Л.М. Яо
Социальная экология
Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. – 280 с.
Тема 6. Новая экологическая парадигма
6.3. Направления исследований в рамках новой экологической парадигмы
В начале 70-х годов исследования экологических проблем
развивались по 4 направлениям:
1. исследование состояния общественного сознания,
типов восприятия и отношения к окружающей среде;
2. исследование адекватных путей решения экологических
проблем (технических, технологических, политических, правовых);
3. исследование степени риска внедрения новых технологий,
воздействия на окружающую среду и человека новых товаров, изделий, пищевых
продуктов;
4. исследование пределов экономического роста, степени
загрязнения различных сфер, отдельных регионов и стран.
В эти годы появились разнообразные концепции
экоразумной цивилизации, в которых отразились доминирующие взгляды на
взаимодействие природы и человека. Информационно-компьютерные системы
революционизируют технологические процессы и открывают пути перехода к
экологически комфортной промышленности, диверсификационному,
ресурсосберегающему производству. Гуманитарная экономика обусловливает переход
от технократизма (природа как мастерская, кладовая ресурсов) к экологизму
(природа как храм), направленному на рекреацию и сохранение окружающей среды.
Одной из таких концепций была теория «малых дел», которое обратилось к
инициативе, самостоятельности, самоуправлению, исходящему «снизу» - от
небольших социальных групп, объединенных желанием сделать что-то для сохранения
природной среды. «Малые дела» - это способ разрешения конкретных проблем и
задач, в основе которого лежит необходимость самореализации личностных качеств,
талантов. Человек должен состояться, самоутвердиться, поэтому новые процессы
связаны с приоритетом малого и среднего бизнеса, личной предпринимательской
инициативы, личного участия в политической и социальной жизни. Действительная
мудрость подлинного прогресса заключена в развитии мелкомасштабной,
высокотехнологичной экономики, новой ориентации науки и техники в направлении
органичного, мягкого, ненасильственного использования природных ресурсов.
Примерно такие же ориентиры предлагала концепция «коттеджной цивилизации», в
основе которой лежит информационно-компьютерный «электронный дом»: коттедж с земельным
участком, оснащенный электронной техникой и производственно-бытовыми
автоматическими системами, обеспечивающий комфорт, высокий уровень общения,
доступа к информации, одомашнивание труда. Жилище и семья вновь становятся
центром социальной жизни, а сама жизнь и деятельность людей подвергаются
радикальным изменениям. Коттеджная цивилизация открывает возможность
реализовать идеал западного человека: соединение городского комфорта с
преимуществом сельского образа жизни.
|