Е.П. Гора
Экология человека
Учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2007. – 540 с.
Глава 7. Социальные аспекты адаптации детей
7.2. Адаптация детей к социальным факторам
7.2.1. Детский организм и стресс
Условия обитания
предъявляют к детскому организму все возрастающее количество стрессогенных
факторов. Происходят глобальные изменения окружающей среды. Увеличивается темп
жизни. Растет экологическое напряжение. Все это сказывается на условиях жизни
ребенка, его семьи, всего общества в целом.
Несмотря на то что в
науке стрессу в последнее время уделяется довольно пристальное внимание,
возрастные его аспекты изучены сравнительно мало. Основное число исследований
посвящено посттравматическому стрессу и последствиям заболеваний у детей.
Посттравматический
стресс. В
работах, посвященных посттравматическому стрессу, выделяют различные типы
реакций на произошедшее событие: вытеснение; разграничение «Я» на «Я-реальное»
и «Я-жертва»; фиксация на психотравмирующей ситуации; тревожность;
эмоциональная лабильность; психопатические поведенческие реакции; замкнутость;
ослабление социальных контактов; разочарование в людях и нравственных
ценностях. Отмечается роль возраста ребенка в переживании травматического
стресса. К характеристикам темперамента, обеспечивающим умение справляться со
стрессом, относятся следующие: предсказуемость поведения; оптимизм;
адаптируемость к изменениям; более высокий уровень достижений; более высокий порог
восприятия травмирующего события и реакции на него. Анализ случаев
посттравматического стрессового расстройства у детей, которые были жертвами или
свидетелями психотравмирующих ситуаций (стихийные бедствия, агрессия со стороны
человека), показал следующее: специфичной для детского переживания
травматического события является травматическая игра (эквивалентная повторному
переживанию травмы у взрослых). В травматической игре переиначиваются элементы
события в повторяющейся безрадостной и стереотипной форме. В некоторых случаях
переживание может вызвать раздвоение личности, возвращение к травмирующему
опыту, галлюцинаторные переживания травмы.
Выделяют следующие индивидуальные формы реагирования на
стресс:
а) тормозной тип
реагирования (пассивный), для
которого характерны симптомы: психологическая амнезия (у детей встречается
утрата навыков и умений экспрессивной речи), стремление избегать напоминаний о
травме, подавленность мыслей и чувств, а также избегание активности в
ситуациях, напоминающих стрессогенную;
б) патологическая
психофизиологическая возбудимость, которая проявляется в раздражительности,
сверхнастороженности, повышенной пугливости, плохой концентрации внимания.
Чувствительность
каждого ребенка к стрессогенному воздействию зависит от ряда факторов:
генетических, конституциональных, типологических особенностей, жизненного
опыта, уровня развития, а также от содержания и интенсивности события,
вызывающего стресс. Эти факторы определяют величину психологических защитных
ресурсов ребенка и его способность самостоятельно справиться с ситуацией.
Возрастные
особенности реакции на стресс. В целом дети реагируют на психическую
травму изменениями состояния сознания, межличностных отношений, импульсивного
контроля поведения и изменением вегетативных функций. Тем не менее существуют
различия в феноменологии, соответствующие фазе развития ребенка. Здесь условно
выделяют три периода: дошкольный, школьный и юношеский.
1. Дошкольный
период.
Способность
запоминать и в словесной форме воспроизводить травматический опыт у большинства
детей формируется между 2,5 и 3 годами. До этого возраста дети также могут
реагировать на психотравму, но симптомы эти неспецифичны и этиология их неясна.
У 3-летнего ребенка будут проявляться личностные изменения, меняться игры и
появляться страхи, связанные с травматизирующим событием. Воспоминания, как
правило, отрывочные. При этом отдельные, короткие травмирующие события легче
вспоминаются. Когда ребенок подрастает, он приукрашивает и перерабатывает свои
воспоминания. Обычны их ассоциирования с последующими неприятными событиями.
Особенно беспомощны
при столкновении с серьезной опасностью дошкольники. Им зачастую требуется
серьезная помощь для восстановления душевного равновесия после
психотравмирующих событий. Сталкиваясь лицом к лицу с опасностью, исходящей
извне, они чувствуют себя беззащитными. Весь выбор маленького ребенка – это
убежать или остаться, смотреть или нет, бодрствовать или уснуть. Все это лишь
ограниченный набор действий пассивного наблюдателя, а не активного участника. Стрессовые
реакции детей после четырех лет очень зависят от реакции родителей, от их
видимой тревоги. Проявления этой тревоги усиливают собственную детскую
беспомощность и беспокойство. Правда, дети старшего дошкольного возраста
воображают в роли защитников своих старших братьев или родителей. Дошкольники
чаще, чем дети других возрастных групп, реагируют на стресс подавленностью или
даже психогенной немотой. Дети дошкольного возраста зачастую воспроизводят
травмировавшее их событие в игре.
2. Школьный возраст. У детей школьного
возраста наблюдается более широкий диапазон когнитивных, поведенческих и
эмоциональных реакций. Дети этого возраста часто проявляют сужение
познавательных способностей, наблюдаемое и у взрослых. Функциональные нарушения
интеллекта отражаются в падении успеваемости. Причиной ухудшения способности
ребенка концентрировать внимание могут быть травмирующие его воспоминания, то,
что он пытается подавлять, спонтанно возникающие в сознании мысль, а также
тревога и депрессия.
Школьники, в отличие
от дошкольников, более не довольствуются ролью пассивных наблюдателей, но могут
быть и участниками, хотя бы только в воображении. Воображаемые планы и действия
отражают определенную неуязвимость этой возрастной группы, зачастую проявляясь
в фантазиях о спасении потерпевшего в травмирующей ситуации.
Дети более старшего
возраста много времени уделяют обсуждению деталей травматического события.
Делая это, они как бы временно защищаются от тревоги и страха. Это может стать
формой фиксации на травме, характеризующейся неэмоциональным, почти точным
отчетом о ситуации, избавляющей от психотравмы. Иногда, наоборот, ребенок
находится в состоянии повторяющихся приступов возбуждения, как бы в отношении
надвигающейся опасности.
Школьники особенно
чувствительны к развитию психосоматических симптомов, таких как желудочные боли
и др. Они могут часто обращаться к медсестре при отсутствии у них
психосоматических симптомов заболевания.
3. Подростковый и
юношеский возраст.
Проявление
посттравматического стрессового расстройства у юношей и подростков напоминает
эти проявления у взрослых. Чувство стыда и обиды травматизирует социальную
позицию ребенка и приводит его к поискам новой социальной общности.
Травматизированная
молодежь проходит через период вызывающего поведения, характеризующегося
бездельем, нескромностью в сексуальном поведении, руганью и деликвентностью.
Для них характерно поведение протеста, из-за которого они совершенно не
воспринимают никаких авторитетов. Если им доступны автомобили и оружие, это в
сочетании с низким импульсивным контролем, слабой способностью хладнокровно
рассуждать и антисоциальным поведением может быть опасным для жизни.
В старших возрастных
группах проявления детского посттравматического расстройства сходны с его
проявлениями у взрослых. Тем не менее есть определенные различия, отражающие
фундаментальные, хотя пока еще точно не выясненные нейрофизиологические
различия между детьми и взрослыми. В отличие от взрослых, перенесших
травматическое событие, дети обычно не вытесняют травм. Хотя для ребенка и
трудно в эмоциональном отношении описывать детали произошедшего события, они
дают его ясную и четкую оценку. Пока не сообщалось об амнезии отдельных
эпизодов травмирующего события у детей, скорее всего эти явления у них очень
редки. Живые, яркие воспоминания об этих событиях в детстве могут сохраняться у
человека на протяжении многих лет с необычайной отчетливостью. Не отрицая
психотравмирующего события и не забывая его, юноши вместе с тем и не жалуются
на непроизвольную ретроспекцию (на то, что в сознании непроизвольно всплывают
отдельные эпизоды травмирующего события).
Стрессорное действие
болезни. В
последние годы появились работы, посвященные стрессорным воздействиям
заболеваний у детей. Болезнь – это всегда стресс. Исследование влияния предоперационного
стресса на физиологические функции у детей и подростков показало, что в
условиях эмоционального напряжения наиболее выражены реакции вегетативной
сферы. Об этом можно было судить по динамике частоты сердечных сокращений и по
изменениям в сердечных циклах. О нарушениях гомеостаза свидетельствовали, в
частности, сдвиги, происходившие в терморегуляции. Отмечены возрастные и
половые различия в вегетативном обеспечении адаптивного ответа детского
организма на стрессовую ситуацию.
Стрессором может
быть и хроническое заболевание. Оно значительно отличается от
вышерассмотренного стрессора – психотравмирующего события. Хроническое
заболевание лишено той внезапной ударной силы, что катастрофа или преступление,
но значительно по длительности и непрерывности действия. Последствия
хронических заболеваний у детей связаны с проблемами в обучении и в социальной
адаптации. При этом у детей младшего школьного возраста ухудшается в основном
учеба, а у более старших детей основные проблемы связаны с социальной адаптацией.
Для юношей характерна большая социальная дезадаптация, чем для девушек. У
больных детей формируется низкая самооценка, неуверенность в себе, склонность к
одиночеству.
Помимо самой
болезни, для больного ребенка стрессором может оказаться и сама процедура
лечения.
Наличие в семье
хронически больного ребенка создает трудности и проблемы не только для него
самого, но и для всей семьи – родителей, здоровых братьев и сестер. Для решения
этих проблем применяют разнообразные меры – например, семейную психотерапию,
которая преимущественно используется и в реабилитации при посттравматическом
стрессе.
|