Ю.Н. Женихов, В.Н. Иванов
Организация государственного экологического контроля
Учебное пособие. - Тверь: ТГТУ, 2010. - 108 с.
4. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха
4.4. Права и обязанности государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха
Статья 27 ФЗ № 96-ФЗ и п. 7 Положения определяют права
и обязанности государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих
контроль за охраной атмосферного воздуха:
а) беспрепятственно при предъявлении служебного
удостоверения установленного образца посещать объекты хозяйственной и иной
деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и
организационно-правовой формы, на которых имеются источники выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических
воздействий на атмосферный воздух, в установленном для их посещения порядке,
знакомиться с документами, данными лабораторных анализов, иными материалами,
необходимыми для осуществления государственного контроля за охраной
атмосферного воздуха;
б) проверять соблюдение нормативов выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и других условий, установленных
разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а
также работу очистных сооружений, средств контроля за такими выбросами;
в) проверять выполнение программ и мероприятий по
охране атмосферного воздуха;
г) проверять соблюдение установленных нормативов
вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
д) определять размеры вреда, причиненного окружающей
природной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;
е) вносить предложения о проведении экологического
аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;
ж) проводить измерения выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том
числе автомобильным транспортом;
и) проверять соблюдение лицензионных требований и
условий, касающихся вопросов охраны атмосферного воздуха, установленных в
лицензиях на виды деятельности в области охраны окружающей природной среды, вносить
в лицензирующий орган предложения об аннулировании или приостановлении действия
лицензий при невыполнении лицензионных требований и условий;
к) привлекать в установленном порядке
научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для
проведения соответствующих работ, анализов, выполнения измерений и выдачи
заключений;
л) аннулировать разрешения на выбросы вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия
на него или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок,
если условия этих разрешений не соблюдаются;
м) направлять в правоохранительные органы материалы о
нарушениях законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов
Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха для решения вопросов
о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях
(Федеральным законом от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ полномочия по выдаче предписаний
об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него исключены
из компетенции государственных инспекторов по охране природы);
н) давать предписания, обязательные для физических и
юридических лиц, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
в области охраны атмосферного воздуха;
о) привлекать к административной ответственности
граждан, юридических и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства
Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
п) предъявлять иски физическим и юридическим лицам за
нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного
воздуха;
р) осуществлять иные не противоречащие
законодательству Российской Федерации действия по охране атмосферного воздуха в
пределах своей компетенции;
с) обращаться в органы внутренних дел за содействием в
предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению
государственными инспекторами законной деятельности, а также в установлении
лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области
охраны атмосферного воздуха.
Государственные инспекторы по охране природы,
осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, обязаны:
-
иметь соответствующий уровень
подготовки в области охраны атмосферного воздуха;
-
осуществлять свою деятельность в
соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны
атмосферного воздуха, законодательством Российской Федерации о государственной
службе и административным законодательством Российской Федерации;
-
осуществлять контроль за
соблюдением на соответствующей территории установленных нормативов выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также других условий,
предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;
-
обеспечивать контроль за
выполнением заключений государственной экологической экспертизы;
-
взаимодействовать с общественными
природоохранными организациями при осуществлении контроля за охраной
атмосферного воздуха;
-
обосновывать размеры возмещения
вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха (в ред.
Федерального закона от 30.12.2008 г. № 309-ФЗ);
-
информировать органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления, правоохранительные органы о нарушениях законодательства
Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в пределах своей
компетенции;
-
подготавливать и направлять
материалы о нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны
атмосферного воздуха в правоохранительные органы.
|