Н.В. Гусакова, А.И. Забалуева, В.В. Румянцева
Экология: конспект лекций
Под редакцией А.Н. Королева. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 176с.
Лекция 14. Международное сотрудничество
Природа
Земли едина, ее законы всеобщи. Она не знает ни государственных, ни административных
границ. Поэтому
национальные усилия в природоохранной деятельности приносят результаты
только тогда, когда согласуются с межнациональными мерами в этой области. Осознание
объективной необходимости объединить усилия всего мирового сообщества для решения глобальных
экологических задач приходило постепенно, по мере нарастания угрозы
экологического кризиса в масштабах планеты.
Международно-правовые принципы. Одно из важнейших направлений международного
сотрудничества –
международно-правовая охрана окружающей среды, которая должна опираться на общепризнанные
нормы международного права. Основные правовые принципы были выработаны
совместными усилиями членов международного сообщества (государств, международных организаций и конференций).
Они изложены во многих документах, основными из которых являются: решения
Генеральной Ассамблеи ООН (1962, 1968, 1980), решения Стокгольмской конференции
ООН по
окружающей среде (1972), Заключительный акт Совещания по безопасности
и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975), Всемирная хартия природы (1986),
решения Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию
(Рио-де-Жанейро, 1992) и др.
В обобщенном и кратком виде эти принципы можно сформулировать следующим
образом:
- приоритетность
экологических прав человека;
- суверенитет государств
на природные ресурсы своей территории;
- недопустимость
экологического благополучия одной страны за счет нанесения экологического вреда другой;
- экологический контроль
на всех уровнях;
- свободный
международный обмен экологической информацией;
- взаимопомощь
государств в чрезвычайных обстоятельствах;
- разрешение
эколого-правовых споров мирными средствами.
В России
законодательно закреплен примат международного права над внутренним правом в
области охраны природной среды и использования ресурсов (ст. 93 Закона ООПС).
Принципы ясны, но в их реализации остаются проблемы. Еще не было случая, когда международное
правило действовало бы автоматически с
момента его принятия и утверждения. Практика показала, что для введения в действие каких-то международных договоров в
России всегда предварительно принимались соответствующие постановления правительства.
Объекты международного сотрудничества. Основными объектами международного
сотрудничества являются те, по поводу которых разные страны вступают в экологические
отношения (рис.
18).
Рис.18. Основные объекты международного сотрудничества
Среди них выделяют две категории объектов: не входящие и входящие в
юрисдикцию государств. Первая категория – это воздушный бассейн, космос, Мировой
океан, Антарктика, мигрирующие виды животных. Эти объекты охраняются и
используются в соответствии с нормами международного экологического права. Вторая – это объекты, входящие в
юрисдикцию государств: международные реки, моря, озера; объекты мирового
природного наследия, занесенные в Международную Красную книгу исчезающих и редких животных и растений.
Воздушный бассейн нуждается в глобальной охране. Первостепенное значение имеют
договоры о запрещении испытаний и применения оружия массового уничтожения –
ядерного, биологического, химического и др. Большую опасность
представляют трансграничные загрязнения
атмосферы (кислотные дожди, озоноразрушающие
вещества и др.). На Венской встрече министров иностранных дел в 1986 г. было принято решение о
сокращении выбросов СО2 и SO2 на 30 – 50 % в надежде остановить потепление климата и
сократить число кислотных дождей.
Космос принадлежит всему мировому
сообществу, которое выразило
свое отношение к нему в двух документах: Декларации правовых принципов деятельности по использованию
космического пространства (1963) и Договоре
о принципах деятельности государств
по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967). В
них сформулировано следующее
положение: космос – достояние всего человечества; недопустимы национальное присвоение его
частей, загрязнение космического
пространства и использование его в военных целях. Однако в настоящее время в околоземном пространстве уже находится около 3,5 млн т космического мусора.
Если не принять меры, то через 20 – 30 лет космические полеты могут стать невозможными.
Мировой
океан сосредоточивает 96 % воды
земного шара; оказывает
решающее влияние на климат планеты; это источник биологических, минеральных, энергетических
ресурсов. Поэтому охране
мирового океана посвящено около 25 правовых и нормативных международных документов, а также ряд решений,
соглашений, резолюций и договоров. Среди них
большое значение имеют запрещение
загрязнения океана нефтью, химическими и радиоактивными веществами, другими вредными отходами.
На глобальном уровне действуют
также Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов моря (1958) и Конвенция
ООН по морскому праву (1982). Они провозглашают право государств на промысел
животных с учетом международных норм.
На
национальном уровне рыболовство регулируется вне пределов территориальных вод лишь в зонах
юрисдикции прибрежных государств,
которые установлены Женевской конвенцией 1958 г.
Антарктика – подлинный международный объект охраны природы. Принципы охраны и
использования южного материка регулируются отдельным Договором об Антарктике (1959). Его
основные положения – свобода научных исследований,
запрет военных мероприятий,
охрана живых ресурсов.
Разделяемые
международные природные ресурсы – ресурсы, находящиеся в пользовании двух или
более суверенных государств:
например, Балтийское море, река Дунай, Великие озера и др. Основой регулирования охраны и использования таких объектов являются
договоры, заключаемые заинтересованными
странами. Для управления международным объектом создаются на паритетных началах постоянно
действующие органы – комиссии, комитеты. Так, органом
управления по Черному морю является Черноморская комиссия, по Балтийскому морю – Балтийский совет, Хельсинкская комиссия
(Хелком) и др.
В
ноябре 1972 г. конференцией ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и
природного наследия:
заповедников, национальных парков, резерватов, памятников культуры. Эти объекты
принимаются на международный учет. Международные организации оказывают материальную помощь государствам в их содержании и
охране за счет средств специальных фондов.
Международные
организации и конференции. Охраной окружающей природной среды
занимаются многие международные организации. Ведущая роль принадлежит Организации
Объединенных Наций (ООН) и ее специализированным органам. Одним из главных
органов ООН является Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), в рамках
которого действуют национальные и региональные комиссии и комитеты.
Программа ООН по окружающей
среде (ЮНЕП) создана в декабре 1972 г. ЮНЕП имеет Совет управляющих, Совет по координации
и Фонд окружающей среды. К первоочередным направлениям деятельности ЮНЕП относятся:
1) здоровье человека; 2) охрана земель и пресных вод; 3) защита мирового океана;
4) охрана животных и генетических ресурсов; 5) энергетические ресурсы; 6)
образование; 7) торговля, экономика, технология. В рамках ЮНЕП работают и
другие международные организации (рис. 19).
Рис 19. Основные международные организации по охране окружающей
природной среды
Организация
Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) создана в 1948 г.; штаб-квартира находится в Париже. Основные направления
ее деятельности:
- руководство экологическими
программами, в которых занято свыше 100 государств. Например, «Человек и биосфера», Международная программа по образованию
и др.;
- учет и организация охраны
объектов, отнесенных к всемирному наследию;
- оказание помощи
развивающимся странам в подготовке специалистов-экологов.
Международный союз охраны
природы и природных ресурсов (МСОП)
также учрежден в 1948 г. Эта неправительственная организация представляет около
100 стран. По инициативе МСОП ведется Красная книга. Основные задачи МСОП:
- сохранение естественных
экосистем, растительного и животного мира;
- сохранение редких и исчезающих
видов;
- организация заповедников, резерватов, национальных
парков.
Всемирная организация
здравоохранения (ВОЗ) образована в
1946 г., занимается вопросами охраны здоровья человека в аспекте его
взаимодействия с окружающей средой, консолидируется с ЮНЕП, МАГАТЭ и др.
Международное агентство по
атомной энергии (МАГАТЭ) образовано в
1957 г. для обеспечения ядерной безопасности и охраны окружающей среды от
радиоактивного загрязнения. Неподчинение государств требованиям МАГАТЭ может
вызвать применение экономических санкций по решению Совета Безопасности ООН.
Всемирная метеорологическая
организация ООН (ВМО) создана в 1947
г. Ее основная задача –
изучение и обобщение воздействий человека на климат планеты. Она работает,
главным образом, в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды
(ГСМОС).
Международная морская
организация (ИМО) создана в 1948 г.,
действует в области морского судоходства и охраны моря от загрязнения. При ее
участии разработаны конвенции по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими
вредными веществами.
Сельскохозяйственная и
продовольственная организация ООН (ФАО)
организована в 1945 г. Сфера ее деятельности – сельское хозяйство и мировые
продовольственные ресурсы. ФАО подготовила почвенную карту мира, участвует во
многих экологических программах, активно сотрудничает с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП.
Помимо названных ведущих
международных организаций, в мировом сообществе функционирует множество
структур природоохранного профиля: например, Международный регистр потенциально
токсичных химических веществ (МРПТХВ), Бюро ООН по оказанию помощи при
стихийных бедствиях (ЮНДРО), Европейская экономическая комиссия – ЕЭК (занимается внедрением
мало- и безотходных технологий) и многие другие.
Международные программы, организации, формальные и
неформальные движения за сохранение жизни на Земле – объективная необходимость.
Поэтому сотрудничество России в области охраны природы не исчерпывается
деятельностью организаций, о которых сказано выше. Оно охватывает различные
неформальные общественные движения, партию «зеленых» и многие другие и
постоянно расширяется.
|