Внешнеэкономическая деятельность и внешняя торговля

Полезное


Л.И. Егоренков, Б.И. Кочуров
Геоэкология

Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. - 320 с.

Предыдущая

Глава 7. Совершенствование управления окружающей средой и природопользованием

7.1. Экологический аудит

Осуществление государственной стратегии устойчивого развития страны и отдельных ее регионов предусматривает комплекс мер по государственному регулированию природопользования и стимулированию природоохранной деятельности путем проведения целенаправленной социально-экономической, финансовой и налоговой политики в условиях рыночных отношений. Речь идет о гармонизации экономических и экологических интересов развития, включении понятий «экологические блага» и «экологическое благосостояние» в систему экономических отношений. Важная роль при этом принадлежит анализу, обобщению и использованию имеющегося в данной области зарубежного опыта, в том числе в области экологического аудита.

Экологический аудит является важным и одним из новых инструментов экологического менеджмента (от англ. management - управление, организация). Он позволяет эффективно регулировать весь комплекс эколого-экономических отношений (природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности). Экологический аудит как механизм управления природопользованием получил развитие в 70-е гг. XX в. в экономически развитых странах (США, Канаде, Великобритании, Германии, Нидерландах и др.) и как средство зашиты интересов предпринимательских структур был направлен на снижение уровня риска для окружающей среды и здоровья населения.

В качестве объекта ЭА могут выступать предприятия, оказывающие воздействие на окружающую среду, проекты планов или программ строительства, реконструкции, расширения, консервации и ликвидации хозяйственных объектов, а также проекты освоения территории.

Общие процедуры ЭА включают анализ выполнения законодательных и нормативных актов, беседы с сотрудниками аудируемого объекта, тестирование; проверку документации, журналов регистрации и прочих материалов; отбор и анализ проб.

Как показывает практика, отсутствие достоверной информации о природоохранной деятельности предприятия создает риск для инвесторов и собственников. Значительные потери в виде штрафов, дополнительных затрат связаны с ликвидацией последствий загрязнения окружающей среды, необходимостью проведения экологического оздоровления и пр. В связи с этим во многих странах получили интенсивное развитие бухгалтерский учет и отчетность о природоохранной деятельности.

По видам ЭА подразделяется на обязательный и инициативный. Обязательный экологический аудит производится: при реализации международных обязательств в области охраны окружающей среды; по поручению государственных органов; для учета экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий; при реализации процедуры банкротства; с целью проведения обязательного экологического страхования; при подготовке и обосновании инвестиционных программ и проектов, когда это предусмотрено условиями инвестирования и пр. Данный вид ЭА может осуществляться по решению государственной экологической экспертизы, а также в процессе процедуры оценки воздействия предприятия, сооружения или проекта на окружающую среду.

Инициативный аудит производится по решению руководителей предприятий и организаций. При этом различают внутренний и внешний ЭА. Внутренний аудит носит добровольный характер и производится по инициативе самого предприятия. Внешний аудит, как правило, является обязательной процедурой.

В 1993 г. Совет ЕС ввел в действие «Правила добровольного участия компаний промышленного сектора в Схеме экологического управления и аудита Европейского Сообщества» (Схема EMAS). Данный документ предусмотрен для компаний (в том числе малых и средних предприятий), осуществляющих промышленную деятельность. Предполагается, что в будущем положения по экологическому аудиту, установленные для промышленного сектора, будут использоваться в других сферах деятельности, таких, как торговля и оказание услуг населению.

Рис. 7.1. Экологический аудит в системе управления природопользованием: муниципальный уровень

Целью введения EMAS было содействие улучшению характеристики окружающей среды, связанной с промышленной деятельностью, за счет вовлечения компаний в процесс активного управления окружающей средой. Данные правила предусматривают снижение воздействий на окружающую среду до уровня, соответствующего применению экономически обоснованной и лучшей из доступных технологий. При этом указанная схема не должна противоречить существующим законам ЕС или техническим стандартам, относящимся к управлению окружающей средой и наносить ущерб деятельности других компаний. Основные правила EMAS показаны на рис. 7.1.

Инициатива ЕС по внедрению процедуры экологического аудита в непромышленном секторе на настоящий момент поддержана многими странами. Так, в апреле 1995 г. в Великобритании вышел закон о подключении к схеме EMAS органов местного самоуправления. Германия издала закон о распространении схемы EMAS на целый ряд областей деятельности, среди которых-органы региональной и муниципальной власти и т. д.

Следует отметить, что в России система экологического аудита находится на стадии активного формирования. Сдерживающим моментом при этом является отсутствие необходимой правовой базы, неразработанность нормативных и методических документов. Первые попытки по применению процедуры экологического аудита на основе анализа зарубежного опыта были предприняты в 1992 г.

Практическое применение экологического аудита началось в России с приказа Председателя Госкомэкологии № 181 от 30 марта 1998 г. В настоящее время действуют федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г.

Следует учитывать, что до 1998 г. процедура экологического аудита в России выполнялась в основном зарубежными экологическими аудиторскими фирмами или их представительствами. В настоящее время Россия переживает новую фазу развития экологического аудита. Это определяется в значительной мере потребностями практики.

Так, ряд российских предприятий, имеющих выход на международные рынки, вынужден проводить международную согласованную процедуру экологического аудита и получать соответствующий сертификат по экологической безопасности производства и продукции. То есть, если предприятие соответствует требованиям EMAS и международным стандартам ISO 14001, обеспечивается конкурентоспособность ее продукции на мировом рынке.

Одной из первых в России к поэтапному внедрению международного стандарта ISO 14001 на своих предприятиях приступила с 2000 г. компания «Русский алюминий». Эта компания, включающая 5 заводов, является лидером российской алюминиевой промышленности и одним из крупнейших производителей первичного алюминия в мире.

Первым предприятием компании, прошедшим сертификацию, стало ООО «РОСТАР» - крупнейший в России производитель алюминиевых банок для напитков, который подтвердил соответствие системы экологического менеджмента предприятия международному стандарту ISO 14001.

Реализация мероприятий по охране атмосферного воздуха, например, позволила снизить выбросы загрязняющих веществ на предприятиях «Русского алюминия» на 37 тыс. т за два года. Наиболее приоритетными задачами по экологической безопасности на предприятиях компании считаются забота о здоровье и безопасности работников и их экологическое просвещение.

В 1997 г. принята Программа развития экологического аудита в России, которая включает создание соответствующих правовых, нормативных и методических документов, переход на международные стандарты в сфере экологического аудита, создание системы обучения и подготовки аудиторов, проведение научно-исследовательских работ и др.

На начало 2001 г. около 400 российских специалистов и экспертов, имеющих соответствующий опыт работы и квалификацию, прошли обучение в НИЦ «Экобезопасность» Госкомэкологии России и получили сертификаты эксперта-аудитора. В настоящее время насчитывается более 50 российских фирм, имеющих федеральную лицензию на такой вид деятельности, как «Экологический аудит».

В настоящее время отсутствует сколько-нибудь полная и унифицированная информация о соответствующей деятельности. Проблема еще и в том, что фирмы, осуществляющие работы и услуги, только формируются, а необходимая координация их деятельности со стороны природоохранных органов пока отсутствует. Слабо разработана теоретическая база получения минимума необходимых данных, а также методология их дальнейшего анализа. Восполнение информационного пробела становится насущной проблемой комплексных эколого-экономических исследований, в том числе макроанализа с использованием системы национальных счетов.

Предыдущая


Copyright © 2007-2022, Недвиговка.Ру