Е.П. Гора
Экология человека
Учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2007. – 540 с.
Глава 7. Социальные аспекты адаптации детей
7.2. Адаптация детей к социальным факторам
7.2.8. Профессиональная ориентация подростков
Отношение к
профессиональному выбору можно рассматривать как фрагмент целостной
организационной системы отношений индивида к окружающей среде, составляющих
основу личности. В профессиональном труде человек реализует свои физические и
психические возможности. Эффективность труда зависит от соответствия его
индивидуальных особенностей определенным требованиям, предъявляемым профессией.
Имеется ряд
факторов, определяющих успешность деятельности, которые можно объединить в три
группы. Первая группа – особенности мотивационной направленности, вторая – знания
и навыки работающего, приобретенные при обучении или деятельности. Третья
группа – индивидуальные психофизиологические особенности человека. Сюда входят
врожденные особенности, мало изменяющиеся под влиянием условий жизни, к которым
относятся свойства нервной системы – сила, подвижность, динамичность,
лабильность, уравновешенность процессов возбуждения и торможения в коре больших
полушарий. Свойства нервной системы являются физиологической основой, на
которой формируются и развиваются под влиянием условий среды индивидуальные
особенности психики и поведения.
Профессиональная
ориентация должна начинаться еще в школьном возрасте с правильного выбора
профессии и в дальнейшем – вида производственной деятельности.
Профессиональная
ориентация во все возрастные периоды представляет собой длительный процесс,
связанный с получением, обработкой и интерпретацией большой по объему и
разнообразной по содержанию информации. Быстрота и надежность обработки этой
информации определяет эффективность системы профессионального ориентирования.
В работах
отечественных и зарубежных авторов широко освещены различные аспекты
профессиональной ориентации: социально-экономический, педагогический,
психологический и медицинский.
Медико-психологический
подход к этой проблеме определяется тем, что физическое и психическое здоровье
является необходимым условием продуктивного труда. При нарушении
психогигиенических условий ухудшается адаптация человека к социальной среде и
его гармоническое развитие.
Первый
профессиональный выбор приходится на один из самых сложных
социально-биологических периодов жизни. Это период смены социальных ролей от
детской зависимости к бытности взрослым, необходимость прогноза соответствия
собственных психофизиологических особенностей, способностей и возможностей выбранной
профессии, пубертатные физиологические сдвиги в организме и др. Указанные
факторы предъявляют особые требования к механизмам адаптации, и подросткам
бывает трудно справляться с возникшими психическими перегрузками. Это может
быть связано с неправильной самооценкой, неадекватным уровнем притязаний,
эмоциональной незрелостью, ригидностью в межличностных отношениях, низким
порогом фрустрации и т. п.
Для успешного
профессионального самоопределения в молодом возрасте большое значение имеют
социальные факторы, которые влияют на формирование социальных установок и
профессиональной направленности (средства массовой информации, окружение,
предварительная профориентация и др.).
Одной из основных
задач профессиональной ориентации является определение психофизиологических
особенностей подростков и выявление их соответствия требованиям той или иной
профессии. В настоящее время критерии профессиональной пригодности подростков
разрабатываются в двух направлениях. Это определение противопоказаний к
различным профессиям для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и
разработка показаний к разным профессиям для здоровых. Ограничения
профессиональной пригодности могут быть связаны с состоянием здоровья, с
невозможностью или трудностью овладения профессией отдельными лицами из-за
несоответствия их функциональных возможностей требованиям профессиональной
деятельности, с нежеланием освоения той или иной профессии.
При выборе критериев
пригодности к различным профессиям необходимо учитывать, что многие
психофизиологические функции подростков находятся в стадии становления и
поэтому могут развиваться и совершенствоваться под влиянием учебного и
трудового процессов. Так, в период формирования организма происходят
существенные изменения в структуре и деятельности нервной и эндокринной систем,
опорно-двигательного аппарата.
В последние годы в
Институте гигиены детей и подростков МЗ РФ проводятся исследования по
определению критериев профессиональной пригодности для здоровых подростков,
осваивающих различные профессии, в том числе профессию программиста. Эта
профессия предъявляет особые требования к высшей нервной деятельности, особенно
к взаимоотношению первой и второй сигнальных систем и последней с подкорковыми
образованиями головного мозга. При обследовании учащихся 9-11 классов
специализированной школы с математическим уклоном, где проводятся занятия по
программированию, выявлено, что хорошо успевающие учащиеся успешно решают как
конкретные, так и абстрактные задачи. Они легко переключаются с одного вида
мышления на другой. У них отмечаются высокий тонус коры больших полушарий
головного мозга, выраженный вегетативный компонент условного рефлекса,
концентрация возбудительного и тормозного процессов, подвижность основных
нервных процессов. Подростки, испытывающие трудности в обучении, не могут
решать многие задачи абстрактного характера, а конкретные решают с трудом,
плохо переключаются с одного вида деятельности на другой. У них наблюдаются
более низкие: тонус коры головного мозга при плохо проявляющемся вегетативном
компоненте условных рефлексов; способность к концентрации нервных процессов;
подвижность нервных процессов, а также слабость тормозного процесса.
Подобные примеры
свидетельствуют о том, что нужны поиски критериев высокой устойчивости и
соответственно низкой чувствительности к действию конкретного комплекса
профессионально-производственных условий. Такими критериями могут быть
индивидуально-типологические различия как по основным свойствам нервной системы
и их сочетаниям, так и по характеру функционирования «обеспечивающих» систем.
Для лиц умственного труда в первую очередь это будут показатели функций высшей
нервной деятельности и висцеральных систем, поскольку при умственном труде для
устойчивого функционирования организма необходима координация психофизиологических
и вегетативных функций, а также слаженная работа регуляторного механизма.
Для
профессионального отбора и ориентации подростков большое значение имеет и учет
особенностей адаптивного поведения. Это обусловлено тем, что каждая профессия
отличается не только уровнем и характером нагрузки, но и распределением ее в
течение рабочего дня, темпом выполнения работы и т. п.
В настоящее время в
работе по профессиональной ориентации молодежи пригодность к различным видам
профессиональной деятельности определяется с помощью карт, анкет, опросников,
интервьюирования. Большой популярностью пользуются компьютерные версии
опросников. Так,
дифференциально-диагностический
опросник
Е.
А. Климова позволяет
выявить в баллах (от 0 до 8) выраженность склонности к 5 сферам профессиональной
деятельности: человек – природа, человек – техника, человек – человек, человек
– знакомая система, человек – художественный образ.
Таким образом,
правильная производственная ориентация молодежи, основанная на научных
рекомендациях, является залогом успешной профессиональной деятельности и
высокой работоспособности в будущем.
|