Л.М. Яо
Социальная экология
Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. – 280 с.
Тема 7. Социально-экологические теории 70-80 годов XX века
7.3. Сущность концепции «глубокая экология»
Пути выхода из разрастающегося глобального
экологического кризиса лежат в плоскости формирования нового экоцентрического
мировоззрения, экологического сознания и экологической культуры населения. С
этими идеями выступили представители «глубокой экологии» Арне Наесс, Билл
Деваль и Джордж Сессионс. Первое упоминание о «глубокой экологии» относится к
1973 году в статье А.Наесса «Поверхностная и глубокая экология: дальний предел
экологического движения». В статье А.Наесс проводит различие между двумя
подходами, которые он назвал условно «поверхностной» и «глубокой» экологией.
«Поверхностная» экология: считает человека вне и над природой, оправдывает его
вмешательство в природу; верит, что наука, техника и технология помогут сохранить
природное равновесие; разделяет науку, религию и повседневную жизнь; не
распространяет этические нормы на природный мир; считает интересы и потребности
человека выше потребностей всех остальных живых существ; считает, что развитие
природы должно быть подчинено целям и потребностям человека.
«Глубокая экология»: считает человека одним из
звеньев природного единства; отвергает раздельное существование природы и
общества, каких-либо живых существ; не различает научное, религиозное и
обыденное сознание в познании природы; кладет в основу отношения к природе
религиозное воззрение древних народов, минимально вмешивавшихся в дикую
природу; признает самоценность и право на самореализацию всех живых существ;
распространяет этические права на все живое; считает интересы природы
интересами самого человека. Эти положения легли в основу экоцентрического
мировоззрения, экологического сознания и экологического мышления.
|