Д.А. Кривошеин, Л.А. Муравей, Н.Н. Роева, О.С. Шорина, Н.Д. Эриашвили, Ю.Г. Юровицкий, В.А. Яковлев
Экология и безопасность жизнедеятельности
Учебное пособие для вузов / Под ред. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 447 с.
Раздел 2. Охрана окружающей среды
Глава 6. Экологический менеджмент
6.6. Управление естественными и социоприродными экосистемами
До недавнего времени управление социоприродной экосистемой
осуществлялось в интересах только человеческого общества, что привело бы к
глобальному нарушению экологического равновесия и обозначило катастрофу для
человечества. Целям новой стратегии для оздоровления системы служит, в
частности, экологический менеджмент.
Само управление состоит из оценки состояния ОС, контроля
изменения ее параметров, прогноза, принятия решений, их реализации через
производственные структуры с помощью структур управления [13].
Безопасное управление природными процессами предполагает
контроль качества среды обитания. Уровень экологического контроля зависит от
экономического и культурного развития общества. Чем более развито общество, тем
эффективнее реализуются процессы социально-экологического управления средой
обитания.
Социально-экологическому контролю подлежат все компоненты
системы «природа–человек».
Особенность иерархических систем управления заключается в
том, что информация о состоянии объекта контроля может быть получена лишь с
нижних уровней управляемой системы. А это предопределяет особые (основанные на
доверии) отношения между контролирующей и управляющей системами и системой
производства. Отсюда концепция современных информационно-управляющих
природоохранных систем основывается на знании законов саморегуляции природных
систем, на знании возможного предела вмешательства человека в эти
саморегулируемые системы, за которым – необратимые катастрофические
последствия.
Основные требования к проведению экологического контроля:
-
гарантия достижения природоохранной цели путем выявления отклонений от
нормативных значений контролируемых величин: атмосферы, гидросферы, почвы,
выбросов промышленных предприятий и т.д. Превентивная ориентация контроля;
-
отражение в планах производства природоохранной деятельности
предприятий;
-
эффективность организационной структуры контроля защиты ОС;
-
индивидуальный подход к контролю: методы контроля должны быть понятны
руководителю предприятия, рядовому работнику и контролеру;
-
прогноз изменения состояния среды обитания, выделение признаков
приближения ее к опасному состоянию, контроль за критическими состояниями
среды: залповыми выбросами, аварийными ситуациями по состоянию ОС и т.д.
-
работа по выходу из аварийной или стихийной ситуации, ликвидация
возможности развития чрезвычайной ситуации из-за накопленных радиоактивных
веществ, химического оружия, устаревших технологий и т.д.
Среди способов контроля различают: прямой
непосредственный контроль за состоянием ОС с использованием технических средств
по отслеживанию физических, химических, биологических параметров и факторов
загрязнения атмосферы, гидросферы и почвы. Для оценки состояния ОС пользуются
методом биоиндикации. При этом используется высокая чувствительность
некоторых живых организмов к загрязнению, например, хорошими индикаторами
загрязнения являются мхи, лишайники и водоросли.
Косвенный способ контроля заключается в использовании
законодательных и административных рычагов управления.
Контроль может быть ручным, когда наблюдения за изменением
ОС осуществляются вручную, или автоматическим, когда контроль за изменением ОС
осуществляется в автоматическом режиме. Среди типовых автоматизированных систем
контроля имеются системы контроля загрязнений атмосферы (АНКОС-АГ) и воды
(АНКОС-ВГ).
По способу анализа контроль может быть прямым и
дистанционным. В отличие от прямого дистанционный метод анализа состояния ОС
предусматривает бесконтактный процесс получения информации с помощью
аэрофотосъемки или космической съемки.
Поскольку экологическая оценка имеет много
неопределенностей, то полезна экспертная оценка состояния ОС; она
применяется в сложных и критических условиях. Это прерогатива
специалистов-экспертов высокого класса, принимающих на себя ответственность в
принятии решений в сложных экологических ситуациях.
Правовое обеспечение контроля состоит в выполнении
законов по обеспечению сохранности ОС, а также норм правового регулирования
использования воды, воздуха, почвы, недр и т.д. Сюда включается лицензионное
право организаций на вылов рыбы, отстрел животных, вырубку леса, добычу
полезных ископаемых и т.д.
Технологический контроль связан с соблюдением
технологического режима производства, который регулируется нормами и
требованиями по обеспечению экологической безопасности среды производства и
продукции. Отвечают за технологическое обеспечение производства руководитель
предприятия, главный инженер, технолог и эколог-менеджер. Нарушение
технологического режима и регламента производства в погоне за прибылью –
обычное явление при залповых выбросах и создании аварийной ситуации на вредных
производствах.
Экономический контроль ОС заключается в предпочтении
экологически чистого производства и продукта. Налоговый прессинг должен
возрастать по отношению к вредному производству и вредному продукту.
Для снижения давления на ОС применяются информационные,
предупредительные и карательные методы. Информационные включают
мониторинг изменения параметров ОС, предупредительные – различные виды
экологической экспертизы, административно-правовые – экостандарты, разрешения,
лицензии и т.д., административно-предупредительные – проверку
деятельности объектов возможного загрязнения, экологический аудит и т.д., карательные
– различные формы пресечения (от закрытия предприятия до уголовного
преследования виновных), экономические и финансовые меры воздействия.
К информационному обеспечению экологических проблем
относятся сбор, обработка, анализ, синтез данных, построение моделей, создание
баз данных для пользователей. Первичная экологическая информация собирается с
помощью измерительных средств в процессе научно-практической деятельности. Эта
информация обладает наивысшей прикладной ценностью. Вторичная информация –
результат переработки первичной для дальнейшего использования в экологическом
моделировании, мониторинге и экспертизе. Третичная информация является
результатом переработки вторичной для предоставления потребителю для
последующего принятия решений.
Экологическое моделирование занимается изучением
экологических объектов и процессов на их моделях для расчета поведения человека
в стационарно-изменяющихся условиях ОС, а также для выработки рекомендаций по
координированию форм и масштабов хозяйственной деятельности с изменяющимися
условиями среды.
Экологический мониторинг – система наблюдений, оценки
и прогноза состояния окружающей природной среды и экологических систем, в том
числе и находящихся в условиях антропогенных воздействий. Экологический
мониторинг состоит из следующих ступеней: биологический мониторинг отслеживает
связь в изменениях ОС с состоянием организмов биоты, в том числе и человека,
особое значение придается учету канцерогенных и мутагенных факторов;
геоэкологический (природно-хозяйственный) мониторинг обеспечивает наблюдение за
природными экосистемами, агробиотой и индустриальными системами; методы этой
ступени мониторинга должны определять способность ОС к самовосстановлению,
биопродуктивности экосистем и различные ПДК, контроль обеспечивается сетью
контрольных пунктов наблюдений и полигонов; биосферный мониторинг отслеживает
изменения в биосфере, вызванные антропогенными воздействиями.
В России программа фонового экологического мониторинга
осуществляется в ряде биосферных заповедников (Астраханский, Воронежский,
Ильменский, Приокско-Террасный, Центрально-Черноземный, Сихоте-Алинский) и на
кораблях Госкомгидромета.
Целью экологической экспертизы является превентивный
контроль экологической безопасности, осуществление государственного контроля в
области охраны ОС и рационального использования природных ресурсов. Эти функции
делегированы государством Министерству природных ресурсов РФ, Государственному
комитету РФ по охране окружающей среды и их территориальным органам
соответствующими законами РФ.
Заключение экспертной комиссии обязательно для всех
юридических лиц и граждан, деятельность которых связана с воздействием на
окружающую природную среду, с природопользованием и т.д. Положительное
заключение экспертной комиссии является одним из обязательных документов для
открытия финансирования и кредитования реализации объекта.
Объектами государственной экологической экспертизы являются:
-
предпроектные материалы по развитию и размещению производительных сил и
отраслей народного хозяйства;
-
проекты целевых федеральных социально-экономических и научно-технических
программ, связанных с воздействием на ОС;
-
проекты федеральных комплексных схем охраны и использования земельных,
водных, лесных и других природных ресурсов;
-
материалы экологического обследования территории для придания им статуса
особо охраняемого природного объекта;
-
ТЭО и проекты на строительство, реконструкцию, развитие, ликвидацию
объектов и предприятий федерального значения, осуществление которых может
нанести вред ОС;
-
проекты нормативно-технической и инструктивно-методической документации
в части охраны ОС и рационального природопользования, регламентирующих
хозяйственную деятельность.
|