Е.П. Гора
Экология человека
Учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2007. – 540 с.
Глава 4. Социальная адаптация
4.9. Адаптация к различным видам профессиональной деятельности
4.9.1. Адаптация к профессиональной деятельности учителя
Кто не помнит свою
первую учительницу, особенно если она была доброй и справедливой, как вторая
мама. Такое призвание бывает только у неисправимых романтиков. Эти люди
работают не за материальные блага. Зато им достается несравненно большее –
благодарная память учеников на всю жизнь. Учитель – это духовный наставник,
который формирует Человека.
Профессию учителя
относят к сфере умственного труда, поскольку в ней преобладает информационный
компонент. При изучении адаптации к профессиональной деятельности учителя, как
и к другим категориям умственного труда, необходимо учитывать два основных
аспекта:
1) психическую
компоненту,
включающую
такие важные моменты, как психические свойства личности работающего, его
типологические особенности, интересы и способности, а также мотивации, эмоции,
внимание, память и т. д.;
2) физиологическую
составляющую,
организованную
в процессе адаптации в функциональную систему.
В основе
индивидуальности учителя, как субъекта профессиональной деятельности, лежат
такие личностные характеристики, как уровень интеллектуального развития,
психодинамические, нейродинамические, общесоматические, биохимические и другие
особенности организма, индивидуальные особенности психических процессов,
эмоциональная стабильность и стрессоустойчивость, направленность, опыт и
индивидуальная культура, коммуникативные данные, а также характерологическая
цельность личности.
Ряд исследований
показал, что успешность адаптации в немалой степени зависит от мотивации. Лица,
заранее выбравшие специальность, гораздо легче адаптируются к особенностям
трудового процесса, в то время как неправильный или случайный выбор профессии
может привести к социальной дезадаптации и нарушению психического здоровья.
Основные
адаптогенные факторы в профессиональной деятельности учителя:
1) воздействие
стресс-факторов;
2) большой объем
информации, сложной для переработки (повышенная нагрузка на зрительные и
слуховые анализаторы, напряжение внимания и памяти);
3) гиподинамия;
4) многофункциональность
и высокая интенсивность профессиональной нагрузки.
Рассмотрим более
подробно каждый из адаптогенных факторов.
1. Стресс-факторы. Возникающие в ходе
преподавательской работы нервно-эмоциональные нагрузки вызывают повышение
активности симпатико-адреномедуллярной, гипоталамо-гипофизарной и
адренокортикальной систем, так как эти системы играют ведущую роль в механизмах
эмоций. Повышение их активности сопровождается усилением секреции катехоламинов
и глюкокортикоидов. Реакции со стороны вегетативных функций при
нервно-психическом и эмоциональном напряжении проявляются в изменении ЭКГ,
тахикардии, низкой вариабельности кардиоциклов, повышении кровяного давления, увеличении
легочной вентиляции, увеличении потребления кислорода, повышении температуры
тела и др.
Дистрессы. Немецкими
учеными проверялась гипотеза о том, что те факторы в школьной среде, которые
способствуют удовлетворению базовых человеческих потребностей, снижают дистресс
учителей. Были опрошены 574 учителя для выявления уровня дистресса и связанных
с ним факторов. В целом уровень дистресса оказался высоким. Было выделено пять
стрессоров:
– недостаточная
оборудованность учебных помещений;
– частота нарушений
дисциплины учениками;
– завышенные
социальные ожидания;
– работа в нерабочее
время;
– общие перегрузки.
Также были выявлены
четыре фактора, снижающих стрессорные влияния (у женщин зависимость между этими
факторами и их состоянием выражена ярче, чем у мужчин):
– уровень
переживаемого учителем влияния и независимости;
– переживаемый
уровень компетентности и достижения;
– поддержка со
стороны коллег и начальства;
– признание со
стороны учеников, коллег и начальства.
2. Большой объем и
сложность переработки информации. Они создают высокую нагрузку на центральную
нервную систему, а зачастую превосходят пропускную способность центральной
сферы. При активации различных участков коры головного мозга и подкорковых
образований изменяются ЭЭГ и психофизиологические показатели. Наиболее
существенные изменения, выявленные у учителей с помощью психофизиологических
методов, проявились в достоверном увеличении времени сенсомоторных реакций,
снижении активности психических функций (ухудшение внимания, увеличение
количества ошибок при выполнении дозированной умственной нагрузки, нарастание
чувства усталости), отрицательной динамике со стороны показателей
сердечно-сосудистой системы (увеличение частоты пульса, повышение артериального
давления, изменение вольтажа зубцов Р иТ на ЭКГ).
3. Гиподинамия. При воздействии на
организм учителя этого важного адаптогенного фактора включаются следующие
процессы:
1) снижение
показателей системы дыхания (легочной вентиляции, дыхательного объема, частоты
дыхания);
2) снижение показателей
сердечно-сосудистой системы (частоты сердечных сокращений, минутного объема
крови, артериального давления);
3) снижение
активности мышечной системы (детренированность мышц);
4) изменения в
опорно-двигательном аппарате (нарушения обменных процессов в костях);
5) биохимические
сдвиги в организме.
4. Многофункциональность
деятельности и высокая интенсивность профессиональной нагрузки. Данные адаптогенные
факторы сопровождаются выраженным напряжением и даже перенапряжением физических
и психических сил учителей. Исследования показали, что, кроме собственно
учебной нагрузки, составляющей 18–24 ч в неделю, от 28 до 32 ч уходит на
внеклассную работу. Так, 12–15 ч в неделю занимает подготовка к проведению
уроков. В результате продолжительность рабочего времени учителей составляет в
среднем 9-10 ч в сутки и увеличивается на протяжении года. Сюда надо прибавить
неблагоприятные социально-гигиенические условия жизни, работы и отдыха.
Утомление. О
накоплении утомления у преподавателей к концу учебного года свидетельствуют как
субъективные данные (чувство усталости, снижение мотивации, нарушение сна,
головные боли), так и объективные. Отмечено ухудшение показателей
условнорефлекторной деятельности, способности к концентрации и распределению
внимания, скорости переработки зрительной информации, мышечной выносливости.
Уменьшаются адаптационно-компенсаторные возможности сердечно-сосудистой
системы. Обнаружено снижение концентрации в сыворотке адренокортикотропного
гормона, соматотропного гормона, цинка. Повышено выделение катехоламинов.
Выявлена тенденция к кумуляции скрытого, так называемого хронического
утомления.
Что касается
механизмов адаптации к соответствующей профессиональной деятельности, тут надо
учитывать одновременное воздействие комплекса адаптогенных факторов на
организм, поэтому может наблюдаться и перекрестная адаптация, и доминирующая
адаптация к одному из факторов.
Возрастная
адаптационная изменчивость. Характер адаптации к профессиональной
деятельности учителя в значительной степени зависит от возраста. По данным Н. А. Литвиновой, анализ
корреляционных плеяд у преподавателей общеобразовательных школ разных
возрастно-стажевых групп дает возможность выявить роль различных факторов в
изменении функционального состояния:
1) у молодых
педагогов (до 30 лет) ядро корреляционной плеяды содержит
конституционально-типологические и социальные параметры и резко увеличивается
количество связей, свидетельствуя о влиянии социальных факторов на скорость
затраты функциональных резервов;
2) у более зрелых
преподавателей (от 30 до 40 лет) корреляционная плеяда распадается на отдельные
блоки, ядро составляет группа параметров нейродинамики, что свидетельствует о
выраженном напряжении в нервно-эмоциональной сфере;
3) у учителей старше
45 лет отмечается полное рассогласование между физиологическими и
психологическими показателями, что указывает на невозможность эффективно
выполнять профессиональную деятельность.
Исследования
функционального состояния организма учителей разных возрастных групп показали,
что чрезмерное напряжение и срыв адаптационных механизмов могут привести к
возникновению пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств,
особенно в возрасте после 50 лет. Наиболее распространены функциональные
нарушения нервной системы, которые проявляются в виде нейро-циркуляторной
дистонии, неврастенического синдрома, развития тревожно-депрессивных состояний
и т. п.
Профессиональная
дезадаптация. Одним
из показателей профессиональной дезадаптации учителей является синдром
«эмоционального выгорания». Благоприятным фоном для его развития является
выраженный художественный тип восприятия окружающего мира, повышенная
эмоциональность преподавателей. Этот синдром включает в себя целый ряд
психологических, психосоматических и поведенческих отклонений. К основным его
симптомам можно отнести:
1) эмоциональное
самоограничение;
2) формирование
специфических чувств, установок, мотивов, ожиданий;
3) негативный
индивидуальный опыт на основе психологического стресса и развития дисфункций
организма.
Существенную роль в
проявлении этого синдрома отводят личностным (индивидуально-типологические
черты характера) и социальным факторам. В исследованиях, проведенных в Италии и
Франции, проверялась гипотеза, что синдром «выгорания» учителей частично
определяется культурным контекстом выполнения профессиональной роли. Две
репрезентативные выборки учителей из Италии (229) и Франции (217) заполняли
опросник «выгорания», выделяющий три компонента этого синдрома. В итальянской
выборке отмечались более высокие показатели эмоционального изнурения и
неудовлетворенности личными достижениями, во французской – деперсонализации.
При этом у мужчин был отмечен более высокий показатель деперсонализации по
сравнению с женщинами.
Профессиональная
патология. Анализ
состояния здоровья показал, что ведущими у учителей являются болезни органов
дыхания, кровообращения и опорно-двигательного аппарата, на долю которых
приходится 71,8 % всех случаев и 56,8 % всех дней нетрудоспособности. Среди
заболеваний органов дыхания преобладают острые воспалительные процессы. Патологии
сердечно-сосудистой системы чаще всего проявляются гипертонической болезнью и
ишемической болезнью сердца. Заболевания костно-мышечной системы представлены в
основном остеохондрозом, люмбаго, пояснично-крестцовым радикулитом. Болезни
органов пищеварения составляют 6,3 % от всех случаев и 7,6 % от дней
нетрудоспособности. Среди них наиболее часты хронические холециститы и
холецистопанкреатиты. Заболевания нервной системы и органов чувств занимают
пятое место в структуре заболеваемости, при этом в процентном отношении
наиболее распространены лептоменингиты.
Исследование случаев
профессиональной патологии с учетом возрастно-полового фактора показало, что у
женщин заболеваемость значительно выше, чем у мужчин, по показателю случаев
нетрудоспособности и несколько превышает ее по числу дней. Наиболее высокие
показатели наблюдаются в группах предпенсионного возраста. Самая низкая
заболеваемость отмечена среди молодых педагогов – в возрастной группе 20–29
лет.
Для коррекции
функционального состояния организма у учителей и обеспечения эффективности
профессиональной деятельности предлагают комплекс соответствующих мероприятий.
Сюда можно отнести создание благоприятного психологического климата в рабочих
коллективах, развитие положительных эмоций, разумное сочетание труда и отдыха,
применение физических нагрузок, использование аутогенных тренировок,
психотренинга и т. п. С целью профилактики заболеваний у преподавателей
необходимо разработать и реализовать ряд социальных, медико-биологических,
психологических и физиолого-гигиенических мер.
|