О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.
Лекция 5. Экономический механизм охраны окружающей среды
5.1. Понятие и структура экономического механизма охраны окружающей среды
Длительное время в Российской Федерации единственным
источником финансирования охраны окружающей среды являлся государственный
бюджет.
Вопросы
содержания и структуры экономического механизма охраны окружающей среды
исследовались в научной литературе достаточно детально на протяжении
длительного времени. Так, А. К. Голиченков выделил четыре блока, составляющих
экономический механизм: экономическое стимулирование, создание мощной
финансовой базы, экологическая индустрия (экобизнес), рынок экологической
техники и услуг.
Экономическое
регулирование охраны окружающей среды во всем мире в принципиальных моментах
является единообразным. Это прежде всего использование таких инструментов, как
налогообложение, нормирование, позитивное или негативное финансовое
регулирование.
В содержании
экономического механизма различают две категории факторов: позитивные и негативные.
К позитивным для субъектов факторам относятся меры экономического
стимулирования, связанные с планированием, финансированием, кредитованием,
материально-техническим обеспечением природоохранительных мероприятий, с
предоставлением льгот при внедрении экологически чистых технологий, проведении
других эффективных мер по охране окружающей природной среды.
К числу
негативных, опять-таки с точки зрения субъектов отношений, факторов принадлежат
предусмотренные Законом меры экономического стимулирования посредством изъятия
определенной части дохода, лишения соответствующих льгот.
В соответствии с основными задачами, стоящими перед
экономическим механизмом в соответствии с Федеральный Законом от 10.01.2002 №
7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
в настоящее время сформирована новая структура экономического механизма охраны
окружающей среды, сочетающая в себе как нормы касающееся
материально-технического обеспечения, так и достаточно новые для отечественного
права, а именно положения экономического стимулирования за экономичное
пользование природными ресурсами, плату за загрязнение, экологическое
страхование и экологические фонды. Нововведения направлены на то, чтобы сделать
охрану окружающей среды составной частью производственной деятельности, чтобы
хозяйствующий субъект был заинтересован в охране окружающей среды не меньше,
чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции и получении
прибыли.
Таким образом, можно сказать, что экономический
механизм в сфере охраны окружающей среды и природопользования – это
совокупность экономических методов управления, создающих материальную
заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с
природной средой.
Как отмечает
С. А. Боголюбов «проблема
состояния и совершенствования правотворчества, направленного на повышение
эффективности экономического механизма в области охраны окружающей среды,
является в течение последних двух десятков лет одной из наиболее актуальных в
экологическом (природоохранном, природоресурсном) праве и законодательстве». И с ним невозможно не согласиться.
По мнению видного ученого В. В. Петрова, на
эффективность эколого-правового механизма воздействует экономическая
обеспеченность выполнения эколого-правовых норм. О. И. Крассов в
свою очередь считает, что необходимым разграничить экономические механизмы,
применяемые в области охраны окружающей среды и в сфере природопользования.
Таким образом, в
настоящее время к мерам экономического регулирования в настоящий момент следует
отнести:
а) экономическое
стимулирование (включая плату за природопользование);
б) особенности и
порядок финансирования деятельности в области охраны окружающей среды и
природопользования;
в) правовое
закрепление особого статуса «экологического предпринимательства».
Говоря о
нормативно-правовом регулировании экономического механизма охраны окружающей
среды, можно отметить большое количество нормативных актов, которые могут быть
отнесены к данному механизму. Среди природоресурсных законодательных актов
значительный комплекс мер экономического стимулирования охраны, воспроизводства
и устойчивого использования объектов животного мира предусмотрен Федеральным
законом «О
животном мире». В отличие от него Федеральные
законы «О
рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
и «Об
охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации»
предусматривают соответственно лишь платность использования водных биоресурсов,
платность пользования охотничьими ресурсами. В свою очередь Земельный кодекс РФ
предусмотрел возможность осуществления экономического стимулирования охраны и
использования земель. Водный кодексРФ и Лесной кодексРФ устанавливают основы
платности использования соответственно водных объектов и лесов. Экономическое
регулирование в Законе РФ«О
недрах» осуществляется преимущественно через
платежи при пользовании недрами. Платежи за пользование природными ресурсами с
учетом определенного предмета правового регулирования предусмотрены
дополнительно Федеральным Законом «О континентальном
шельфе Российской Федерации». Отдельные
аспекты поощрения природоохранительной деятельности нашли свое отражение (пусть
пока и в недостаточной мере) в Налоговом кодексе РФ.
Исходя из
перечисленного можно сделать вывод о важнейшей роли экономического механизма
охраны окружающей среды и природопользования в регулировании экологических
отношений в целом. При этом следует учитывать тот объем отношений, которые
разными учеными относится к экономическому механизму и то обилие нормативных
актов, которые в той или иной мере его регулируют.
|