В.Ф. Панин
Теоретические основы защиты окружающей среды
Конспект лекций по учебной дисциплине. Томск: ТПУ, 2009. – 115с.
4. Контроль и управление качеством окружающей природной среды
4.1. Нормативно-правовые и организационные основы охраны природной среды в Российской Федерации
4.1.2. Управление охраной природной среды в России
Важную роль в реализации природоохранного
законодательства играют органы управления, контроля и надзора в области охраны
окружающей природной среды России. Различают две категории органов управления в
области охраны природной среды: общей и специальной компетенции (рисунок 4.1).
К государственным органам общей компетенции
относятся Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ,
представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации. Наряду с
охраной окружающей природной среды эти органы ведают и другими вопросами,
входящими в круг их компетенции. Органы общей компетенции:
-
определяют основные направления
государственной природоохранной политики, утверждают экологические программы,
устанавливают правовые основы и нормы;
-
планируют и финансируют
экологические программы, координируют природоохранную деятельность;
-
занимаются учётом и оценкой
природных ресурсов, прогнозом состояния окружающей среды, ведением кадастра
природных ресурсов, осуществлением мониторинга окружающей среды;
-
утверждают нормативы вредных воздействий,
платежи за использование природных ресурсов, за выбросы, сбросы вредных
веществ, захоронение отходов;
-
организуют государственный
экологический контроль, государственную экологическую экспертизу, принимают
решение об ограничениях, приостановлении, прекращении деятельности экологически
вредных производств, привлекают к административной и уголовной ответственности
за экологические приступления;
-
организуют заповедное дело, охрану
памятников природы, ведение Красной книги, экологическое воспитание и образование;
-
участвуют в международном
сотрудничестве.
Рисунок 4.1 – Органы экологического управления РФ
К государственным органам специальной компетенции
относятся те, которые предназначены выполнять только природоохранные функции.
Государственные
специально уполномоченные органы по охране окружающей природной среды по объёму
и характеру своей компетенции подразделяются на следующие виды:
1)
комплексные - выполняют все задачи
или какой-либо блок природоохранных задач;
2)
отраслевые - сосредотачивают
внимание на охране и использовании отдельных природных объектов;
3)
функциональные - выполняют одну
или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов.
Головной комплексный орган всей системы специально
уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды (ООПС) был
впервые введен в 1988 г. в бывшем СССР: Государственный комитет охраны природы
– для комплексного управления природопользованием. В 1991 г. Российский комитет охраны природы был упразднен, вместо него создано Министерство экологии и
природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды РФ). В него вошли
преобразованные в комитеты природоохранные службы гидромет, лесного хозяйства,
водных ресурсов, охраны и использования недр, рыболовства. На базе шести
реорганизованных министерств был создан природноресурсовый блок, соединяющий в
едином центре всю службу ООПС. Однако он оказался неуправляемым, и в 1996 г. Минприроды РФ было вновь реорганизовано. Из него вновь выделен Государственный комитет по
охране окружающей среды (Госкомэкологии РФ) как головной и комплексный орган
системы специально уполномоченных органов в области ООПС. В последующем
преобразования системы специально уполномоченных органов в области ООПС
продолжены. В соответствии с Указом Президента РФ №1142 от 22.09.98 в нее вошли
Министерство природных ресурсов РФ, Государственные комитеты РФ: по ООС, по
рыболовству, земельный комитет, федеральная служба РФ по гидрометеорологии и
мониторингу ОС, федеральная служба лесного хозяйства РФ.
Сложившаяся
в ходе последующих изменений в структуре Правительства РФ система специально
уполномоченных органов в области ООПС представлена на рисунке 19.
Рассмотрим
функции некоторых специальных органов управления – по различным видам.
Головным
и комплексным органом системы специально уполномоченных органов в объекте ООПС
стало Министерство природных ресурсов РФ, включающее в себя прежние
Государственные комитеты РФ по охране окружающей среды, геологии и
недропользованию, водному хозяйству и федеральную службу лесного хозяйства РФ.
На
Министерство природных ресурсов возложено решение следующих задач:
1) координация мероприятий по охране природных
объектов, выполняемых специально уполномоченными органами, а также всеми
другими министерствами и ведомствами, связанными с использованием природных
ресурсов и воздействием на природную среду;
2) регулирование природопользования, т.е. утверждение
норм и правил использования природных ресурсов, правил ведения хозяйственной
деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду;
3) руководство и организация контрольно-инспекционной
деятельности: оценка загрязнённости атмосферного воздуха; проведение
государственной экологической экспертизы; ведение единой государственной
системы экологического мониторинга;
4) разрешительная деятельность - выдача разрешений на
выбросы, сбросы вредных веществ, их захоронение и т.д.; определение нормативов,
лимитов, условий природопользования, а также нормативов качества окружающей
природной среды;
5) обеспечение своевременной и правдивой информации о
состоянии окружающей среды и её изменениях под воздействием хозяйственного
развития (публикация ежегодных докладов о состоянии природной среды и
использовании природных ресурсов России);
6) руководство охраной природно-заповедного фонда;
7) организация экологического образования и
воспитания;
8) участие в развитии международного сотрудничества в
области охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Свои полномочия Министерство природных ресурсов
осуществляет через систему территориальных органов в субъектах Российской Федерации.
На рисунке 4.2 приведена структурная схема комитета природных ресурсов по
Томской области.
Федеральная служба земельного кадастра РФ осуществляет
учёт земель, ведение государственного земельного кадастра, регулирование
предоставления и изъятия земель, государственный контроль за охраной и
использованием земель, руководство землеустроительной службой. Свои функции
данная служба осуществляет через территориальные органы в краях, областях,
районах.
Государственный таможенный комитет в числе других задач,
обусловленных его статусом, выполняет природоохранные функции путём принятия
мер по борьбе с незаконным вывозом природного наследия, животных и растений,
занесённых в Красную книгу, а также незаконным ввозом и вывозом товаров,
представляющих экологическую опасность для человека и природной среды.
|