Л.М. Яо
Социальная экология
Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. – 280 с.
Введение
Дисциплина
«Социальная экология» входит в федеральный компонент естественнонаучных и
социально-экономических дисциплин, читается для студентов очно-заочной форм
обучения. Рабочая программа курса составлена с учетом государственного
образовательного стандарта. Акцент программы сделан на самостоятельную работу
студентов, на использование активных методов обучения.
Современная
цивилизация столкнулась с разрастающимся эколого-социальным кризисом,
преодоление которого требует пересмотра незыблемых ранее положений в
экономической, социальной, экологической и этической сферах. «Социальная экология»
как новая дисциплина появилась в ответ на необходимость смены парадигм
общественного развития, формирования экологического мышления. В начале XXI
столетия вновь возникла потребность в понимании того, что человек является не
покорителем, хозяином природы, а лишь ее частью, представляет собой только один
из видов живых существ, каждый из которых имеет свою природную
целесообразность, значимость и неотъемлемое право на жизнь.
Цель преподавания
дисциплины «Социальная экология» студентам специальности «Государственное и
муниципальное управление» – показать, как экологическая ситуация, формируемая
хозяйственной деятельностью человека, отражается на социальных процессах, на
здоровье, на демографии; как улучшить экологическую ситуацию в регионе; как
снизить антропогенное давление на природу; как разрешать
социально-экологические конфликты в обществе.
Социальная экология
– это наука о развитии и функционировании социальных общностей, социальных
структур и институтов в условиях воздействия на их жизнедеятельность
экологических факторов антропогенного характера, приводящих к
социально-экологической напряженности и конфликтам, а также о механизмах их
разрешения. Для достижения такого осознания взаимоотношения человека и природы
необходимо при изучении курса «Социальная экология» поставить следующие задачи:
– научить студентов
понимать проблемы и процессы, возникающие под влиянием экологических факторов
антропогенного характера в сфере непосредственного жизнеобеспечения людей;
– показать
зависимость между уровнем антропогенного давления в стране, регионе и качеством
жизни населения;
– раскрыть
механизмы государственного регулирования экологической сферы: экологического
законодательства, экологической инфраструктуры, социально-экологических институтов;
– научить принимать
взвешенные управленческие решения, снижающие экологическую напряженность, разрешающие
социально-экологические конфликты.
Студент, изучивший
дисциплину "Социальная экология", должен знать:
– социально-экологические
законы, возникающие под влиянием углубляющегося экологического кризиса;
– последствия
хозяйственной деятельности человека для окружающей природной среды;
– основные законы в
природоохранной сфере, структуру органов государственной власти, полномочия
федеральных, региональных и муниципальных образований;
– элементы
экологической культуры общества, экологическую сферу общественно-политических
движений, международные экологические стандарты, взаимосвязь экологии и
качества жизни населения.
В результате
изучения дисциплины «Социальная экология» студенты должны уметь:
– регулировать
социально-экологические проблемы, предвидеть социальные последствия принимаемых
управленческих решений;
– устанавливать
причинно-следственные связи между экологическими и социальными процессами,
следовать «экологическому императиву» в практической деятельности и принципу
коэволюции, т.е. развитию человеческой цивилизации согласно законам биосферы;
– разрешать локальные социально-экологические
конфликты, соблюдать баланс экономических и экологических интересов различных
групп.
|