметной стоимости
материалов (графа 7).
В графе 8
приводится величина затрат труда рабочих в человеко-часах.
Нумерация единичных расценок, их наименование и единицы
измерения в таблицах ОЕР-2001-28 совпадают с нумерацией, наименованием и
единицами измерения норм в аналогичных таблицах ОЭСН-2001-28.
В железнодорожном строительстве отраслевые единичные
расценки предназначены для определения прямых затрат в сметной стоимости при
выполнении работ по строительству верхнего строения пути железных дорог колеи 1520 мм, электрификации железных дорог, сигнализации, централизации и блокировки железных дорог. ОЕР
отражают среднеотраслевой уровень организации строительного производства.
В ОЕР-2001 (сборник № 28) все единичные расценки
являются закрытыми и учитывают сметную стоимость работ с видом
франко-стройплощадка (франко-приобъектный склад с учетом услуг посредников,
заготовительно-складских расходов, транспортных расходов в размере 13 % от
отпускной цены поставщика.
Однако (как указано в технической части ОЕР-2001
№ 28) ряд расценок не учитывают сметную стоимость материалов; такие
расценки называют открытыми. Используя ОЭСН-2001 и сборники отпускных
цен на строительные материалы, определяется наименование, расход неучтенных
материалов, их отпускная цена и доли путем разработки калькуляций формируется
сметная цена. Сметная цена неучтенных материалов вводится в локальную смету
отдельной строкой за открытой расценкой.
В качестве примера приведена расценка ОЕР-2001,
28-01-032. В графе 7, материалы, сделан прочерк, т.е. материал в
расценке не учтен. Используя ОЭСН, находим наименование неучтенного материала —
это балласт, с расходом на 1 м3 геометрического объема в призме 1,17 м3 балласта, далее определяется отпускная цена и затраты на транспортирование балласта
от поставщика (карьера) до строящегося участка железной дороги.
В технической части ОЕР-2001 № 28 приводятся
особенности построения некоторых расценок, так расценками не учтены затраты на
транспортирование материалов верхнего строения пути от звеносборочной или
приобъектной материальной базы к месту укладки или от места их разборки на
базу. В частности, доставка звеньев пути, блоков стрелочных переводов и
рельсовых плетей при перевозке:
– по эксплуатируемым путям ОАО «РЖД» России (по
отраслевому сборнику сметных цен на перевозки грузов для строительства
ОССП-2001;
– по строящимся путям;
– по тарифам временной эксплуатации;
– укладочных материалов для поэлементной укладки и от
разборки пути, стрелочных переводов и глухих пересечений.
Дальность транспортирования определяется расстоянием
от оси звеносборочной или приобъектной материальной базы середины укладочного
участка пути.
В расценках на укладку звеньев пути и стрелочных переводов
учтена погрузка укладочных материалов на звеносборочной или приобъектной
материальной базы на подвижной состав и выгрузка на месте работ.
В качестве примеров приводятся калькуляции на
определение сметной стоимости 1 м3 гравийно-песчаного балласта и
транспортирование рельсошпальной рельсошпальной решетки.
Пример.
Разработка калькуляции на определение сметной цены на транспортирование 1 м3 гравийно-песчаного балласта.
Исходные данные:
– единичная расценка на балластировку пути не
учитывает стоимость балласта и его транспортировку к месту строительства —
расценка «открытая»;
– место строительства — Пермский край;
– масса 1 м3 гравийно-песчаного балласта —
1,6 т.
– расстояние транспортируемого балласта по
эксплуатации пути ОАО («РЖ») — 130 км.
– расстояние транспортируемого балласта по строящемуся
участку — 90 км (в расчет принимается половина пути строящегося участка).
Отпускная цена балласта принимается по сметному
сборнику отпускных цен на материалы, изделия и конструкции для строительства
объектов железнодорожного транспорта в базисном уровне цен по состоянию на
01.01.2000 г. (ОСОН-2001) и составляет 60 руб. за 1 м. Стоимость балласта заносится в локальную смету отдельной строкой за «открытой» единичной
расценкой в графе сметы 5 и 7.
В отпускную цену не входят: подача вагонов и их уборка
на станциях отправления, то же на станциях назначения, и транспортирование
балласта от поставщика (карьера) до строящегося участка.
На транспортирование гравийно-песчаного балласта
разрабатываются калькуляции; результат записывания в локальную смету в строку
за единичной расценкой, а результат заносится в графы 6, 7 и 9.
«Эксплуатация машин». Затраты на подачу и уборку
вагонов на подъездные пути не общего пользования на станции отправления
учитываются в размере 60 руб. за 1 т (ОССП-2001)
Затраты по подаче и уборке вагонов на станции
назначения и от станции назначения к месту произведения работ при одновременной
подаче четырех вагонов составляют 23,2 руб. за 1 т балласта.
В проекте по строящемуся участку пути предусмотрена
одновременная подача десяти вагонов.
В ОССП-2001 предусмотрен коэффициент Кв =
1,56, учитывающий увеличение стоимости при подаче в составе свыше четырех
вагонов. Затраты на перевозку балласта хоппер-дозаторами и думпкарами от
станции отправления до станции назначения по эксплуатируемым путям ОАО «РЖД»
приняты по отраслевому сборнику сметных цен на перевозки грузов для
строительства ОССП-2001 (на 130 км принят 15,47 руб. за 1 т).
Затраты на транспортирование балласта приняты по
тарифам временной эксплуатации ОВЭ (проектный № 10-01-18 с коэффициентом
индексации для Пермского края по состоянию на 2001г. К = 20,96, тариф — 0,61
руб. за 1 ткм).
Затраты по разгрузке балласта и уборка подвижного
состава учтены в ценах подачи и уборке вагонов на станции назначения (табл.
6.1).
Таблица
6.1
Калькуляция
сметной цены на транспортирование 1 м3 балласта
гравийнопесчаного, цены 2001 г.
№ п/п
|
Статьи затрат
|
Расчет на
транспортирование 1 м3 балласта гравийнопесчаного
|
Обоснование
|
1
|
Подача
и уборка вагонов на станции отправления
|
60 руб. за 1
т;
6,0 · 1,6 = 9,6 руб./м3
|
6,0
— тариф по ОССП2001;
1,6 — масса балласта 1 м3
|
2
|
Транспортирование
балласта от станции отправления до станции назначения (130 км)
|
15,47 руб. за
1 т;
15,47 · 1,6 = 24 руб./м3
|
ОССП2001,
раздел 2 п. 19
|
3
|
Транспортирование
балласта по строящемуся участку
(90 км)
|
0,029 · 20,96
=
= 0,61
руб./ткм;
0,61 · 1,6 ·
45 =
= 43,92
руб./м3
|
Тарифы
на перевозку грузов для строительства по строящемуся участку ОВЭ; прейскурант
№ 100118 (для Пермского края) — 2,9 коп. за 1 ткм. Кн пересчитан
к 2001 г., составляет 20,96. Расстояние перевозки
рассчитывается на половину строящегося участка, т.е. 90/2 = 45 км
|
4
|
Подача и
уборка состава на станции назначения с количеством десяти вагонов в составе
|
23,2 · 1,56 =
= 36,19
руб./т;
36,19 · 1,6 =
= 57,90 руб.
|
ОССП2001,
раздел 2,
п. 19 и 21. За транспортировку четырех вагонов в составе расходы составляют
23,2 руб./т, а до де
сяти вагонов в составе — вводится коэффициент 1,56
|
|
Итого сметная
стоимость транспортирования гравийнопесчаного балласта
|
9,6 + 24 + 43,92 + 57,9 =
=
135,42 руб./м3
|
|
Примечание.
Рассчитываемая величина транспортирования на 1 м3 балласта (135,42
руб./м3) вносится в локальную смету в строку за единичной расценкой.
Калькуляция 2. На определение сметной стоимости транспортирования звеньев
железнодорожного пути к месту укладки. Измеритель на 1 км пути. Цены на 1 января 2000 г.
Исходные данные:
– район строительства — Пермский край;
– длина строящегося участка — 90 км;
– рельсы Р65;
– число деревянных шпал на 1 км — 1840 шт.;
– длина рельсов — 25 м;
– сцепления нераздельные;
– масса (вес) 1 км верхнего строения пути — 355 т;
– расстояние транспортирования рельсошпальной решетки
от звеносборочной базы до строящегося участка осуществляется на расстоянии 130 км по действующей сети железных дорог ОАО «РЖД». Транспортные расходы учитывают все затраты,
связанные с перевозкой от звеносборочной базы до строящегося участка (места
укладки), включая железнодорожный тариф, затраты по подаче и уборке вагонов,
оплату труда сопровождающих рабочих-строителей с накладными расходами и сметной
прибылью. (Отраслевой сборник цен на перевозки грузов для строительства
ОССП-2001, 2007 г., раздел 2, п. 11);
– затраты на транспортирование звеньев по строящемуся
участку, принимаются по тарифам временной эксплуатации (ОВЭ).
В расценках на укладку звеньев пути стрелочных
переводов учтена погрузка укладочных материалов на звеносборочной базе на
подвижной состав и выгрузка на месте работ (отраслевые единичные расценки на
строительные работы ОЕР-2001, сборник № 28, железные дороги).
Пример расчета транспортных затрат приведен в табл.
6.2.
Таблица 6.2
Калькуляция
на транспортирование верхнего строения пути
от шпалоукладочной базы до места укладки, цены 2001 г.
№ п/п
|
Статьи затрат
|
Расчет на 1 м3
рельсошпальной решетки
|
Обоснование
|
1
|
Транспортирование
звеньев верхнего строения пути: Р65, шпалы деревянные с 1840 шт. на 1 км на
расстояние 130 км, по эксплуатируемому пути ОАО «РЖД»
|
19 260,0 + 73,
4 · 80 =
= 25 132,0 руб./км,
19 260,0 —
транспортные расходы при транспортировании на расстояние до 50 км;
73,4
добавляется на каж
дый последующий 1 км расстояния
130 – 50 = 80
км
|
ОССП2001,
раздел 2,
п. 11, табл. 1
|
2
|
Затраты
на транспортирование звеньев верхнего строения пути по строящемуся участку —
90 км
|
355 · 90 = 31
950 т,
355 — масса 1
км звеньевого пути;
90 — длина
строящегося участка пути;
31950 ·
0,61,45 =
= 887 027,5
руб.;
45 — половина
длины строящегося участка
Затраты
на транспортирование 1 км пути по строящемуся участку
887 027,5/90 =
= 9855,9 руб.
|
ОССП2001,
раздел 2,
п. 12. Тариф на перевозку строительных грузов по строящимся железнодорожным
линиям ОВЭ, принят по прейскуранту № 100118 (для Пермского края) за 1 ткм —
0,61 руб.
|
|
Итого
транспортные расходы на перевозку 1 км рельсошпальной решетки составит
|
25 132 +
9855,9 =
= 34 987,9 руб./км
|
|
Заключение. Таким образом, чтобы закрыть «открытую» расценку, нужно добавить к
единичной расценке (ЕН-2001) стоимость неучтенных материалов и их
транспортирование от поставщика к строительной площадке, определить
наименование и расход неучтенных материалов (см ОСЭН-2001 или ГЭСН-2001), для
чего определяется сметная цена неучтенных материалов. Сметная цена материалов
определяется как сумма отпускной цены и затрат на их транспортирование.
Отпускная цена принимается по отраслевым сборникам
отпускных цен на материалы, изделия и конструкции для строительства объектов
железнодорожного транспорта в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000 г.
(ОСОН-2001, 2003 г.; вписывается в локальной смете отдельной строкой за
«открытой» расценкой).
Транспортные расходы принимаются по отраслевому
сборнику сметных цен на перевозки грузов для строительства ОССП-2001 (ОАО
«РЖД»-2007) и тарифам на временную эксплуатацию строящихся железных дорог (ОВЭ,
прейскурант № 10-01-18); подсчитанная величина вписывается в локальной смете
отдельной строкой за «открытой» расценкой, показывается в графе «эксплуатация
машин».
Территориальные сборники единичных расценок (ТЕР) используются в конкретном
территориальном регионе Российской Федерации в уровне цен по состоянию на 1
января 2000 г.
Сборники ТЕР разрабатываются на основании ГЭСН и
вводятся в действие администрациями субъектов Российской Федерации; в
обязательном порядке регистрируются в Госстрое России в соответствии с руководящими
документами по строительству (РДС 10-202-94) и включаются в перечень
действующей нормативной документацией в строительстве.
Сборники ТЕР привязаны к местным условиям
строительства и служат основанием для разработки сметной документации на строительство,
осуществляемое в соответствующих административно-территориальных районах
Российской Федерации (регионах).
Сборники ТЕР имеют ту же структуру, что и ФЕР.
Сборники ТЕР пока разработаны для небольшого количества территориальных районов
Российской Федерации. Применение территориальных единичных расценок в других
регионах на территории субъекта Российской Федерации не допускается.
ОЕР и ТЕР учитывают полный комплекс затрат на
выполнение строительных работ в нормальных условиях, при положительной температуре
и не осложненных внешними фракциями. При производстве работ в особых условиях:
стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со
специфическими факторами, а также в других более сложных производственных
условиях по сравнению с предусмотренными в сборниках ГЭСН (ОСЭН),
руководствуются правилами, изложенным в «Указаниях по применению федеральных
единичных расценок на строительные и специальные строительные работы МДС
81-3.2004».
Применение индексов пересчета в текущие цены от цен
2000 года для ФЕР, ОЕР, ТЕР, пересчитанных в цены какого-либо региона, отрасли,
не допускается.
Все транспортные расходы, на материалы, перечисленные
в технической части сборника № 28 «Железные дороги» ОЕР-2001-28, показываются в
локальной смете в графе «Эксплуатация машин». Транспортные расходы исчисляются
по отраслевому сборнику сметных цен на перевозки грузов для строительства
ОССП-2001 (ОАО «РЖД»)-2007 г.
Единичные расценки на ремонтно-строительные работы
(ФЕРр-2001) (МДС 81-38.2004)
разработаны межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и
промышленности строительных материалов (МЦЦС) Госстроя России и Комитета по
эксплуатации жилищного фонда Санкт-Петербурга и введены в действие с 9 марта
2004г. Постановлением Госстроя России от 09.03.2004 г. № 37 для 1-го
базового района Российской Федерации (Московская область) в уровне цен по
состоянию на 01.01.2000 г.; предназначены для расчетов стоимости
ремонтно-строительной продукции при формировании инвесторских смет и подготовки
тендерной документации, определения сметной стоимости ремонтно-строительных
работ и расчетов за выполненные ремонтно-строительные работы. ФЕРр-2001
разработаны на основании Государственных элементных сметных норм на
ремонтно-строительные работы — ГЭСНр-2001, в которых учтены среднеотраслевой
оптимальный и организационный уровни ремонтно-строительного производства,
применяемые строительные материалы и изделия, строительные машины. Каждому
сборнику ГЭСНр соответствует сборник ФЕРр с теми же нормами.
Принятый в ФЕРр порядок определения сметных цен на
материалы, изделия и конструкции, затрат труда, оплату труда
рабочих-строителей, затраты на эксплуатацию машин и автотранспортных средств и
оплату труда рабочих, управляющих машинами, соответствует порядку, приведенному
в Указаниях по применению федеральных единичных расценок на строительные и
специальные строительные работы (ФЕР).
ФЕРр учитывает усложнение условия производства
ремонтно-строительных работ, выражающиеся в рассредоточенности объектов и
объемов работ, ограниченных возможностями применения высокопроизводительных
средств механизации, повышенные затраты ручного труда, транспортировки
материалов в рабочей зоне, стесненности, вблизи действующего оборудования.
В ФЕРр сметные цены на строительные материалы, изделия
и конструкции включают средние сложившиеся отпускные цены и транспортные
расходы в размере 13 % от отпускных цен, учитывающих доставку от
франко-оклада изготовителя (поставщика) до франко-приобъектного склада
строительства объекта, включая заготовительно-складские расходы и расходы
посредников.
Затраты на перебазирование строительных машин
учитываются в сметной документации отдельной строкой на основании калькуляций.
Форма таблиц сборников ФЕРр соответствует форме таблиц
ФЕР. Количество сборников ФЕРр-69; в числе сборников имеются сборники на
разборку конструкций, работы при реконструкции зданий и сооружений.
В случае отсутствия в сборниках ФЕРр необходимых
расценок на разборку конструкций затраты также учитывают в сметной документации
по соответствующим единичным расценкам сборников ФЕР без учета стоимости
материальных ресурсов (материалов), но при этом к оплате труда
рабочих-строителей, к затратам на эксплуатацию строительных машин применяются
коэффициенты: при разборке сборных бетонных и железобетонных конструкций,
деревянных конструкций — 0,8, то же, внутренние санитарно-технические
устройства (водопровод, газопровод, канализация, отопление, водостоки,
вентиляция) — 0,4; то же, металлических конструкций — 0,7.
В ФЕРр учтена стоимость электрической и тепловой энергии,
сжатого воздуха и воды от постоянных источников снабжения.
В ФЕРр не учтены затраты по погрузке-вывозе
строительного мусора и материалов, не годных для дальнейшего применения,
получаемых при разборке конструктивных элементов зданий и сооружений и инженерно-технологического
оборудования. Эти затраты определяются исходя из действующих тарифов на
перевозки грузов для строительства, массы мусора в тоннах и расстояний
транспортировки его от строительной площадки до места свалки (затраты
отражаются в локальных сметах).
В ФЕРр не учтены и оплачиваются отдельно затраты по
затариванию мусора в мешки, стоимости мешков, спуску мусора вручную на носилках
или в мешках.
Пересчет сметной стоимости от базовых цен 2000 г. В
текущие цены производится базисно-индексационным методом.
|