Л.М. Яо
Социальная экология
Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. – 280 с.
Тема 6. Новая экологическая парадигма
6.1. Новая экологическая парадигма Р.Данлэпа и У Кеттона
В середине 60-х годов ХХ века в наиболее развитых
странах появились первые признаки надвигающегося экологического кризиса –
чрезмерное загрязнение сельскохозяйственных земель пестицидами, атмосферного
воздуха – парниковыми газами, почвы – тяжелыми металлами, нефтепродуктами,
радиационными отходами. В основе ухудшения состояния окружающей среды лежит
производственная деятельность человека – этот вывод заставил ученых
пересмотреть парадигму человеческой исключительности, игнорировавшей
взаимодействие среды и человеческого сообщества. Парадигма всесилия человека
зародилась во времена Просвещения, сущность которого состоит в широком
использовании человеческого разума для реализации социального прогресса и
провозгласившего «человек – мера всех вещей». В основе этой парадигмы лежит
мировоззрение антропоцентризма, ставящего человека в центр мироздания.
Сторонники парадигмы человеческой исключительности считали, что человечество
обладает способностью к бесконечному социальному и техническому прогрессу; что
наука и новые технологии способны разрешать возникающие в процессе
хозяйственной деятельности проблемы загрязнения и истощения природных ресурсов;
что природа бесконечна, и человечество способно освоить микро-, макро- и мега-
миры.
В 1978 году Р.Данлэп и У.Кеттон опубликовали в
американском социологическом журнале статью, в которой обосновали необходимость
изменения взгляда на природу лишь как на кладовую ресурсов, отданную в
безраздельное пользование человечеству. Эта концепция получила название «новая
экологическая парадигма». Ее основные положения: хотя люди и обладают
исключительными характеристиками (созна-нием, волей, способностью изменять
окружающий мир), но они являются одним из видов живых существ, включенным в
глобальную экосистему; человеческая деятельность обусловлена не только
культурными факторами, но и сложными связями с природой, которые человек не
всегда может контролировать, поэтому отдаленные последствия его деятельности не
всегда предсказуемы; человечество живет в конечной природной среде, все
природные ресурсы исчерпаемы, и именно они накладывают ограничения на масштабы
хозяйственной деятельности; техническое могущество человечества увеличивают
несущую способность среды, но не могут упразднить природные законы.
У.Кеттон и Р.Данлэп писали, что антропоцентрическое
мировоззрение и устаревшее противопоставление природы и общества могут
препятствовать дальнейшему развитию человечества, поскольку природа исчерпала
свои ресурсные и восстановительные способности.
|