В.Ф. Панин
Теоретические основы защиты окружающей среды
Конспект лекций по учебной дисциплине. Томск: ТПУ, 2009. – 115с.
4. Контроль и управление качеством окружающей природной среды
4.2. Экологический контроль и мониторинг окружающей природной среды
4.2.2. Экологический контроль состояния окружающей среды
Организация контроля состояния окружающей среды в
регионах возложена на местные природоохранные органы по следующим направлениям:
недропользование, земельные ресурсы, водные объекты, атмосферный воздух, лесные
ресурсы, животный мир, рыбные ресурсы, отходы производства и потребления.
По peзyльтaтaм контроля к нарушителям природоохранного
законодательства применяются меры административного воздействия с наложением
штрафов и исков, возбуждаются уголовные дела, приостанавливается хозяйственная
деятельность объектов.
В РФ, также как и практически во всех странах с
развитой рыночной экономикой, законодательно установлены формы статистической
отчётности о разнообразных видах деятельности предприятий и организаций. В
России в соответствии с постановлениями Госкомстата с 1993 г. утверждены следующие формы государственной статистической отчётности по охране окружающей
среды:
- 2-тп (воздух) «Отчёт об охране атмосферного воздуха»;
- 2-тп (вода) «Отчёт об использовании воды»;
- 2-тп (рекультивация) «Отчёт о рекультивации нарушенных
земель»;
- 2-тп (токсичные отходы) «Отчёт об образовании и удалении
токсичных отходов»;
- 3-ос «Отчёт о ходе строительства водоохлаждаемых
объектов и прекращении сброса загрязнённых сточных вод»;
- 4-ос «Отчёт о текущих затратах на охрану природы и
экологических платежах».
Всякая отчётность требует контроля соответствия её
реальности и действующему законодательству. В настоящее время
быстроразвивающимися направлением, призванным контролировать производственную
практику и оценивать соответствие деятельности предприятий и организаций нормам
природоохранного законодательства, является экологический аудит.
Итак, экологический аудит - это вид деятельности,
заключающийся в анализе соответствия деятельности и отчётности предприятия
действующему законодательству, нормативным требованиям, стандартам, внутренним
программам и политике в области охраны окружающей среды.
Целью экологического аудита является совершенствование
управления в области охраны окружающей среды, оценка и снижение риска,
связанного с использованием сырья и материалов, оптимизация использования
природных ресурсов, оценка соответствия деятельности предприятия действующим
законодательным и нормативным документам, выработка первоочередных мер и
долгосрочной политики в области решения экологических проблем.
Экологический аудит позволяет сформировать правильное
представление о воздействии предприятия на окружающую среду, помогает улучшить
отношения между природопользователями, контролируемыми природоохранными
органами и населением, добиться экономии средств, собрать данные, которые
помогут дирекции в принятии решений по модернизации производственных процессов
и оборудования, позволяет оценить эффективность природоохранных мероприятие.
Проведение экологического аудита возложено на территориальные природоохранные
органы.
|