Л.И. Бондалетова
Промышленная экология
Учебное пособие / Том. политехн. ун-т. - Томск, 2002. - 168 с.
Глава 7. Транспорт
7.3. Специфика влияния видов транспорта на окружающую среду
Автомобильный транспорт
Автомобильный парк России в 1996 году насчитывал 19,6
млн единиц, в том числе 14,7 млн легковых, 4,2 млн грузовых и около 0,7 млн
автобусов. Отмечается устойчивая тенденция роста численности автотранспортных
средств.
Специфика подвижных источников загрязнения
(автомобилей) проявляется:
-
в высоких темпах роста численности
автомобилей по сравнению с ростом количества стационарных источников;
-
в их пространственной
рассредоточенности (автомобили распределяются по территории и создают общий
повышенный фон загрязнения);
-
в непосредственной близости к
жилым районам;
-
в более высокой токсичности
выбросов автотранспорта по сравнению с выбросами стационарных источников;
-
в сложности технической реализации
средств защиты на подвижных источниках;
-
в низком расположении источника
загрязнения от земной поверхности, в результате чего отработавшие газы
автомобилей скапливаются в зоне дыхания людей и слабее рассеиваются ветром по
сравнению с промышленными выбросами и выбросами от стационарных источников
транспорта, которые, как правило, имеют дымовые и вентиляционные трубы значительной
высоты.
Перечисленные особенности передвижных источников
приводят к тому, что автотранспорт создает в городах обширные зоны с устойчивым
превышением санитарно-гигиенических нормативов загрязнения воздуха.
На долю автотранспорта в ряде регионов приходится
свыше 50 % от общего объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Загрязнение атмосферы передвижными источниками
автотранспорта происходит в большей степени отработавшими газами через
выпускную систему автомобильного двигателя, а также, в меньшей степени, картерными
газами через систему вентиляции картера двигателя и углеводородными
испарениями бензина из системы питания двигателя (бака, карбюратора, фильтров,
трубопроводов) при заправке и в процессе эксплуатации.
Отработавшие газы автомобилей с карбюраторными двигателями в числе наиболее токсичных
компонентов содержат оксид углерода, оксиды азота и углеводороды, а газы
дизелей ‑ оксиды азота, углеводороды, сажу и сернистые соединения. Один
автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 т кислорода.
Количество картерных газов в двигателе
возрастает с увеличением износа. Кроме того, оно зависит от условий движения и
режима работы двигателя. На холостом ходу система вентиляции картерных газов,
которой снабжены практически все современные двигатели, работает менее
эффективно, что ухудшает экологические показатели автомобилей.
Испарения бензина в автомобиле имеют место при работе двигателя и в нерабочем состоянии.
Испарения бензина в атмосферу возникают не только в
передвижных источниках, но и в стационарных, к которым, в первую очередь,
следует отнести автозаправочные станции (АЗС). Они получают, хранят и
реализуют бензин и другие нефтепродукты в больших количествах. Это является серьезным
каналом загрязнения окружающей среды как в результате испарений топлива, так и
в результате разливов.
Загрязнение атмосферы по «вине» автомобильного транспорта
происходит, кроме того, в результате функционирования авторемонтных предприятий,
асфальтобетонных заводов, баз дорожной техники и других объектов инфраструктуры
транспорта.
Автодороги
являются одним из источников образования пыли в приземном воздушном слое. При
движении автомобилей происходит истирание дорожных покрытий и автомобильных
шин, продукты износа которых смешиваются с твердыми частицами отработавших
газов. К этому добавляется грязь, занесенная на проезжую часть с прилегающего к
дороге почвенного слоя. Химический состав и количество пыли зависят от
материалов дорожного покрытия. Наибольшее количество пыли создается на
грунтовых и гравийных дорогах. Дороги с покрытием из зернистых материалов
(гравийные) образуют пыль, состоящую в основном из диоксида кремния. На дорогах
с асфальтобетонным покрытием в состав пыли дополнительно входят продукты износа
вяжущих битумсодержащих материалов, частицы краски или пластмассы от линий
разметки дороги на полосы. Под автодороги отчуждаются значительные земельные
площади. Так, на строительство 1 км современной автомагистрали требуется
до 10-12 га площади.
Железнодорожный транспорт
На долю железнодорожного транспорта приходится
75 % грузооборота и 40 % пассажирооборота. Такие объемы работ связаны
с большим потреблением природных ресурсов и, соответственно, выбросами
загрязняющих веществ в биосферу. Однако по абсолютным значениям загрязнение от
железнодорожного транспорта значительно меньше, чем от автомобильного.
Снижение масштабов воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду
объясняется следующими основными причинами:
-
низким удельным расходом топлива
на единицу транспортной работы (меньший расход топлива обусловлен более низким
коэффициентом сопротивления качению при движении колесных пар по рельсам по
сравнению с движением автомобильных шин по дороге);
-
широким применением электрической
тяги;
-
меньшим отчуждением земель под
железные дороги по сравнению с автодорогами.
Несмотря на перечисленные позитивные моменты, влияние
железнодорожного транспорта на экологическую обстановку весьма ощутимо. Оно
проявляется, прежде всего, в загрязнении воздушной, водной среды и земель при
строительстве и эксплуатации железных дорог.
На железнодорожном транспорте имеется значительное
количество стационарных источников выбросов в атмосферу: локомотивные,
вагонные депо, заводы по ремонту подвижного состава. Более 90 %
выбросов приходится на котлоагрегаты (котельные, кузнечные
производства).
Специфическими для железнодорожного транспорта
являются предприятия по подготовке и пропитке шпал, щебеночные заводы, промывочно-пропарочные
станции.
Шпалопропиточные заводы (ШПЗ) производят подготовку и пропитку антисептиком
деревянных шпал, идущих на ремонт и строительство железнодорожных путей. В
состав антисептика входят каменноугольное и сланцевое масла. Основными
источниками выделения загрязняющих веществ являются пропиточный цилиндр в
период откачки антисептика, а также остывающие шпалы в процессе их
транспортировки в вагонетках на склад. Процесс обработки шпал сопровождается
выделением в воздушную среду нафталина, антрацена, аценафтена, бензола,
толуола, ксилола, фенола, то есть веществ, относящихся в большинстве своем
к 2-му классу опасности. Помимо атмосферы, на шпалопропиточных заводах
происходит загрязнение почвы и водоемов. Сточные воды ШПЗ насыщены
антисептиком, растворенными смолами, фенолами.
Предприятия по добыче и переработке щебня загрязняют
атмосферу минеральной пылью, содержащей свыше 70 % диоксида кремния.
Сточные воды щебеночного завода образуются при промывке щебня, при мокрой
очистке воздуха в аспирационных системах. Они могут представлять опасность для
экосистем при попадании в близлежащие водоемы.
В составе вагонных депо либо как самостоятельные
предприятия функционируют промывочно-пропарочные станции, где производится
очистка цистерн от остаточных нефтепродуктов, сопровождающаяся выделением паров
углеводородов в окружающую среду. Образующиеся при промывке цистерн сточные
воды загрязнены нефтепродуктами, растворенными органическими кислотами,
фенолами. Если в цистерне осуществлялась перевозка этилированного бензина,
стоки содержат, кроме того, тетраэтилсвинец. Для обмывки используется
оборотное водоснабжение.
Загрязненные сточные воды образуются и на пунктах
подготовки и обмывки грузовых и пассажирских вагонов. В сточные воды
переходят остатки перевозимых грузов, минеральные и органические примеси,
растворенные соли, бактериальные загрязнения. Пункты в основном не имеют
оборотного водоснабжения, что резко увеличивает потребление водных ресурсов и загрязнение
природной среды.
Воздействие на экосистемы происходит и при
строительстве железнодорожных линий.
Рассмотренные экологические последствия влияния
железнодорожного транспорта не являются исчерпывающими и могут иметь другие
проявления в конкретных ситуациях.
Воздушный транспорт
Специфика влияния
воздушного транспорта на окружающую среду состоит в значительном шумовом
воздействии и выбросе загрязняющих веществ.
Шум создают авиационные двигатели воздушных судов,
вспомогательные силовые установки самолетов, спецавтотранспорт различного назначения,
автомобили с тепловыми и ветровыми установками, сделанные на базе отработавших
летный ресурс авиадвигателей, оборудование стационарных объектов, на которых
производится техническое обслуживание и ремонт летательных аппаратов. Уровни шума достигают на перронах аэропортов 100
дБ, в помещениях диспетчерских служб от внешних источников ‑ 90-95
дБ, внутри зданий аэровокзалов ‑ 75 дБ.
Помимо шумового воздействия, авиация приводит к
электромагнитному загрязнению среды. Его вызывает радиолокационная и
радионавигационная техника аэропортов и летательных аппаратов, необходимая для
наблюдения за полетами самолетов и метеообстановкой. Радиолокационные средства
излучают в окружающую среду потоки электромагнитной энергии. Они могут создавать
электромагнитные поля большой напряженности, представляющие реальную угрозу для
людей.
Загрязнение биосферы продуктами сгорания авиатоплив ‑ еще
один аспект воздействия воздушного транспорта на экологическую ситуацию, однако
авиация имеет ряд отличительных особенностей по сравнению другими видами
транспорта:
·
использование, в основном,
газотурбинных двигателей обусловливает иной характер протекающих в них
процессов и структуру выбросов отработавших газов;
·
применение в качестве топлива
керосина приводит к изменению компонентов загрязняющих веществ;
·
полеты самолетов на больших
высотах и с высокими скоростями приводят к рассеиванию продуктов сгорания в
верхних слоях атмосферы и на больших территориях, что снижает степень их
влияния на живые организмы.
На отработавшие газы авиационных двигателей приходится
75 % всех выбросов гражданской авиации, включающих также атмосферные
выбросы спецавтотранспорта и стационарных источников.
Водный транспорт
Снижение объемов грузовых и пассажирских перевозок
обусловливает сокращение расходуемого топлива, следовательно, и выбросов
загрязняющих веществ судами. Соответствующее сокращение выбросов произошло и на
береговых объектах.
При морских перевозках происходит загрязнение моря
нефтью и перевозимыми грузами, а также сточными водами, мусором. Помимо
танкеров, большую потенциальную опасность представляют суда морского транспорта
с атомными силовыми установками и суда атомно-технологического обслуживания.
Они могут привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды.
Выбросы от стационарных источников морского транспорта
в атмосферу представляют в основном продукты сгорания угля, пыль и твердые частицы,
образующиеся при перегрузке сыпучих грузов. Морские и речные порты создают
локальные зоны загрязнения окружающей среды.
Сточные воды с судов, акватории порта и
судоремонтных предприятий содержат хозяйственно-бытовые стоки, фекальные и
подсланевые воды. Они характеризуются высоким уровнем бактериального
загрязнения. Подсланевые воды представляют собой конденсат водяных паров,
образующийся из-за перепада температур снаружи и внутри машинного отделения в
условиях высокой влажности, а также водяные растворы, используемые для обмыва
судовых механизмов с растворенными в них топливными фракциями, отслоениями ржавчины
и другими включениями. Попадание подсланевых вод в водоемы приводит к
химическому загрязнению водной среды и донных грунтов.
Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт предназначен для перекачки
нефти, нефтепродуктов, газа с места их добычи к местам потребления. Он включает
в себя комплекс различных сооружений: трубопроводы, компрессорные, насосные,
дожимные станции.
Воздействие трубопроводного транспорта на
экологические системы происходит при строительстве его объектов, в процессе
эксплуатации и при возникновении аварийных ситуаций.
Первым аспектом экологического воздействия являются
отчуждение земельных ресурсов и вывод их из сельскохозяйственного оборота.
Кроме того, нарушаются природные ландшафты. Самовосстановление нарушенного
почвенно-растительного покрова в полосе отвода происходит в течение десятилетий,
особенно длительны сроки восстановления в северных районах. Иногда полного
возобновления растительности вообще не происходит.
Прокладка трубопроводов может осуществляться
подземным, полуподземным, наземным и надземным способами.
Подземная и полуподземная прокладка велась на начальных этапах создания трубопроводного
транспорта. Но оказалось, что трубопроводы, проложенные этими способами в
районах вечной мерзлоты, вызывали оттаивание мерзлотных грунтов из-за нагрева
их продуктами перекачки. В результате происходило проседание грунта, и трубы
разрывались. Чтобы исключить это перешли на наземный и надземный способы
прокладки. Наземный способ предполагает устройство специальной насыпи под
трубопровод, а надземный ‑ возведение опор. В числе прочих отрицательных
моментов прокладка трубопроводов на поверхности земли нарушает миграцию диких
животных: нитка трубопровода становится для животных непреодолимым препятствием.
Даже трубопровод, проложенный над землей на опорах, отпугивает стада оленей. В
настоящее время прокладка трубопроводов ведется подземным способом с
применением надежной теплоизоляции. Транспортировка газа производится после
предварительного сжатия на компрессорной станции, в результате которого температура
газа поднимается до 60 °С, и последующего охлаждения газа до отрицательных
температур. Поверхность трубопровода, по которому перекачивается охлажденный
газ, также приобретает отрицательную температуру. Такое техническое решение,
исключающее тепловой поток от трубы в грунт, позволяет учесть экологические
ограничения применительно к условиям Севера.
В период эксплуатации трубопроводов возможно
углеводородное загрязнение атмосферы из-за просачивания газа через трещины,
неплотности и разрывы трубопроводов, а также в результате «дыхания»
резервуаров. Утечки жидких транспортируемых продуктов приводят к их растеканию
и уничтожению флоры и фауны. Они часто сопровождаются пожарами, при которых в
атмосферу выделяется большое количество токсичных продуктов сгорания.
Аварии на трубопроводах приводят к залповым выбросам
нефти и газа и вызывают загрязнение больших площадей, экстремально высокие
уровни вредных веществ в поверхностных водах и почве. Основными причинами
аварий являются нарушения технологии изготовления труб и оборудования,
коррозионные разрушения трубопроводов, внешние механические воздействия.
Поэтому необходимо периодически проводить диагностику трубопроводов, что
позволит избежать аварийных ситуаций и повысить экологическую безопасность
трубопроводного транспорта.
|