А.И. Сафонов
Техноэкология. Курс лекций
Донецк: ДонНУ, 2014. – 107 с.
5. Человек и техническая система
5.4. Требования к системе «человек - машина - среда»
Под системой в общей теории систем понимается комплекс
взаимосвязанных между собой элементов, предназначенный для решения единой
задачи.
Система «человек-машина-среда» (СЧМС), или, проще, «человек-машина»,
по существу – абстракция, а не физическая конструкция. Система представляет
собой концепцию, поскольку связана с преобразованиями (входных сигналов в
входные), которые невозможно наблюдать, а можно увидеть лишь результаты
преобразований. Концепция СЧМ должна быть основана на определенных допущениях.
Основные из них, принятые в системе «человек-машина», хорошо сформулированы
одним из известных американских ученых в области актуальных проблем
человеческих факторов Д. Мейстером. Автор допущений исходит из принципа
безусловного соответствия требований системы потребностям человека,
управляющего этой системой, что несомненно имеет глубокий этический и
гуманистический смысл. Основные допущения (по Д. Мейстеру), принятые в
системе «человек-машина»:
1. Категория «человек-машина» образует систему (СЧМ),
элементы которой – человек, машина и среда – представляют собой подсистемы,
организованные определенным образом и подчиняющиеся общим требованиям системы.
2. Элементы СЧМ взаимодействуют между собой, влияя
друг на друга и на систему в целом.
3. Будучи искусственным образованием, система
целенаправленно (посредством предъявляемых к ней требований) программируется на
получение определенных результатов (на основе заранее заданных входных данных):
а) общие требования системы обуславливают работу
подсистемы и определяют входные характеристики;
б) работа системы активируется и направляется
необходимостью выполнения этих требований;
в) система функционирует адекватно только в том
случае, если эти требования выполняются;
г) невыполнение требований, предъявляемых к системе,
приводит к изменениям ее функционирования.
4. Как и другие «живые» системы, СЧМ и ее подсистемы
функционируют во времени и пространстве и поэтому зависят от изменений,
происходящих в указанных измерениях.
5. Выходные параметры всех подсистем должны
обеспечивать получение требуемого результирующего продукта на выходе системы в
целом; в противном случае работа подсистем становится неэффективной.
6. В той мере, в какой это допускается структурой ее
построения, система осуществляет самонастраивание с целью оптимизации
соотношений входных и выходных параметров в соответствии с общесистемными
требованиями.
Разработка системы включает обычное проектирование
входящих в нее отдельных компонентов, но на этом не заканчивается. Поскольку
работа каждого отдельного элемента системы является частично функцией других
входящих в систему элементов, а также и функцией общей задачи системы,
необходимо выработать метод представления и создания системы как единого
целого. Система включает в себя человека, машину и работает как одно целое для
выполнения поставленной задачи. Поэтому определение системы можно считать
условным и зависящим от цели, для которой она создана.
СЧМ
является «живой системой», поскольку ею управляет человек. Системам такого типа
присущи общие характеристики, к наиболее важным из которых специалисты относят
следующие: 1) все элементы системы взаимодействуют друг с другом, 2) каждый
элемент системы оказывает влияние на другие элементы и на систему в целом, 3)
функционирование системы сопровождается преобразованием энергии и вещества из
одного вида в другой.
Не следует путать анализ и оценку системы – это
процессы разные. Анализ должен дать представление о структуре и функциях
системы: показать компоненты системы, пути и процессы их взаимодействия.
Для того чтобы система отвечала своему назначению и
работала эффективно с точки зрения экономичности и охраны здоровья человека,
необходимо в самом начале проектирования учитывать факторы человека, его
возможности и способности как главного звена системы. Это требование системы «человек-машина»
должно быть отправным.
Человек-оператор представляет собой подсистему СЧМ,
его поведение должно быть подчинено выполнению общих целей системы. Поэтому для
описания системы целесообразно учитывать те данные, в которых характеристики и
поведение оператора соотнесены с требованиями системы, например, в виде
выходных параметров системы.
Подсистему «оператор» следует проектировать в
соответствии с требованиями, предъявляемыми ко всей системе. Для этого
необходимо использовать различные способы, например, создание оборудования
рабочего места и методов управления, учитывающих антропометрические,
психофизиологические и другие данные оператора, отбор операторов по признакам
их профессиональных и личных качеств. Вместе с тем прогнозирование поведения
человека оператора надо вести методами, совместимыми с описаниями действия
машины. Это в первую очередь методы моделирования и прогнозирования поведения
оператора как подсистемы СЧМ.
Исследует систему «человек – машина - среда» (СЧМС) и такая
наука, как инженерная эргономика, которая ставит своей целью оптимизацию орудий
и процессов производства, условий труда и окружающей среды. Три составляющие
системы: человек, машина и среда – рассматриваются как сложное целое, в котором
доминирующая роль отводится человеку. Будучи одновременно научной и
проектно-конструкторской дисциплиной, инженерная эргономика включает в свою
задачу системный анализ, изучение объективных закономерностей процессов и
средств взаимодействия человека, техники и среды с целью приложения их к
проектированию и конструированию техники, управляемой человеком.
Для решения проблемы оптимизации СЧМС надо
организовать исследовательские работы на таком уровне, чтобы иметь возможность
синтезировать данные всех областей знания, например, конструирования и практики
эксплуатации машин, психофизиологии, математики. Рассматривая задачу создания
благоприятных и высокопроизводительных условий труда человека-оператора в
машиностроении, необходимо прежде всего уяснить ряд вопросов. Во-первых, чем
обусловлен процесс изменения психофизиологических характеристик
человека-оператора с течением времени и насколько он неизбежен? Во-вторых, не
лучше ли создавать автоматические устройства, в совершенстве реализующие
управление машинами, чем изучать проблему «человек-машина»? В-третьих, каковы
методологический аспект проблемы и какие философские категории и закономерности
определяют его? Рассмотрим эти вопросы.
Человек-оператор, выполняя функции управления
машиной, находится во взаимодействии с окружающей средой и управляемым объектом
– машиной. при этом он неизбежно включается в цепь возникающих
причинно-следственных связей, отражающих различные субъектно-объектные
отношения. Постоянно взаимодействия с окружающей средой, человек не может быть
изолирован от процессов, протекающих в ней. Различные виды энергии –
механическая, тепловая, химическая, электрическая, электромагнитная и др. –
действуют на него, вызывая снижение начальных функциональных характеристик
организма. Поэтому, исследуя причины вредных воздействий, надо выявить сущность
процессов, формирующих преждевременное утомление и снижающих работоспособность
человека-оператора, изучить реакцию его на влияние производственной среды и на
основании этого создать такие рабочие места в СЧМ, которые позволяют выполнять
необходимые функции без спадов производительности, не принося в период рабочего
времени (смены) ущерба здоровью работающего.
Следует учитывать, что длительное воздействие на
человека таких вредных факторов, как шум, вибрация, запыленность,
загазованность и т.п. (даже в пределах допустимых концентраций и уровней),
может привести к снижению не только функциональных возможностей организма, но и
к качественным изменениям в нем. Физиологическая реакция организма на эти
изменения проявляется в синдроме утомления.
Снижение работоспособности во времени вследствие
развития утомления – процесс естественный. Исключить полностью нежелательные
явления вредных воздействий невозможно. Однако мы можем увеличить период
высокой производительности, работоспособности, снизить утомляемость – иными
словами, изменить отклонение качественных показателей функционального состояния
организма так, чтобы они находились в течение рабочего времени в допустимых
пределах. Идеальными были бы условия, при которых технический уровень
управления и всего комплекса параметров рабочего места соответствовал оптимуму
психофизиологических возможностей каждого человека. Однако большая часть
средств и орудий труда увеличивает информационную нагрузку на человека, вызывая
преждевременное утомление и переутомление. В такое ситуации облегчить положение
оператора можно двумя путями: либо внедрением автоматов, либо созданием
управляющих устройств или систем на основе науки об учете человеческого фактора
в СЧМ.
|