Внешнеэкономическая деятельность и внешняя торговля

Полезное


Б.А. Волков, Кокин М.В. и др.
Проектно-сметное дело в железнодорожном строительстве

Учебник для вузов. Москва: 2012.

Предыдущая

Глава 12. Техническое нормирование в строительстве

12.2. Элементы рабочего времени

Элементы рабочего времени и времени использования машин классифицируются по характерным признакам, позволяющим отнести их к соответствующим видам затрат. Несмотря на сходность некоторых затрат рабочего времени исполнителей и времени использования строительных машин, имеются специфические признаки отдельных элементов затрат времени. Поэтому в техническом нормировании рабочее время исполнителей и времени использования строительных машин классифицируются раздельно с учетом характера его использования для работы и перерывов, отношения выполняемой работы к производственному заданию, степени необходимости и полезности выполняемой работы, интенсивности использования машин.

При разработке производственных норм затраты рабочего времени исполнителей и времени использования строительных машин подразделяются на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым относятся те виды затрат времени, которые должны входить в производственную норму и без которых невозможна нормальная организация производственного процесса. Ненормируемые — это непроизводительные затраты времени, например, простои из-за плохой организации труда, нарушения рабочими трудовой дисциплины, а также простои по причинам, не зависящим от технического персонала. К ненормируемым относятся также затраты времени на работы, не относящиеся к выполняемому процессу. Ненормируемые затраты независимо от причин их возникновения не учитываются в производственной норме, а потери рабочего времени исполнителей и времени использования машин подробно анализируются с целью их сокращения и устранения.

Нормируемые затраты рабочего времени исполнителя складываются из времени работы по заданию, времени перерывов на отдых и личные надобности, а также технологических перерывов, связанных со спецификой строительно-монтажного процесса.

Время работы по заданию включает время подготовительно-заключительной, основной и вспомогательной оперативной работы.

Подготовительная работа — обеспечение условий, необходимых для выполнения строительного процесса, заключительная — уборка рабочего места (инструмента, инвентаря, приспособлений, материалов и т.п.). Подготовительная работа может выполняться один или несколько раз в смену. Время подготовительной работы за смену носит постоянный характер и не зависит от объема основной работы. Подготовительно-заключительная работа на задание выполняется при получении конкретного задания (получение наряда, изучение чертежей, указания технического персонала о порядке выполнения работы, сдача работы после ее окончания). Это время зависит от количества полученных заданий в течение смены.

Время основной оперативной работы складывается из времени, затраченного на изменение размеров, формы, внешнего вида, свойств, состояния, взаимного расположения предметов труда, т.е. затрат времени на получение продукции в данном строительном процессе.

Время вспомогательной оперативной работы включает в себя затраты рабочего времени на дополнительные операции, обеспечивающие нормальные условия выполнения основной работы и технологически связанные с выполнением данного строительно-монтажного процесса (подноска материалов, перестановка подмостей, переходы рабочих, технологически связанные с процессом, и т.д.). Время вспомогательной работы пропорционально объему основной работы.

Время перерывов на отдых и личные надобности — это периодические перерывы в работе исполнителей, необходимые для восстановления нормальной трудоспособности и удовлетворения естественных потребностей.

Технологические перерывы обусловлены организационной и технологической структурой выполняемого строительно-монтажного процесса, например, перерыв в работе шофера во время погрузки грунта в автосамосвал, перерыв в работе монтеров пути во время перетягивания и подъема звена рельсошпальной решетки путеукладчиком. При проектировании строительно-монтажных процессов необходимо стремиться к такой организации работ, чтобы технологические перерывы были бы сведены к минимуму.

Ненормируемые затраты времени состоят из времени непредвиденной работы, лишней работы, а также времени организационных, случайных простоев и потерь рабочего времени из-за нарушений трудовой дисциплины.

Время непредвиденной работы (работа не в соответствии с заданием) складывается из производительных затрат времени, сопровождающихся получением продукции, не относящейся к данному процессу. Например, во время монтажа конструкций каркаса здания монтажники разгружали железобетонные блоки с автомобилей.

Время лишней работы связано главным образом с излишней обработкой строительной продукции, исправлением бракованной продукции или выполнением работ, не предусмотренных технологией и возникающих по вине рабочего или технического персонала.

К организационным простоям относятся потери рабочего времени из-за плохой организации работ на строительной площадке: ожидание доставки материалов и конструкций, неправильная расстановка рабочих, отсутствие фронта работ, отсутствие указаний технического персонала и т.д. Случайные простои охватывают перерывы в работе, не зависящие от инженерно-технического персонала и рабочих. К ним относятся простои из-за атмосферных условий (ливень, туман, низкая температура, сильный ветер), перебои в подаче на строительную площадку электроэнергии, воды, пара и т.п.

Потери рабочего времени из-за нарушений трудовой дисциплины вызываются опозданиями на работу, преждевременным уходом с работы перед обеденным перерывом и в конце смены, посторонними разговорами.

Нормируемое время использования строительных машин состоит из времени работы в соответствии с заданием, времени неустранимой холостой работы и времени регламентированных перерывов в работе, связанных с нормируемым процессом.

Время работы по заданию слагается из времени работы машины под полной нагрузкой и обоснованно пониженной нагрузкой. Под полной нагрузкой машина работает в оптимальном режиме с паспортной производительностью, например, работа подъемного крана с максимальным использованием его грузоподъемности при данном вылете стрелы. Обоснованно пониженная нагрузка при работе машины имеет место в тех случаях, когда в силу организационных и технологических причин невозможно обеспечить оптимальный режим ее работы с полной загрузкой рабочего органа.

Время неустранимой холостой работы машины связано со спецификой механизированного строительно-монтажного процесса и особенностями работы данной машины. Принято выделять цикличную и нецикличную неустранимую работу вхолостую. К цикличной неустранимой работе вхолостую относится, например, обратный ход бульдозера при разработке грунта, время поворота барабана бетономешалки в исходное положение после выгрузки замеса и т.п. К нецикличной неустранимой работе вхолостую относятся затраты времени на передвижение машины к месту работы и обратно в начале и в конце смены, технологические переходы машин в процессе работы, например, перемещение шпалоподбивочной машины с одного участка работы на другой. Время работы машины под полной обоснованно пониженной нагрузкой и неустранимой работы вхолостую находится в прямой зависимости от объема работы.

Регламентированные перерывы в работе машин обусловлены спецификой выполняемого процесса, техническим уходом за машиной, отдыхом и личными надобностями рабочих, обслуживающих машину.

Технологические перерывы подразделяются на цикличные и периодические. К цикличным перерывам относится, например, перерыв в работе крана при строповке конструкции. Периодические перерывы в работе машин связаны главным образом с перемещением их с одного рабочего места на другое.

Перерывы в связи с техническим уходом за машиной представляют собой в основном перерывы на подготовительно-заключительные работы в начале, конце или в течение смены (технический осмотр, мелкий крепежный ремонт, заправка горючим и водой, смазка отдельных узлов и т.д.).

Ненормируемые затраты времени использования машин включают время непредвиденной и лишней работы, устранимую работу вхолостую, а также простои машин по организационным причинам, случайные и из-за нарушений трудовой дисциплины.

Непредвиденная работа — это работа, не соответствующая выполняемому процессу, или с неполной нагрузкой машины. Последнее имеет место, например, при неполной загрузке ковша скрепера, неполной загрузке емкости бетономешалки и др. Работа с неполной загрузкой не может учитываться при проектировании нормы, так как не соответствует нормальной технологии процесса. Тем не менее при анализе процессов работу с неполной нагрузкой следует относить к производительным затратам времени, так как результатом ее является выпуск продукции.

Лишняя работа при выполнении механизированного процесса — это работа машины, в результате которой не происходит прироста продукции или улучшения ее качества. Например, перемешивание компонентов бетона в бетономешалке сверх нормативного времени цикла.

Устранимая работа вхолостую обычно имеет место при нарушении нормального режима загрузки рабочего органа машины, например неравномерная подача сыпучих материалов на ленту транспортера.

Простои машин, относящиеся к нерегламентированным перерывам, аналогичны простоям в немеханизированных процессах.

К простоям по организационным причинам относятся простои из-за отказа машин вследствие плохого ремонта или технического обслуживания, отсутствия фронта работ, перебоев в подаче автомобилей и др.

Случайные простои возникают в результате сложных атмосферных условий, перерывов в подаче энергии от внешних источников и т.д.

Простои из-за нарушений трудовой дисциплины рабочих, обслуживающих машины, являются следствием опозданий, преждевременного ухода с работы, посторонних разговоров и т.д.

Предыдущая


Copyright © 2007-2022, Недвиговка.Ру