Е.П. Гора
Экология человека
Учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2007. – 540 с.
Глава 3. Адаптация человека к экстремальным условиям среды
3.3. Психофизиологическая адаптация
При значительном
количестве работ в области авиационной, космической, морской и полярной
психологии в них пока нет достаточно четкой характеристики экстремальных
условий с позиций психического восприятия, а также исследований психогенного их
воздействия. До сих пор не существует единой теории, которая бы охватывала
особенности психической деятельности в конкретных формах необычных условий
существования (космический и авиационный полет, плавание на подводной лодке,
нахождение в полярной зоне). Отсутствие такой теории заметно тормозит решение
задач, поставленных практикой освоения новых пространств.
Стержневой проблемой
экстремальных условий является адаптация. Психическая адаптация в экстремальных
условиях происходит поэтапно. Анализ этих этапов позволил выявить следующее.
Независимо от того, предстоит ли человеку пройти испытание нервно-психической
устойчивости в условиях сурдокамеры, или выполнить парашютный прыжок, или
осуществить полет в космос и т. д., – во всех случаях четко выделяется
«подготовительный этап». На этом этапе человек собирает сведения, позволяющие
составить представление об экстремальных условиях, уясняет задачи, которые ему
предстоит решать в этих условиях, овладевает профессиональными навыками,
«вживается» в ролевые функции, отрабатывает навыки, обеспечивающие совместную
операторскую деятельность, и устанавливает систему отношений с другими
участниками группы.
Чем ближе
наступление заранее известных экстремальных условий, тем сильнее психическая
напряженность, выражающаяся в тягостных переживаниях, в субъективном замедлении
течения времени, в нарушениях сна и вегетативных изменениях (этап стартового
психического напряжения). В числе причин нарастания психической напряженности
при приближении к указанному барьеру четко прослеживаются информационная
неопределенность, предвидение возможных аварийных ситуаций и умственное
проигрывание соответствующих действий при их возникновении.
При преодолении
барьера, отделяющего обычные условия жизни от измененных, возникают
положительные эмоциональные переживания, сопровождающиеся повышенной
двигательной активностью. В появлении этих состояний участвуют как
психологические, так и физиологические механизмы. При этом устраняется информационная
неопределенность, и человек оказывается избыточно информированным.
На рубеже
преодолеваемого психологического барьера человек находится в состоянии
психического напряжения, обусловливаемого необходимостью волевым усилием
подавлять эмоции. Преодоление психологического барьера, особенно сопряженного с
угрозой для жизни, влечет за собой состояние эмоционального разрешения, в
основе которого лежит снятие тормозящего влияния коры на подкорку и
индуцирование в ней возбуждения. При каждом повторном преодолении
психологического барьера эмоциональные реакции сглаживаются и стенизируются.
Это обусловливается достаточно полной информационной обеспеченностью.
Исследования
отечественных физиологов и психологов показали, что успешная психическая
деятельность обеспечивается не отдельными корковыми образованиями и
нижележащими подкорковыми структурами, а функциональными объединениями
(ансамблями).
На этапах острых
психических реакций «входа» и «выхода» при воздействии измененной афферентации
возникают дереализационные феномены, сопровождающиеся выраженными
эмоциональными реакциями. Нарушается также координация движения. В основе этих
нарушений лежит рассогласование функциональных систем психофизиологической
организации человека, сложившихся в процессе онтогенеза или длительного
пребывания в измененных условиях существования.
Этап острых
психических реакций входа сменяется этапом психической адаптации, показателем
которого служит устойчивая система взаимоотношений в изолированной группе.
Одной из особенностей этапа психической адаптации является формирование новых
функциональных систем в центральной нервной системе, позволяющих адекватно
отражать реальную действительность в необычных условиях жизни. Другой
особенностью этого этапа является актуализация необходимых потребностей и
выработка защитных механизмов, обеспечивающих реакции на воздействие
психогенных факторов.
При жестком и
длительном воздействии психогенных факторов, а также при отсутствии мер
профилактики, этап психической адаптации сменяется этапом неустойчивой
психической деятельности. На этом этапе появляется ряд необычных психических
состояний, характеризуемых эмоциональной лабильностью и нарушениями ритма сна и
бодрствования. Необычные психические феномены, оставаясь в границах
психологической нормы, в то же время расцениваются как препатологические. С
другой стороны, необычные психические состояния, возникающие на этапе
неустойчивой деятельности, позволяют раскрыть особенности протекания
психических процессов на границе между психической нормой и психопатологией.
|