В.Ф. Панин
Теоретические основы защиты окружающей среды
Конспект лекций по учебной дисциплине. Томск: ТПУ, 2009. – 115с.
4. Контроль и управление качеством окружающей природной среды
4.5. Экономический механизм природопользования
4.5.1. Платность природных ресурсов России
Закон
об охране окружающей природной среды предусматривает два вида платежей:
-
за право пользования природными
ресурсами;
-
за загрязнение окружающей
природной среды.
Плата за использование природных ресурсов включает:
плату за право пользования ресурсами; выплаты за сверхлимитное и нерациональное
использование природных ресурсов; выплаты на воспроизводство и охрану природных
ресурсов.
Плата за землю производится в формах земельного
налога, арендной платы, нормативной цены земли.
Ставки налога устанавливаются с учётом состава почвы,
качества и месторасположения площадей. Нормативная цена земли характеризует
стоимость участка земли определённого качества и месторасположения с учётом
потенциального дохода за расчётный срок окупаемости.
Плата за использование недр
имеет следующие формы: за право на поиск и разведку месторождений полезных
ископаемых, их добычу; использование недр для иных целей, не связанных с
добычей полезного сырья, например,захоронение отходов. Распределение средств от
использования производится следующим образом:
-
платежи за право добычи полезных
ископаемых распределяются в соответствующих процентах между Федерацией,
субъектами Федерации и местными органами;
-
плата за право выполнения
поисково-разведывательных работ и за право использования недр для целей, не
связанных с разработкой полезных ископаемых, поступают в бюджеты городов и
районов, на территории которых происходило пользование недрами.
Плата за пользование водными
объектами производится в двух формах: за право пользования и на восстановление
и охрану вод.
Плата
за право пользования вносится потребителями в виде регулярных платежей в
течение срока водопользования. Плата за пользование поверхностными водами
поступает в бюджеты субъектов Федерации. Плата за право пользования подземными
водами поступает в бюджет Федерации и субъектов Федерации. Плата на
восстановление и охрану водных объектов поступает в государственный
внебюджетный фонд.
Формы платы за пользование лесными ресурсами
установлены в виде лесных податей (налога), арендной платы, отчислений в фонды
воспроизводства, охраны и защиты леса. Лесные подати и арендная плата поступают
в бюджеты городов и районов. Фонд воспроизводства является государственным
внебюджетным фондом.
Плата за пользование растительными ресурсами включает
плату за сбор лекарственных трав и сырья, сбор плодов, ягод; за заготовку
технического сырья.
Плата за ресурсы животного мира предусматривается в
виде разнообразной платы за пользование животным миром в виде охоты, отлова
животных, использования продуктов их жизнедеятельности и т.д. Другой формой
платы служит арендная плата за право пользования охотничьими угодьями.
Плата за загрязнение окружающей природной среды
направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью
человека; должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ;
служит главным источником образования и пополнения внебюджетных экологических
фондов, средства которых используются для оздоровления и охраны окружающей
природной среды.
Закон РФ «Об охране окружающей среды» предусматривает
три вида платы за загрязнение:
1)
выбросы, сбросы вредных веществ в
пределах установленных лимитов;
2)
выбросы, сбросы вредных веществ
сверх установленных норм, либо без разрешения компетентных органов;
3)
плата за размещение отходов.
Порядок установления платы состоит из трёх этапов:
1) определение базовых нормативов платы. Базовые
нормативы определяются по каждому виду загрязнителя или виду вредного
воздействия с учётом степени их опасности для окружающей среды и здоровья
населения;
2) дифференцированные нормативы исчисляются на основе
базовых, но с поправкой на экономическую ситуацию и экологические факторы
соответствующих регионов. Дифференцированная ставка платежей для конкретных
регионов определяется умножением коэффициента, отражающего экологические
особенности региона, на базовую ставку платежей;
3) конкретные размеры платежей за загрязнение для
предприятийзагрязнителей определяются исполнительными органами власти города,
района с участием органов охраны окружающей среды, санэпиднадзора и
предприятия.
При отсутствии у природопользователя разрешения на
выброс вредных веществ плата за загрязнение устанавливается как за
сверхлимитное загрязнение окружающей среды. Причём, с учётом экологической
ситуации местные испольнительные органы вправе повышать коэффициенты
экологической значимости. Так, в крупных городах и промышленных центрах такое
повышение разрешается до 20 %, а в зонах экологического бедствия, районах
Крайнего Севера, на территории национальных парков, заповедных территориях,
курортных регионах - в два раза.
Платежи за выбросы и размещение отходов производятся
за счёт себестоимости продукции, а платежи за превышение лимитных загрязнений -
за счёт прибыли, которая остаётся в распоряжении предприятия-загрязнителя.
Из общей суммы 10% платежей подлежит перечислению в
доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных
природоохранных органов, а 90 % - в экологические фонды.
Если платежи предприятия равны или превышают размер
прибыли, которая остаётся в распоряжении предприятия, то местными органами
охраны окружающей среды рассматривается вопрос о приостановлении или
прекращении деятельности данного хозяйствующего объекта.
|