Т.А. Акимова, A.П. Кузьмин, В.В. Хаскин
Экология. Природа - Человек - Техника
Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 343 с.
Предисловие
Опыт
показывает, что знания, получаемые студентами технических вузов, явно
недостаточны для создания экологически приемлемых технологий и техники.
Обучение инженеров строится в основном на редукционистском подходе, т.е. на
сведении сложных задач к простым, расчленении сложного на простые составные
части с их последующим упрощенным анализом. Будущих специалистов учат
рассматривать искусственно выделенные события, каждое из которых имеет, как
правило, одну причину.
Между
тем, изучение экологии и современных экологических проблем основано на
целостном рассмотрении чрезвычайно сложных систем, на принципе холизма (от
греч. холос - целое). В биосфере каждое событие - это одновременно и причина
возникновения других событий. Вся живая природа представляет собой единую сеть
вещественных, энергетических и информационных взаимодействий, организованных в
виде замкнутых авторегуляторных циклов. В недрах этой системы сравнительно
недавно возникла и стремительно разрослась техносфера - порождение человеческой
цивилизации. Техносфера нарушила замкнутость природных круговоротов. Люди
разомкнули круг жизни в биосфере, создав бесчисленные циклы и линейные цепи
искусственных событий. В результате назрели главные современные проблемы:
нарушение окружающей природной среды превысило предел выносливости биосферы, и
человек оказался в ловушке противоречий между своей биологической сущностью и
нарастающим отчуждением от природы.
Осознание
глобальной экологической катастрофы, заставляет мировое сообщество искать пути
выхода из кризисной ситуации. Вывод о необходимости перехода цивилизации к
экологически сбалансированному развитию имеет непосредственное отношение к
опасности, угрожающей не только биосфере, но и человеческой цивилизации,
заставляет мировое сообщество искать пути выхода из кризисной ситуации.
Сформулированный в документах Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992) вывод о
необходимости перехода цивилизации к экологически сбалансированному развитию
имеет непосредственное отношение и к России.
Для
преодоления экологического кризиса и острых противоречий во взаимоотношениях
общества и природы необходим новый образ мышления, переход к экологизации
экономики и производства, а в перспективе - к постиндустриальной экологически
ориентированной цивилизации. В этих условиях чрезвычайно актуальной становится
экологическая подготовка инженеров. Нужна новая система знаний, построенная на
едином теоретическом фундаменте и выходящая за традиционные рамки экологии как
биологической науки. Требования новой стратегии неизмеримо шире задач охраны
окружающей среды, они не сводятся лишь к сокращению потока загрязнений. Новые
знания должны помочь будущим специалистам организовать человеческое хозяйство в
условиях жестких экологических ограничений.
В
предлагаемой книге сделана попытка представить весь комплекс обширных сведений
и проблем современной экологии с помощью системной модели «биота биосферы -
окружающая среда - человек, общество - экономика, производство и техника».
Авторы исходят из понимания современной экологии как междисциплинарной области
знаний об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и в
обществе в их взаимосвязи. Такой подход позволяет преодолеть разрыв между
традиционными курсами экологии, природопользования и охраны окружающей среды.
Это соответствует и требованиям государственных образовательных стандартов для
технических специальностей. Вопросы рационального природопользования,
экологические принципы охраны природы и инженерной защиты окружающей среды
включены в типовую программу курса экологии.
Учебник
состоит из одиннадцати глав. В первых двух излагаются предмет, структура и
задачи современной экологии, обосновывается необходимость системного подхода к
изучению взаимодействия человека, техники и природы. Третья и четвертая главы
освещают фундаментальные основы экологии как биологической науки. В пятой и
шестой главах излагается материал, относящийся к техносфере и проблемам
эксплуатации природных ресурсов и техногенного загрязнения среды. Главы 7, 8 и
9 посвящены оценке техногенных воздействий и экологических поражений, проблемам
обеспечения экологической безопасности и концепциям выхода из экологического
кризиса. В двух заключительных главах рассмотрены принципы, методы и средства
практической реализации новой стратегии взаимодействия общества и природы -
экологизации экономики и производства.
Будущий
инженер столкнется в этой книге с новыми понятиями и подходами к проблемам
технического освоения природы, в том числе и с доказательствами
антиэкологичности техники и техногенеза. Экологический императив вынуждает
изменить точку зрения на научно-технический прогресс и оценивать развитие
техники и производства, экономический рост в первую очередь по критериям
экологического риска. Если учебное пособие будет способствовать формированию
экологического мировоззрения будущих специалистов, научит их соизмерять
технический прогресс с выносливостью биосферы и рассматривать производственную
деятельность с точки зрения законов живой природы, авторы будут считать свою
задачу выполненной.
Авторы
с благодарностью примут замечания и предложения по улучшению учебника.
|