Е.П. Гора
Экология человека
Учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2007. – 540 с.
Глава 4. Социальная адаптация
4.7. Профессиональный отбор
Профессиональный отбор – комплекс
мероприятий, направленных на выявление лиц, наиболее пригодных к обучению и
последующей трудовой деятельности по своим моральным, психофизиологическим и
психологическим качествам, уровню необходимых знаний и навыков, состоянию
здоровья и физического развития. Профессиональный отбор предусматривает оценку
у конкретного индивидуума состояния здоровья, физического развития, уровня
общеобразовательной подготовки, социальных, профессиональных способностей.
• Профессиональный
отбор
осуществляется
путем проведения медицинского, психологического, образовательного и социального
отборов.
• Медицинский
отбор
направлен
на выявление лиц, которые по состоянию здоровья и физического развития могут
успешно овладеть профессией и в течение длительного времени эффективно
выполнять профессиональные обязанности.
• Психологический
отбор
специалистов
основывается на изучении состояния, степени развития, совокупности тех
психических и психофизиологических качеств личности кандидатов, которые
определяются требованиями конкретных профессий и специальностей и способствуют
успешному их овладению и последующей эффективной рабочей деятельности.
• Образовательный
отбор
(изучение
уровня подготовленности) предусматривает выявление у кандидатов необходимых
знаний и навыков, профессионального опыта для обучения, освоения и совершенствования
по избранной профессии.
• Социальный
отбор.
Его
цель – оценка моральных качеств, некоторых социально-демографических
характеристик, организаторских способностей, общественной активности, мотивов
выбора профессии, интересов, отношений в коллективе, устойчивости к воздействию
социальных факторов профессиональной деятельности, способности адаптации к
производственной среде.
• Организационно-методические
рекомендации.
Необходимо
соблюдать принцип научной обоснованности рекомендаций по отбору. Организационно-методические
рекомендации по профессиональному отбору, по К. К. Платонову, должны исходить из:
а) целесообразности
его проведения на определенную профессию;
б) конкретного
содержания задачи отбора (прогнозирование пригодности к обучению или к деятельности);
в) характеристики
контингента;
г) профессиональных
требований к кандидатам;
д) валидности и
надежности методик оценки профессионально важных качеств;
е) критериев
прогнозирования профессиональной пригодности;
ж) эффективности
разработанных рекомендаций по профессиональному отбору;
з) организационных
форм проведения профессионального отбора.
Рекомендации по
отбору специфичны для каждой конкретной профессии.
• Систему
профессионального отбора следует разрабатывать, если для этого сложились следующие
условия:
1) наличие людей,
испытывающих затруднения в освоении данной профессии до требуемого уровня в
заданные сроки;
2) ответственность и
опасность профессии для специалиста и для окружающих;
3) большая
стоимость, сложность и сжатые сроки профессионального обучения;
4) преобладание
числа кандидатов над числом вакансий.
• Процедура профессионального
отбора (медицинского, психофизиологического, психологического) заключается в
оценке состояния уровня развития качеств личности и функций организма, которые
обеспечивают выполнение трудовых задач в определенных условиях профессиональной
деятельности. Требования конкретной специальности обусловливают необходимость
изучения состояния совокупности функций и качеств человека. Выполнение
различных профессиональных задач, видов деятельности обеспечивается разными
психофизиологическими качествами, функциями и требует своеобразного, достаточно
определенного сочетания этих качеств. Поэтому важным этапом разработки системы
профессионального отбора является обоснование профессиональных требований к
кандидатам на обучение конкретным специальностям.
Таким образом,
разработка, обоснование профессиональных требований должны предусматривать
анализ содержания трудового процесса, изучение условий и организации труда, исследование
динамики состояния психофизиологических функций в трудовом процессе.
Процедура
обследования при профессиональном отборе предусматривает оценку состояния как
отдельных физиологических функций, биохимических показателей, психофизических,
психических и других качеств личности, так и ряда интегральных характеристик и
свойств индивида, необходимых для обеспечения выполнения какой-либо конкретной
профессиональной деятельности. В качестве приемов исследования используются
методы субъективной и объективной оценки личности. Методы субъективной оценки
основаны на получении сведений о тех или иных качествах индивида, проявляющихся
в различных жизненных или экстремальных ситуациях. Методы объективной оценки
объединяют клинико-физиологические, электрофизиологические,
психофизиологические методики, психологические тесты, приемы оценки физического
развития и физической подготовленности. Клинико-физиологические и
электрофизиологические методики включают обширную группу методических приемов
исследования вегетативных и соматических функций организма, широко используемых
в клинической практике и трудовой экспертизе. Психофизиологические методики
направлены в основном на изучение состояния некоторых параметров анализаторных
систем организма, функций восприятия сигналов, особенностей ней-родинамики и
психомоторики, типологических особенностей высшей нервной деятельности.
• Методики профессионального
отбора должны отвечать следующим требованиям:
1) валидность
(указывает, что и насколько точно измеряет методика);
2) надежность –
постоянство результатов, полученных при повторных и равных условиях
обследования одного и того же лица;
3) дифференцированность
– каждая методика должна быть направлена на оценку определенных психических
функций или их совокупности.
Кроме этого, следует
соблюдать правила научной обоснованности, объективности, стандартизированности
и практичности при разработке методик.
Одной из форм
проведения профессионального отбора является групповое обследование нескольких
десятков человек одновременно. Как правило, для прохождения всех этапов и
комиссий приема формируется группа кандидатов по 30–50 человек.
Клинико-физиологическое обследование и изучение состояния ряда
психофизиологических функций (координация движений, скорость и точность
сенсомоторных реакций, функции слежения, проприоцептивная чувствительность)
проводятся индивидуально. Индивидуально ведется и беседа с каждым кандидатом.
Важное значение для объективизации данных психофизиологических методик имеет
соблюдение стандартности условий их выполнения.
Профессиональный
отбор имеет большое значение для адаптации к деятельности по выбранной
профессии и к условиям обучения. Ряд исследований показал, что лица, заранее
выбравшие ту или иную специальность, гораздо легче адаптируются к особенностям
трудового и учебного процессов, а также показывают более высокий уровень
мотивации, в то время как неправильный или случайный выбор профессии может
привести к социальной дезадаптации, нарушению психического здоровья.
Смысл жизни
высококвалифицированных специалистов, работающих по призванию, состоит в
возможности профессиональной самореализации.
|