М.П. Чубик
Экология человека
Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 147 с.
4. Урбоэкология: проблемы экологии человека в городе
4.2. Воздействие городов на природные системы
В
крупных городах и промышленно развитых регионах наиболее наглядно наблюдаются
все разнообразные отрицательные последствия антропогенных изменений окружающей
среды.
Существует
множество более или менее значимых факторов, приводящих к росту антропогенного
воздействия на все элементы окружающей среды крупных городов. К ним можно
отнести, например, увеличение асфальтовых покрытий городских территорий;
изменение почвенных вод из-за нарушения режима фильтрации поверхностного стока,
влияния крупных зданий и обилия подземных коммуникаций и многое другое.
Так,
в частности, рост численности городского населения, числа городов, концентрация
различных источников загрязнения окружающей среды не только преобразует
поверхность Земли, но и способствует изменению микроклимата, который влияет на
окружающую местность.
Особенности
воздействия различных видов деятельности на микроклимат и природу в городах
определяются их размерами, функциональной структурой и масштабами хозяйственной
деятельности, функционированием коммунально-бытового хозяйства и транспорта. К
основным показателям, характеризующим изменение микроклимата в городах,
относятся: количество предприятий и численность работающих, а также объем
потребляемых веществ, энергии и отходов производства (при определенном уровне
производственной и очистной технологии). Изменение метеорологических
характеристик и гидрологического режима на урбанизированных территориях связано
с нарушением теплового баланса в их пределах вследствие особенностей
национальной застройки, повышенного выделения энергии и большей «мутности»
воздуха.
Среди
факторов, обусловливающих изменение динамики климатических процессов на
урбанизированных территориях, особое место занимает характер организации
территории, включая особенности ее застройки. Высокий процент застроенной и
асфальтированной площади (до 50 % во многих городах) обусловливает повышенный
уровень стока даже во время небольших дождей. Эти гидрологические изменения
имеют и непосредственные последствия в метеорологическом режиме городов. В
период между дождями количество влаги в воздухе, необходимой для напряжения,
ниже в городе по сравнению с окрестной местностью, и в результате в воздухе
городов остается нереализованным определенное количество тепловой энергии,
которая должна тратиться на процесс испарения (600 кал на 1 г воды). В связи с
нереализованной на испарения воды тепловой энергией и повышенного выделения ее
многочисленными источниками в городах в дневное время образуются «тепловые
острова». Ночью же каменные поверхности отдают тепло быстрее, чем поверхности
за пределами города, покрытые растительностью, в результате чего образуются так
называемые «городские бризы». Эффект «теплового острова» наиболее выражен в
крупных городах и агломерациях, обусловливая азональность климатических условий
городов – их более «южный» характер, по сравнению с сельской местностью.
Социально-экономические
последствия антропогенных воздействий весьма многообразны и значительны.
Многие из них легко заметить, хотя и достаточно трудно адекватно оценить. Так,
газообразные выбросы в городах, содержащие немало токсических веществ, в том
числе и тяжелые металлы, загрязняют прилегающие к городу территории, снижают
урожайность сельскохозяйственных культур, а затем возвращаются в город вместе с
сельскохозяйственной продукцией, внося свой вклад в ухудшение здоровья горожан.
То же можно сказать и о рыбе, выловленной в различных водоемах.
Однако,
следует подчеркнуть, что наиболее важные социально-экономические последствия
воздействия городов на природные системы являются, как правило, прямыми,
поскольку обратное действие проявляется на региональном и даже глобальном
уровнях. Экологическая ситуация урбанизированного региона может сказаться, а
кое-где уже и начинает сказываться, порождая ряд проблем водоснабжения и, соответственно,
проблем промышленного развития и градостроительства, острого дефицита
рекреационных зон и, как следствие этого, снижение качества жизни жителей
данного региона. Но такие обратные отрицательные связи слишком отдалены во
времени, и это не позволяет им иметь активный авторегуляторный характер. Так,
например, если какая-либо популярная лесная зона отдыха будет интенсивно
посещаться горожанами и при этом не будет производиться соответствующих
восстановительных работ и регулирования поведения отдыхающих, то через
некоторое время она может быть основательно загублена и, соответственно, поток
отдыхающих туда сократится, если не прекратится вообще, но для
самовосстановления этого леса будет уже слишком поздно.
Воздействие
антропогенно измененной окружающей среды городов на всю их
материально-техническую основу изучено относительно слабо. Известно, например,
что загрязнение воздушного бассейна значительно усиливает коррозию металлов,
ускоряет разрушение фасадов зданий, губительно действует на поверхность
памятников, сооружений и покрытий, сделанных из природного камня, в особенности
известняка и мрамора. По данным шведских исследователей, весьма интенсивной
является коррозия углеродистой стали в городах со значительным увлажнением
воздуха, особенно прилегающих к морским побережьям. В Стокгольме, например,
наблюдается увеличение скорости коррозии в сравнении с Кируной, находящейся в
субарктической зоне, более чем в 15 раз. Даже хромированные и никелированные
покрытия разрушаются в Стокгольме в 2–2,5 раза быстрее, чем в Кируне, а ведь
уровень загрязнения воздушного бассейна Стокгольма невысок по сравнению с
другими относительно крупными европейскими городами.
Представляется
совершенно очевидным, что ежесуточный выброс большого количества ангидридов
различных кислот, достигающих иногда десятков тонн на 1 км2
территории города, не может не приводить к ускорению разрушения промышленного и
транспортного оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций, промышленной
продукции, сырья, полуфабрикатов. Даже приблизительная заниженная оценка
непосредственного материального ущерба от загрязнения только воздушного
бассейна крупного города оказывается весьма значительна.
На
материально-технические объекты и на промышленное производство помимо
загрязнения воздушного бассейна, воздействуют многие другие, подчас
малоизученные факторы (шум, вибрация, электромагнитное поле).
Урбанизированная
среда является местом жизни не только человека, но и многих животных и
растений, которые претерпевают определенную трансформацию. Города породили
возникновение новых, вряд ли существующих в природе экологических ниш (особенно
с точки зрения питания и структуры занимаемого пространства). Так, холодильники
считаются непригодным для жизни местом, однако черный сабовый муравей и рыжий
таракан, или прусак, нередко встречаются в них. В холодильных камерах могут
существовать и популяции домовой мыши.
Присутствие
специфических видов животных в подвалах зависит от наличия необходимых условий
— темнота, высокая относительная влажность воздуха, устойчивая низкая
температура, наличие пищи (хранящиеся продукты питания, дерево и плесневые
грибы). Собственно «подвальными» можно считать лишь некоторые из этих видов,
остальные отчасти являются их добычей или используют подвалы для зимовки.
Решающими факторами для поселения здесь пауков являются температура и влажность
воздуха. Большинство из видов размножаются не в определенный сезон, а в течение
всего года (почти всегда можно обнаружить половозрелых особей). Часто в
подвалах в большом количестве встречаются кровососущие комары (например, во
время зимовки). Хранящиеся в подвалах фрукты и овощи позволяют существовать
здесь многим видам дрозофил и мух-горбаток.
Среди
млекопитающих постоянные обитатели подвалов – серая крыса и домовая мышь.
Типичными
животными пекарен уже в течение столетий считаются рыжий и черный тараканы и
домовый сверчок, а в последнее время к ним прибавились фараонов муравей,
мельничная огневка, комплекс амбарных клещей, различные чернотелки и некоторые
щетинохвостки. Для существования этих видов, наряду с пищей, необходима, прежде
всего, высокая температура.
На
мясоперерабатывающих предприятиях и скотобойнях поселяются виды падальных и
серых мясных мух, которые заселяют свежее мясо.
Гравийно-битумные
кровли имеют свойственное только им растительное сообщество, так что на них
следует ожидать присутствия и особого ценоза членистоногих.
Текстиль
и мягкая мебель заселяются молями и кожеедами. Мебель иногда поражается
плесневыми грибами, на которых могут существовать некоторые сеноеды.
Растительность
городских почв развита, в общем, незначительно и испытывает сильное
антропогенное воздействие. Преобладают очень ухоженные газоны, цветочные
клумбы, вазоны, кустарниковые насаждения. Деревья встречаются обычно отдельными
экземплярами, дикорастущие виды почти полностью отсутствуют. Иногда на клумбах
встречаются садовые сорняки. Отдельные придорожные растения могут
образовываться по краям газонов. На клумбах преобладают травянистые
декоративные растения.
Транспортные
выбросы и другие антропогенные факторы (соль для посыпания дорог, гербициды)
оказывают решающее воздействие на фауну обочин, так что здесь могут возникать
совершенно новые ассоциации, так называемые антропогенные зональные зооценозы.
Территория, отводимая транспорту, – городские автобаны, транзитные трассы,
крупные автомобильные стоянки и т.д. – характеризуется почти полным отсутствием
открытой почвы. Исходный грунт оттуда часто удален и заменен чужеродным
естественным и искусственным субстратами. Почва по обочинам транспортных путей
уплотнена и часто более щелочная, чем вдали от них. Растительность здесь и в
других труднодоступных непроезжих участках трасс представлена средним
количеством растительных видов. Соль, используемая для таяния льда,
способствует распространению бескильницы расставленной, а гербициды –
проникновению растений с глубокой корневой системой, например купыря лесного,
борщевика европейского и осоки мохнатой. На городских окраинах встречаются
обширные заросли лебеды продолговатолистной.
Все
вышеуказанное с достаточной очевидностью свидетельствует о необходимости
планомерных действий по улучшению качества городской среды. Без разрешения
экологических проблем невозможно комплексное социально-экономическое развитие
крупных городов. При этом следует понимать, что далеко не только рост
промышленного производства, как это принято думать, влияет на усложнение
экологической ситуации в крупных городах. Вся целостная система города с его
инфраструктурой или планировочными характеристиками, жилищно-коммунальным
хозяйством, образом жизни горожан оказывает громадное влияние на окружающую
среду. Этим в значительной мере объясняется тот факт, что по мере роста
различных многофункциональных крупных городов их экологические характеристики
как бы унифицируются. И если исключить или, наоборот, учесть специфику
климато-географических ландшафтных условий и в какой-то мере характер
национальных, этнических особенностей, а также уровень и развитость
природоохранной деятельности, то можно с достаточной надежностью прогнозировать
динамику экологических проблем каждого отдельного города по мере роста
численности его населения. Экологическая проблематика городов далеко не
исчерпывается загрязнением окружающей среды. Она формируется под воздействием
отрицательной обратной связи загрязненной и измененной среды на сам город и его
население, которое придает городским экологическим процессам до некоторой
степени саморегулирующийся характер.
|