Н.В. Гусакова, А.И. Забалуева, В.В. Румянцева
Экология: конспект лекций
Под редакцией А.Н. Королева. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 176с.
Лекция 1. Предмет и задачи экологии
Природа является местообитанием человека и источником
всех благ, необходимых ему для жизни и его производственной деятельности.
Человек – часть природы, её порождение, он может производить, только используя
её ресурсы, и жить только в тех природных условиях (температура, давление,
влажность, состав атмосферы и др.), к которым он генетически приспособлен.
Технические достижения последних лет создали иллюзию
обособленности от природы, и даже господства над ней. Однако на самом деле всё
обстоит как раз наоборот. С научно-техническим развитием мы только усиливаем
нашу зависимость от природы: ведь создаваемые машины тоже являются производными
природы. Их двигатели сжигают нефть и кислород – продукты растений. Для
выплавки стали нужны железная руда, уголь, вода и кислород, тоже продукт
природы. Причем биологическая потребность в пище, тепле, электроэнергии и т.п.
с каждым годом всё возрастает, и современный человек нуждается в значительно
большем количестве природных ресурсов, чем раньше.
Так, например, если до появления машин для обогрева и
приготовления пищи человеку хватало нескольких возов дров в год, то сейчас на
каждого жителя в год приходится такое количество сжигаемого топлива, что в
пересчете на дрова это составит несколько вагонов.
Стремясь покорить природу и господствовать над ней,
человек неожиданно для себя оказался на грани экологической катастрофы.
“Парниковый эффект”, “озоновая дыра”, “кислотные дожди”, нехватка чистой воды и
продуктов питания, сырьевые и энергетические кризисы, загрязнение Мирового
океана – все эти проблемы встали перед человечеством, грозя гибелью и требуя
немедленного решения.
Для их решения требуются совместные усилия всех людей,
независимо от места жительства и рода занятий. Необходимо соответствующее
перераспределение средств, отказ от некоторых материальных благ в пользу
природы, перестройка производственных технологий, образа жизни и мышления
человека. Во многом это будет зависеть от экологического воспитания населения и
как быстро и безболезненно произойдут необходимые перемены во взаимоотношениях
общества и природы.
Природа миллиарды лет назад тоже стояла перед
проблемой исчерпания средств существования зарождающейся жизни, но нашла выход,
включив все вещества в круговорот.
Необходимо срочно, в очередной раз обратиться к ней за
опытом и научиться создавать и поддерживать связи, обеспечивающие жизненные
процессы. Помочь в этом должна теоретическая и прикладная экология.
Как самостоятельная наука экология сформировалась
приблизительно к 1900 году. Термин “экология”, предложенный в 1866 г. немецким
ученым Эрнстом Геккелем (от греч. "ойкос" –дом и "логос" –
учение), в буквальном смысле переводится как – наука о местообитании. Однако
именно в настоящее время эта наука переживает период быстрого роста.
Существует много определений экологии. Большинство
современных исследователей считают, что экология – это наука, изучающая
условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и
средой, в которой они обитают. Понятие экологии очень обширно, поэтому в зависимости
от акцента на той или иной её задаче меняется и формулировка определения. Для
общего употребления может подойти следующее: экология – это биология
окружающей среды. В словаре Уэбстера определение экологии приведено как предмет
экологии – это совокупность или структура связей между организмами и средой.
Однако забывают, что ещё Эрнст Геккель дал этой науке исчерпывающую
формулировку: под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к
экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с
окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего –
его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с
которыми оно прямо или косвенно вступает в контакт.
Экология подразделяется на аутэкологию, исследующую индивидуальные связи отдельного
организма со средой; популяционную экологию,
занимающуюся отношениями между организмами, которые относятся к одному виду и
живут на одной территории (стая волков, березовая роща), т.е. внутри популяций;
синэкологию, или биоценологию, комплексно изучающую группы, сообщества
организмов и их взаимосвязи в природных системах (экосистемах). В настоящее
время биоценология переросла в науку
об экосистемах, которую применительно к биоценозам суши обычно называют биогеоцеонологией.
Изучение биоценозов
включает несколько аспектов:
1) структурный – доминирование, видовое разнообразие,
видовая насыщенность, соотношение приспособительных типов и др.;
2) хорологический – пространственное распространение
ценозов, их структура в зависимости от общих климатических, зонально-поясных,
ландшафтных и региональных особенностей среды;
3) сукцессионно-динамический – циклические и необратимые
процессы, обусловленные изменениями среды как в результате взаимоотношений
внутри ценоза, так и под влиянием антропогенных воздействий;
4) энергетический – трофические уровни, поток энергии,
формирование биологической продуктивности;
5) биогеохимический – механизмы круговорота вещества в
биогеоценозе.
Кроме того, есть экология
человека, экология животных, экология растений и экология микроорганизмов.
С 70-х годов ХХ в. складывается социальная
экология, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей
среды и ее охраны.
Выделяется экология
теоретическая, вскрывающая общие
законы Жизни, и экология прикладная, призванная помочь применить эти
законы в хозяйственной практике людей. Особенно большое значение она имеет в
рациональной организации сельского хозяйства и природоохранной деятельности.
Таким образом, основными задачами экологии являются:
-
исследование закономерностей
организации жизни, в том числе в связи с антропогенными, т.е. являющимися
результатом человеческой деятельности, воздействиями на природные системы;
-
создание научной основы
рациональной эксплуатации биологических ресурсов;
-
прогнозирование изменений природы
под влиянием деятельности человека;
-
сохранение среды обитания
человека.
Прикладная экология как наука основана, прежде всего,
на разных отраслях биологии, физиологии, генетики, биофизики, но она также
связана с другими естественными науками – физикой, химией, геологией,
географией, математикой. Современная кризисная ситуация требует экологизации
всех наук и всей человеческой деятельности, т. е. учета законов и требований экологии.
Прикладная экология, кроме того, неотделима от морали,
права, экономики, так как только в союзе с ними можно коренным образом изменить
отношение людей к природе.
Итак, какими бы вы склонностями ни обладали, какой
жизненный путь в будущем ни избрали, вам понадобятся хотя бы элементарные
экологические знания.
|