И.И. Силин
Экология и экономика природных ресурсов бассейна р. Протва (Калужская и Московская области)
Обнинск, 2003. - 302 с.
12. Экономика природопользования
Устойчивое
развитие экономики несовместимо с недооценкой роли природных ресурсов.
Недооценка природных ресурсов влечет за собой некорректно рассчитанные
денежные структуры национального богатства регионов и локальных территорий
([49].
Эффективное управление
природопользованием возможно только при наличии подробной информации о
природных ресурсах, которая в настоящее время сосредоточена в ведомственных
кадастрах. Существующие кадастры природных ресурсов имеют ряд существенных
недостатков [36]:
- они охватывают не
все природные ресурсы и объекты;
-
информация о природных ресурсах имеет ведомственный характер;
- не определен
порядок пользования ведомственной информацией, составляющей основу кадастров
(часто она закрыта);
- показатели
отдельных кадастров трудно сопоставимы между собой;
- в большинстве
отраслевых кадастров отсутствуют показатели, позволяющие оценить
социально-экономическую эффективность использования ресурсов на данной
территории; отсутствует возможность переоценки природных ресурсов в случае
изменения социально-экономических условий производства и потребления;
- при оценке
природных ресурсов недостаточно учитывается человеческий фактор.
По мнению
ученых-экономистов [36], система информационного обеспечения должна
формироваться в рамках комплексного территориального кадастра,
представляющего собой свод данных о природных ресурсах и природных объектах в
пределах определенных социально-экономических районов. Формирование таких
кадастров должно происходить по единой методологии и единым критериям,
позволяющим использовать их для принятия управленческих решений в
эколого-ресурсной сфере по вопросам:
- развития и размещения
производительных сил;
- проведения хозяйственного зонирования
территории для определения экологически обоснованного регламента эксплуатации
природных ресурсов;
- обеспечения
экологической и экономической безопасности;
- реализации инвестиционных целевых
программ развития отдельных территорий;
- налогообложения;
- разграничения
компетенций по распоряжению природными ресурсами между Российской Федерацией,
её субъектами и органами местного самоуправления;
- связанным с
рациональным использованием природных ресурсов.
В
комплексных кадастрах природных ресурсов учету и оценке по единым для каждого
вида ресурсов классификационным единицам подлежат:
- ресурсы земель всех видов пользования;
- ресурсы недр;
- поверхностные и подземные воды;
- ресурсы растительности;
- ресурсы животного мира;
- ресурсы рекреационного и
социально-культурного назначения;
- особо охраняемые территории;
- природные ресурсы населенных пунктов,
предприятий и организаций;
- климатические ресурсы территорий;
- ресурсы, образующиеся под воздействием
солнечной энергии и гравитации.
Структура комплексных
территориальных кадастров должна состоять из нескольких блоков:
- адресно-правового;
- экологического;
- количественной и качественной оценок
ресурсов;
- экономической оценки всех видов природных
ресурсов;
- сводной экономической оценки
природно-ресурсного потенциала территории;
- прогнозирования состояния и оценки природно-ресурсного
потенциала территории.
При этом программное обеспечение
кадастрового управления ресурсами должно обеспечивать накопление и
дифференциальные операции с базой данных о состоянии ресурсов, в том числе с
текущим изменением экономической оценки в связи с изменением экологической
ситуации.
Экономическая оценка природных
ресурсов заключается в определении их ценности в фиксированных
социально-экономических условиях при заданных режимах природопользования и
экологических ограничениях на хозяйственную деятельность. Она необходима для:
- выбора
оптимальных параметров использования ресурсов;
- определения
экономической эффективности вложения инвестиций в природный комплекс;
- определения
убытков от нерационального природопользования;
- отражения
доли природных ресурсов в структуре национального богатства;
- установления
платежей и акцизов за пользование природными ресурсами;
- определения
залоговой стоимости природных объектов и ресурсов;
- прогнозирования
и планирования использования природных ресурсов;
- определения
величины компенсационных платежей, связанных с изменением назначения природных
ресурсов;
- решением
других задач, связанных с рациональным природопользованием.
Государственная политика в сфере
управления природными ресурсами должна обеспечивать:
- экономическую
реализацию полномочий государства как собственника природных ресурсов;
- совершенствование
методов оценки эффективности инвестиционных программ и проектов особенно в
условиях дальнейшего развития процессов приватизации;
- формирование
рынка экологических товаров, работ и услуг (в том числе риэлтерских) по
экономической оценке природных ресурсов с учетом результатов экологического
аудита;
- создание
рынка экологического страхования и экологического аудита в сфере
природопользования ;
- механизма
предоставления лицензий на природопользования на платной и конкурсной основе.
В таблице 47 приведена структура
показателей Федерального бюджета 2000 г в аспекте природоресурсных платежей, включая акцизы на углеводороды, которые составляют 13,5 % доходной части
бюджета. Все остальные платежи в бюджет за пользование природными ресурсами
составляют около 2,4%.
Таблица
47
Структура
показателей Федерального бюджета 2000 года
в аспекте природоресурсных платежей
№
п/п
|
Показатели Федерального
бюджета
|
млн.руб.
|
Структура,%
|
1
|
Налоговые доходы, всего
в
том числе:
|
675039,1
|
100
|
1.1
|
Налог на прибыль
|
63448,5
|
9,4
|
1.2
|
Налог на добавленную стоимость
|
174869,7
|
25,9
|
1.3
|
Акцизы
в
том числе акцизы на нефть и газ
|
119938,4
90918,8
|
17,8
13,5
|
1.4
|
Платежи и пользование природными ре
сурсами, из них:
|
16092,2
|
2,4
|
1.4.1
|
Плата за недра
|
5350,0
|
0,8
|
1.4.2
|
Отчисления на воспроизводство МСБ
|
4980,0
|
0,7
|
1.4.3
|
Средства земельного налога и арендной платы
за
землю
|
3891,0
|
0.6
|
1.4.4
|
Прочие
платежи за использование природных
ресурсов
|
1871,2
|
0,3
|
2.
|
Расходы, всего
|
8718,0
|
100
|
2.1.
|
в том числе
Расходы на охрану окружающей природной
среды и природных ресурсов, гидрометеороло
гию, картографию и геодезию, из них:
|
3 738,0
|
42,9
|
|
водные ресурсы
|
185,3
|
2.1
|
|
лесные ресурсы
|
2 350,2
|
27,0
|
|
охрана окружающей природной среды
|
130,7
|
1,5
|
|
гидрометеорология, геодезия, картография
|
1071,8
|
12,3
|
2.2.
|
Расходы на геологическое изучение недр и
воспроизводство минерально-сырьевой базы
|
4980,0
|
58,1
|
|
|
|
Анализ бюджетов субъектов Российской
Федерации показал, что наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов
также занимают платежи за пользование недрами – 65%.
Другие виды природных ресурсов не
облагаются ни акцизами, ни рентой. Расходы на охрану и возобновление природных
ресурсов составляют всего 1,3% от доходной части.
Чтобы увидеть место основной доходной
статьи бюджета –недропользования- приведем пример, заимствованный нами у [22]:
- добыча одной бутылки (0.5 литра) минеральной
воды и цена продажи недропользователем посреднику составляет всего 2 копейки;
- реализация
этой бутылки вода посредником на завод безалкогольгой продукции осуществляется
по цене 10-15 копеек;
- розничная
цена продажи одной бутылки минеральной воды составляет 1,5 –2,0 рубля.
Все налоги, установленные при
пользовании недрами, которые платит недропользователь, в том числе отчисления
на восстановление минерально-сырьевой базы, вошли в 2 копейки – цену продажи
добытой минеральной воды посреднику.
Аналогичная картина наблюдается с
добычей и прочих полезных ископаемых, в том числе и газа. Потери, которые несет
государство и производитель - недропользователь, оседает у посредника, который
фактически присваивает пока не установленную законом «горную ренту».
Известно, что обеспеченность отдельных
территорий России природными ресурсами довольно контрастна по видам, качеству
и количеству ресурсов.
В качестве примера, на рисунке 12.1
представлены диаграммы сравнительной характеристики удельной обеспеченности
природными ресурсами населения и территории России, Центрального
экономического района, Калужской области и жителей бассейна р. Протвы,
составленной по данным табл. 48.

Таблица 48
Сравнительная
характеристика некоторых территорий по условиям удельной обеспеченности
населения природными ресурсами
Территория
|
Удельные показатели на 1 жителя территории
|
Ресурсы
речн. Стока
тыс. м3/год
на 1чел.
|
Экспл.
запасы
Подземн.
Вод.
тыс.
м3/год
на1 чел.
|
Колич.
сельхоз.
угодий,
га на 1 чел.
|
Лесис-
Тост
% от тер
ритории
|
% особо
охран.
Террит.
|
Российская Федерация
|
28,7
|
1,5
|
1,49
|
45,2
|
1,43
|
Центральный
Экономический район
|
3,72
|
0,6
|
0,67
|
41,9
|
1,15
|
Калужская область
|
10,8
|
0,9
|
1,67
|
43
|
2,5
|
Территория бассейна
р. Протвы
|
0,85
|
1, 73
|
0,56
|
46
|
14
|
Видно,
что суммарная обеспеченность водными ресурсами жителей бассейна р. Протвы
значительно уступает общероссийским, Центральному региону и средним
показателям по Калужской области. При этом, если обеспеченность водными
ресурсами жителей России в целом и её регионов достигается в основном за
счет ресурсов поверхностного стока, то в бассейне р. Протвы она обеспечивается
за счет подземных вод. Такой перекос, характерный скорее для пустынных
регионов, сложился в результате подруслового отбора речных вод при линейной
схеме размещения прибрежных инфильтрационных водозаборов в долине р. Протвы,
когда количество воды в реке убывает пропорционально количеству воды, забранной
из артезианских скважин.
По количеству сельскохозяйственных
угодий на душу населения бассейн р. Протвы приближается к среднему по
Центральному региону, а по площади особо охраняемых территорий на целый порядок
превосходит средние показатели по Центральному региону и России в целом.
По своему содержанию экономический
ущерб от загрязнения окружающей среды представляет собой экологическую
составляющую общественно-необходимых затрат, вызванных отрицательным
воздействием хозяйственной и иной деятельности на состояние экосистемы,
здоровья населения, а также на различные элементы производства и потребления
продукции.
Это издержки связанные с влиянием окружающей среды на
здоровье человека, на компенсацию повышенного износа основных производственных
фондов, жилищно-коммунального хозяйства, недопроизводство продукции сельского и
лесного хозяйства и т. д.
Деградация окружающей
среды, а также реализация природоохранных мероприятий находят отражение в
экономических затратах, оказывают влияние на производство и потребление, а
также на процесс воспроизводства в целом.
В этой связи важная
роль принадлежит исследованию и анализу некоторых понятий и категорий,
характеризующих экономический аспект экологических проблем, а именно,
экологические издержки общественного производства.
Негативное
воздействие хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды можно
охарактеризовать при помощи таких категорий, как экономические потери от
загрязнения окружающей среды, общественные затраты, связанные с загрязнением и
охраной окружающей среды, экономический ущерб от загрязнения. Различные дополнительные
и компенсационные расходы на борьбу с загрязнением среды и т. п.
Экономические потери
от загрязнения окружающей среды складываются из двух частей – ущерба от
загрязнения среды и дополнительных и компенсационных расходов, связанных с
ущербом окружающей среде [36].
Экономический ущерб
от загрязнения окружающей среды – это стоимость продукции, которая не была
произведена в результате загрязнения окружающей среды и нерационального
использования природных ресурсов, а также дополнительные затраты на предупреждение
и борьбу с загрязнением.
Дополнительные и
компенсационные расходы представляют собой затраты общественного труда на
устранение или уменьшение экологических, социально-экономических,
санитарно-гигиенических и других последствий ухудшения состояния окружающей
среды.
Некоторые затраты
такого рода на превентивные меры, предупреждающие, но не умаляющие существующее
загрязнение, охарактеризованы в предыдущей главе.
Согласно «Временной типовой методике
определения экономической эффективности осуществления природоохранных
мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству
загрязнением окружающей среды» (1983 г), различают затраты на предотвращение
загрязнения и затраты на компенсацию убытков, связанных с загрязнением среды.
Первые идут на мероприятия по сокращению выбросов из источников, а вторые-на
реабилитацию среды от последствий загрязнения.
При рассмотрении методов и методик расчета ущерба от
загрязнения окружающей среды возможны два направления: оценочные – для целей
долгосрочного прогнозирования последствий загрязнения среды и расчетное – для
более точного определения ущерба с целью обоснования нормативов платы за
загрязнение окружающей среды, для оценки
эффективности природоохранных капиталовложений, экологического страхования и
т.п.
Метод прямого расчета
позволяет получить более достоверные сведения о размерах экономического ущерба
окружающей среде, так как в расчетах учитываются конкретные типы и формы
нарушение и загрязнений каждого компонента природной среды. Такой подход
позволяет выявить те подразделения, деятельность которых приводит к
возникновению наиболее значительных изменений природной среды и обуславливает
наибольший экономический ущерб.
Полный годовой
экономический ущерб от загрязнения У (руб.) определяется по формуле:
У=У3 bQм,
(3)
где Уз — удельный ущерб от загрязнения
окружающей среды на единицу выбросов, руб./т;
b — масса выбросов
на единицу продукции, т/т;
Qм —
годовой выпуск продукции (металла).
Экономический ущерб
рассчитывается по формуле:
Увыб = Уатм
a + Ув, b + Узем g + Ун h, (4)
где
Увыб — экономический ущерб от массы всех видов выбросов, поступающих в
природную среду от отдельного источника или предприятия в целом,
руб./год;
Уатм — удельный
экономический ущерб, причиняемый выбросом загрязнений в атмосферный воздух,
руб./ год;
Ув — удельный
экономический ущерб, причиняемый cбpoсами загрязняющих примесей в водные
источники, руб./год;
Узем — удельный
экономический ущерб от нарушения и загрязнения земельных ресурсов, руб./год;
Ун — удельный
экономический ущерб от нарушения и загрязнения недр, руб./год;
a, b,
g, h — поправочные коэффициенты на степень
достоверности укрупненного метода, определяются в каждой из сфер
природоохранной деятельности как соотношение между показателем ущерба,
определенного методом укрупненного счета, и показателем ущерба, определенного
методом прямого счета.
Оценка
загрязнения атмосферного воздуха
Экономическая оценка методом укрупненного счета
удельного ущерба Уатм (руб./год), причиняемого выбросом загрязнений в
атмосферный воздух для всякого источника, определяется по формуле:
Уатм = gs¦М (5)
где g — константа, численное значение которой равно
2,4 руб./усл. т (может меняться в зависимости от роста цен); s— коэффициент относительной
опасности, зависящий от типа территории (в методике он принят
равным: для курортов и заповедников —10, для пригородных зон и
зон отдыха —8, для населенных мест с плотностью населения п чел./га — (0,1
чел./ra) п. для лесов — 0,2—0,0025, для пашен — 0,25 и садов— 0,5);
¦
— безразмерный множитель, учитывающий характер рассеивания примеси в
атмосфере. Его величина зависит от скорости оседания частиц, высоты их выбросов
от земли, температуры газа. В частности, для частиц, оседающих со скоростью 1—20 см/с, она
находится в пределах 0,89 — 4, для частиц, оседающих со скоростью менее 1
см/с, — 1—0,08;
М — приведенная
масса годового выброса загрязнений из источника, усл. т/год.
Коэффициент относительной безопасности s
определяется по формуле:

где Si
— площадь i-и части зоны активного загрязнения (ЗАЗ);
Sзаз
— площадь зоны активного загрязнения, определяемая по методике, га;
i — номер части ЗАЗ,
относящейся к одному из типов
территорий;
I — общее число типов
территорий, попавших в ЗАЗ.
Величина приведенной
массы выброса загрязнений в атмосферу определяется по формуле:

где Ni — общее
число загрязнителей;
Аi — безразмерный
показатель относительной активности примеси i-го вида, усл. т/т, например,
значение Ai, для оксида углерода в методике принято равным 1,
сернистого ангидрида — 22, сероводорода — 54,8, паров фтора — 980, кок
совой и агломерационной пыли — 100 и т.п.;
mi —
масса годового выброса ;-го вида в атмосферу, т.
Оценка загрязнения водоемов
Экономическая оценка
удельного ущерба Ув (руб./год) от сброса загрязняющих примесей в к-й
водоем источником загрязнения определяется по формуле:
Ув = gsК М , (9)
где g — константа, численное значение
которой рекомендуется принимать 400 руб./усл. т для сбросов в водоемы
после 1985 г.;
sК — константа, имеющая
разные значения для различных водохозяйственных участков; например, для Волги
величина принимается от 0,8 до 2,6, для Дона — от 1,62 до 3,79
и т.д.
Показатель М рассчитывается по формуле:

где А/,
— показатель относительной опасности сброса, рассчитываемый в соответствии с
методикой;
mi/
—
масса i-го выброса, приходящаяся, например, на I т металла.
Значение показателя Аi, определяется по формуле:

где ПДКр/х, —
предельно допустимая концентрация i-го вещества в воде водных объектов,
используемых для рыбохозяйственных целей, г/м3; например, значение
А, для взвешенных веществ составляет 0,33, для нефтепродуктов — 20, для меди — 100
и т.д.
Оценка загрязнения земельных ресурсов
Удельный ущерб, причиняемый народному хозяйству
вследствие нарушения земельных ресурсов, определяется по формуле:
Узем = [( Уатм + Ув
+ Ут) Sн ] : Qм (12)
где
Уатм — ущерб от загрязнения атмосферы из-за нарушения земель,
руб./га;
Ув —
ущерб от загрязнения водоемов из-за нарушения земель,
руб./га;
Ут —
ущерб от отчуждения земель, руб./га;
Sн —
площадь нарушенных земель, га.
Показатели,
входящие в формулу, рассчитывают по следующим образом:
Уатм =Vв Св khz
(13)
где Vв — объем пылегазообразных
выбросов с 1 га земель, т; Св— удельная оценка ущерба от выбросов в
год, руб./т;
k — коэффициент, учитывающий зональные
особенности территории;
h — коэффициент,
зависящий от высоты выбросов;
z— коэффициент,
учитывающий характер использования тер ритории в зоне влияния
нарушенных земель;
Уb =Vв Св ,
где Vв
— объем выноса загрязняющих веществ в водные бассейны с загрязнителей,
расположенных на 1 га земель, т/га;
Св —
удельная оценка от поступления загрязняющих веществ в водоемы, руб./т.

где n — индекс
вида сельскохозяйственной продукции; Рn — годовое количество
недоданной сельскохозяйственной продукции из-за нарушения земель, т/га;
Cn/
и Cn// — себестоимость i-то вида продукции, получаемой
соответственно в контрольной зоне и зоне влияния нарушенных земель, руб./т.
Оценка загрязнения недр
Удельный ущерб от
годового нарушения и загрязнения недр
Ун =Унар+
Узаг.
(15)
где Унар
и Узаг — ущерб соответственно от нарушения и загрязнения недр,
руб./год.
Определение
экономического ущерба методом прямого расчета требует большого количества
исходных данных, получить которые можно путем инженерно-экономического обследования
предприятия и зоны его влияния.
Экономический эффект
природоохранного мероприятия выражается величиной экономического ущерба или
суммой ущербов, предотвращаемых благодаря этим мероприятиям.
Экономический эффект
можно оценивать и суммой прироста годового дохода, получаемой от улучшения
производственных результатов, достигнутых в результате проведения
природоохранных мероприятий.
Таким образом,
предотвращенный экономический ущерб равен разности между расчетными величинами
ущерба, который имел место до осуществления рассматриваемого мероприятия и
остаточного ущерба после проведения этого мероприятия.
Оценивая Временную
типовую методику в целом, следует отметить, что она не учитывает отраслевые
особенности народного хозяйства (горнодобывающей, лесной, машиностроительной и
др.), поэтому необходимо разработать отраслевые методики.
Кроме абсолютных
размеров экономического ущерба от загрязнения природной среды, применяются
также оценки в удельном выражении в расчете на 1 чел., 1 га, 1 куб. м водного источника, 1 рубль основных фондов и др., что является показательным при
сравнении деятельности отдельных регионов или отраслей хозяйства. Это позволяет
наглядно представить необходимость развития ресурсосберегающих технологий и
экологической защиты ресурсов в тех или иных регионах.
Затраты на защиту атмосферы в
масштабах страны составляют 10-15%, водного бассейна –75-80% всех расходов на
охрану окружающей среды, остальная часть приходится на утилизацию твердых
отходов [36]. Для сравнения- в США затраты на снижение загрязнений воздуха
примерно вдвое превосходят затраты на очистку воды.
Расчеты, выполненные укрупненным
методом, показывают, что экономический ущерб, причиненный народному хозяйству в
результате загрязнения воздушного бассейна, составляет около 60%, водного
бассейна – около 30% и загрязнение твердыми отходами – около 10% общего ущерба.
Таким образом соотношение экономического ущерба от загрязнения атмосферы и
водного бассейна обратное по отношению к сумме затрат на его
предотвращение.
Эмпирический (укрупненный) метод
определения ущерба может применяться на начальных этапах проведения
исследований по определению направлений природоохранной деятельности на
предприятии или в регионе для выработки общих целей и задач по повышению
эффективности использования и охраны природных ресурсов.
В целом, существующие платежи за
загрязнение окружающей среды настолько малы, что предприятиям стало гораздо
выгоднее загрязнять окружающую среду, вносить за это налог и не осуществлять
природоохранных мероприятий. Следовательно, если не будет создан экономический
механизм, который адекватно отражал бы ущерб природной среде от хозяйственной
деятельности предприятий, то рыночные отношения будут способствовать разрушению
природной среды.
С этой точки зрения важное значение
приобретает применение показателя экологически скорректированного валового
внутреннего продукта - «зеленого» ВВП [36]. Под «зеленым» ВВП понимается
скорректированный общественный продукт, который включает итог изменения всех
экологических активов, ресурсов и благ. В общем виде его можно представить по
формуле:
Е = ВВП – Ун
, (16)
где Е – зеленый ВВП, млн. руб.;
ВВП – валовый внутренний продукт,
млн. руб;
Ун – накопленный экономический
ущерб от загрязнения окружающей среды, млн. руб.
Таким образом, дополнительно
вводятся расчеты, отсутствующие в традиционном ВВП – косвенные оценки
деградации (или улучшения) ресурсов окружающей среды -воды, воздуха, лесов,
почв, природных экосистем.
По оценкам, экономический ущерб от
загрязнения окружающей среды в европейских странах (Ун) составляет
порядка 6-8% валового дохода от ВВП [36].
В данном случае расчет «зеленого» ВВП
показывает, что ежегодный прирост валового продукта в денежном выражении
нивелируется ущербом окружающей среде. Иными словами при существующих
технологиях и формах хозяйствования рентабельность экономики страны с учетом
накопленного экономического ущерба окружающей среде в лучшем случае будет
нулевая.
На рис. 12.2 отображена динамика
инвестиций в основной капитал на охрану окружающей среды Калужской области,
составленном по данным областного комитета по статистике.

Динамика капитальных вложений в
экологию свидетельствует о постепенном снижении затрат на охрану окружающей
среды до 1999 г. и устойчивом росте в последующие годы.
В декабре 1999 г решением Законодательного собрания Калужской области были учреждены три внебюджетных фонда (с 2002 г средства фондов вошли в бюджет).
Экологический фонд, доходы которого
формируются за счет поступления средств от платежей за загрязнение природной
среды, штрафов за экологические правонарушения и др.
Расходы фонда идут на:
- ведение
мониторинга окружающей среды, кадастров природных ресурсов и отходов
производства;
- строительство,
реконструкцию, капремонт очистных сооружений и аналогичных объектов;
- выполнение
природоохранных мероприятий в зеленых зонах городов и особо охраняемых
территорий;
- проведение
научно-исследовательских работ в области охраны окружающей среды, оценки
природных ресурсов, создания безотходных и малоотходных технологий;
- содействие
развитию экологического воспитания населения.
Фонд на
воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы которого формируются за счет
отчислений, производимых пользователями недр. Расходование средств фонда
осуществляется в соответствии с программой по геологическому изучению,
воспроизводству минерально-сырьевой базы и рациональному использованию недр.
Фонд на
восстановление и охрану водных объектов образован на основании областного закона «О
ставках платы за пользование поверхностными водными объектами на территории
Калужской области.
Расходование средств фонда
осуществляется на водо-охранные мероприятия, в том числе на мониторинг водных
объектов, ведение водного кадастра, учет и оценку качественных и количественных
показателей поверхностных вод, разработку проектов водо-охранных зон рек,
строительство и ремонт водозаборных сооружений, инспектирование и контроль за
соблюдением установленных норм и правил водопользования.
Сведения о расходах средств
внебюджетных фондов в 1999-2000г приведены в таблице 49.
Таблица
49
Расходы
внебюджетных фондов в сфере природопользования, Расходы внебюджетных фондов в
сфере природопользования,
Наименование фонда
|
|
всего
|
|
1999г
|
|
2000г
|
|
1. Экологический фонд,
всего, в т. ч.
|
|
15
|
|
7,2
|
|
7,8
|
|
Расходы на
природоохранные мероприятия местного значения
|
|
9
|
|
4,3
|
|
4,7
|
|
"
федерального значения
|
1,5
|
0,7
|
0,8
|
|
" областного
значения
|
4,5
|
2,2
|
2,3
|
|
2. Фонд на
воспроизводство минерально-сырьевой базы, всего
|
|
15,3
|
|
6,3
|
|
9
|
|
в т.ч. на ведение
мониторинга геол. среды и водных объектов
|
|
0,9
|
|
0,5
|
|
0,4
|
|
3. Фонд на
восстановление и охрану водных объектов
|
|
2,4
|
|
|
|
2,4
|
|
в т.ч. на ведение
мониторинга водной среды
|
|
0,3
|
|
|
|
0,3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Видно, что основной объем
финансирования природоохранных мероприятий минеральных и водных ресурсов на
характеризуемый период времени осуществляется через внебюджетные фонды, а
земельных ресурсов, атмосферного воздуха и лесных ресурсов в составе
природоохранных мероприятий бюджетных расходов.
Настораживает незначительный объем
инвестиций на мероприятия по охране и использованию атмосферного воздуха.
По-видимому, экологическая емкость атмосферного воздуха на территории
Калужской области пока еще позволяет пренебрегать принципом адекватности
ресурсосберегающих затрат и объема эмиссии загрязняющих веществ.
В таблице 50
приведены статистические данные об объеме инвестиций в основной капитал на
охрану окружающей среды за 1996-2001г, заимствованные из статистического сборника
калужского областного статистического управления, вып.2002г. и сведения о
размере валового регионального продукта (аналог ВВП областного масштаба),
взятые из того же сборника.
Таблица 50
Инвестиции в основной
капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование водных ресурсов
и атмосферного воздуха (статистический
сборник облкомстата, табл. 1,2 и 10.12, Калуга, 2002), тыс. рублей.
|
Наименование затрат
|
|
1996г
|
1197г
|
1998г
|
1999г
|
2000г
|
2001г
|
Инвестиции в основной
капитал, всего, в т.ч.
|
21678
|
16776
|
9968
|
20717
|
27500
|
47698
|
Охрана и использ.
водных ресурсов
|
17442
|
10912
|
7447
|
13468
|
16928
|
33949
|
охрана атмосф. воздуха
|
3320
|
4118
|
497
|
753
|
|
113
|
охрана и рац. использ.
земель
|
548
|
1476
|
13
|
112
|
39
|
1516
|
другие мероприятия
|
|
368
|
260
|
2011
|
6374
|
10533
|
12120
|
Валовый региональный
продукт, млн. рубл.
|
9650
|
10399
|
10764
|
17226
|
26106
|
|
На рис. 12.3 изображен график
динамики роста инвестиций в основной капитал Калужской области на охрану и
рациональное использование недр в процентной зависимости от величины валового
регионального продукта, составленный по данным таблицы 50.

Видно, что удельный вес инвестиций в
природопользование в составе ВРП начиная с 1996 года постепенно понижался и к 1998 г. понизился вдвое. После 1998 г. наблюдается тенденция к стабилизации инвестиций на уровне
десятой доли процента от ВРП. Таким образом, в связи с капитализацией
производства техногенное давление на природные ресурсы существенно возросло.
Если принять за оптимальный размер
отчислений в природопользование среднеевропейский уровень –6-8% от ВВП, - то
ежегодный дефицит инвестиций в природопользование Калужской области составляет
более полутора миллиардов рублей (в 2000г- 1538,5 млн. рублей).
В удельном исчислении
это составит 51450 рублей на 1 км2 территории или 1400 рублей на
каждого жителя области. В пересчете на калужскую часть бассейна Протвы
дефицит инвестиций в природопользование составляет 109, 1 млн. рублей в год.
Таким образом, удельные затраты на природопользование на одного жителя
Калужской области и, в том числе жителя бассейна р. Протвы, в 59 раз ниже по
сравнению с европейскими странами.
В этой
связи необходимо напомнить, что наше будущее есть ни что иное, как следствие
принимаемых решений [36]. Поэтому экономическая система должна обеспечить
принятие таких хозяйственных решений, которые не приведут к неблагоприятным
экологическим и социально- экономическим последствиям.
Одним из
факторов, снижающих удельный вес инвестиций в природопользование, является
ресурсосбережение за счет снижения расходов материальных ресурсов но единицу
конечного хозяйственного продукта. Ресурсосберегающий потенциал в
природопользовании региона достаточно велик. С одной стороны допускаются
большие потери при добыче первичного сырья, с другой – потери при его
переработке. По оценкам [22], только от неэффективного использования водных и
энергетических ресурсов создается потенциал ресурсосбережения до 40%.
Для более
эффективного использования природных ресурсов в промышленности необходимо установить
предприятиям нормативы потребления ресурсов на единицу продукции, постепенно
приближая их к уровню передовых технологий; ввести плату за сверхнормативное
потребление ресурсов.
Предлагается также
организовать региональный фонд ресурсосбережения [23], источником которого
может тать плата за сверхнормативное потребление ресурсов. Средства фонда
будут использоваться для осуществления проектов по внедрению ресурсосберегающих
технологий.
Для экономического
регулирования ресурсосбережения могут применяться также:
- государственные субсидии на реализацию
крупных ресурсосберегающих мероприятий;
- налоговые льготы на период внедрения
ресурсосберегающих технологий;
- конкурсные и лицензионные льготы для
осуществления экономически обоснованных мероприятий по ресурсосбережению и
утилизации отходов;
- оказание поддержки малому
предпринимательству, специализирующемуся на разработке и внедрении
ресурсосберегающих технологий.
Экологическая система бассейна р.
Протвы размещена на территории двух субъектов Российской Федерации.
Для этого региона
апробируется экономико-организационная модель, важнейшим элементом которой
является межрегиональный Совет Московской и Калужской области. Целью Совета
является разработка и реализация программ по восстановлению и сохранению экосистемы
бассейна р. Протвы.
Бассейновый подход
упрощает процедуру согласования и утверждения долгосрочных экологических
программ, квот на выбросы и сбросы, размеров изъятия природных ресурсов из
экосистемы, определения размеров экономических взносов на реализацию
совместных экологических программ и др.
Вместе с тем
существующая практика учета расходования природных ресурсов не позволяет в
достаточной мере полно учитывать трансграничные потоки капитала за счет
реализации природных ресурсов.
Современные
теории экономического роста национального богатства в качестве основных
ресурсов развития выделяют: созданный человеком физический капитал
(предприятия, оборудование, дороги и т. д.), человеческий капитал (запасы
знаний и умений), природный капитал. Однако в экономической практике Росси
происходит недооценка природного и человеческого капитала в структуре
национального богатства, что приводит к стратегическим ошибкам при принятии
управленческих решений.
Такие
ошибки характерны не только для уровня межгосударственных, но и межрегиональных
отношений. Так отсутствие форм контроля передвижения человеческого и природного
капитала между Калужской и Московской областями не позволяет объективно
анализировать передвижение вообще всех форм капитала за пределы области. Это в
свою очередь затушевывает все возрастающую опасность продажи областных
природных ресурсов по заниженным ценам, использование полученных средств на
цели, отличные от задачи сохранения и возрастания капитала устойчивости на
территории, откуда изъят природный капитал. Кроме того, заниженные базовые
оценки природных ресурсов позволяют перекупщикам изымать капитал в процессе
движения природно-ресурсного сырья к потребителям, что сопровождается
взвинчиванием цен на внутреннем рынке, оторванном от воспроизводства
природно-ресурсной базы. Утечка природного капитала за пределы области
сопровождается свертыванием высокотехнологичных производств, внутренней
дисквалификацией и миграцией высококвалифицированных специалистов в более
развитые регионы, т. е. к постепенной потере человеческого капитала. В
результате в регионе-доноре природного и человеческого капитала ещё в большей
степени уменьшается капитал устойчивости, а, значит, обостряются социально-
экономические и экологические проблемы.
Как
уже отмечалось, природно-ресурсным (рекреационным) потенциалом северных районов
Калужской области пользуется около 200 тыс. жителей г. Москвы и Московской
области. Значительная часть бывших пионерских лагерей и предприятий отдыха
находится под управлением московского капитала. Многие промышленные предприятия
акционированы или выстроены на калужской земле московскими предпринимателями.
Практически весь доход с этих объектов поступает в экономику г. Москвы и
Московской области.
Реальная
социально-экономическая оценка природных ресурсов как составной элемент оценки
земельных участков позволит сделать более точной оценку недвижимости, увеличит
размер налогооблагаемой базы при взимании налога на недвижимость, роль
которого должна значительно возрасти с принятием нового налогового кодекса.
Также следует ожидать, что вследствие повышения налога на недвижимость в общей
структуре налогов, будет ускорен процесс перераспределения собственности, когда
непроизводительное обладание материальными активами будет вести к банкротству и
смене собственника.
Таким
образом, объективная оценка природных ресурсов превращается в одну из
приоритетных государственных задач, без решения которой объекты недвижимости
могут не получить эффективного собственника, а государство недополучит значительные
средства в бюджеты всех уровней [36].
Возвращаясь
к теме о комплексной кадастровой оценке природных ресурсов регионов необходимо
отметить, что по опыту проведенных исследований [49], начинать её надо на
муниципальном уровне с разработки денежных оценок основных природных ресурсов.
Это объясняется несоответствием существующей на региональном уровне статистики
и кадастрового учета в сфере природопользования и охраны окружающей среды
требованиям эффективного государственного регулирования в условиях рыночной
экономики. Только в этом случае система территориального эколого-экономического
учета позволит выполнять:
- комплексную оценку земельных участков с учетом физических и денежных
оценок находящихся на ней природных ресурсов и объектов, а также объектов
недвижимости;
- изучение данных об основных потоках природных ресурсов из природной
среды в экономику и их трансформации в экономике, а также о потоках отходов
экономической деятельности в природную среду;
- анализ основных экономических потоков на уровне региона, которые имеют
особенно важное значение для оценки влияния экономической деятельности на
окружающую среду и требуют дальнейшего дезагрегирования для выявления
стоимостных потоков и активов, связанных с использованием природной среды,
- альтернативные (нерыночные) оценки использования окружающей среды.
По результатам исследований запасов
природного капитала в Ярославской области [49] с помощью системы национальных
счетов, рекомендованных ООН, установлено, что он составляет порядка 19% от суммы
антропогенного капитала. При этом водные ресурсы оказались наиболее ценными из
всех рассмотренных природных ресурсов (87% ожидаемого роста природного
капитала при фактической низкой стоимости водных ресурсов). Денежные оценки
других природных ресурсов тоже составили значительную часть природного
капитала: древесина –4%, недревесные ресурсы леса –4%, сельскохозяйственных
земель- 3,5%, минерально-сырьевых ресурсов –1%.
В таблице 51 приведены сведения по
приблизительной оценке стоимости некоторых природных ресурсов бассейна р.
Протвы, основанные на ценах, заимствованных из различных опубликованных
источников.
Стоимость земли городов, поселков и
садовых обществ рассчитана, исходя из цен, приведенных в книге А.Н. Ефремова,
П. М. Кандаурова [23, табл.16], минеральных ресурсов [23, табл. 15]. Цена
биологических ресурсов и дикорастущей биопродукции леса заимствована из книги
Н.М. Лукъянчикова, П.М. Потравного [36, стр.190]. Цена сельскохозяйственных
земель взята как средняя из расчетных порайонных кадастровых оценок,
выполненных земельным комитетом г. Жуков Калужской области. Разброс кадастровых
цен по районам севера Калужской области по этим оценкам варьирует в пределах
8-11 тыс. руб. за 1 га. Для расчетов условно принята цена 10 тыс. рублей за 1 га. Цена на поверхностные воды принята по данным [23, табл. 5], а на подземные – по средней
себестоимости её добычи. Цена на древесные ресурсы леса определена
специалистами Жуковского лесхоза по расчетной лесосеке, как средневзвешенная
из базовых цен на хвойные и лиственные породы леса. В качестве цены на воздух
принята киотская квота в 10$ за 1 тонну выброшенных парниковых газов.
Рассчитывалась стоимость использованной «потерянной» квоты за счет местных
источников выбросов в атмосферу.
Полная стоимость природных ресурсов
определена как сумма всех учтенных видов ресурсов. Оказалось, что стоимость
природных ресурсов бассейна р. Протвы (4620 км2) удручающе мала.
Удельная стоимость всех ресурсов, приходящаяся на 1 км2, равна 188,6
тыс.$, в том числе в Калужской области – 202 тыс$, в Московской области -166,3
тыс.$. Удельная стоимость ресурсов, приходящаяся на долю одного жителя
бассейна р. Протвы, меньше средней месячной зарплаты американца – 2332$. С
экологических позиций это означает, что мы не ценим «дом», в котором живем.
Социально-природный статус бассейна
р. Протвы (в данном случае: стоимость всех природных ресурсов плюс ВРП, без
учета стоимости основного физического и человеческого капитала) ориентировочно
равен одному миллиарду долларов (997 млн.$), в том числе Калужской части
бассейна – 663 млн.$, Московской – 334 млн.$. В пересчете на 1 проживающего
здесь человека в среднем это составит 3514 $, в том числе на жителя Калужской
области – 2956$, Московской –5625$. С учетом стоимости основного физического
капитала [36, табл.22] средняя удельная сумма возрастает до 6,7 тыс.$ на 1
человека. А если человеческий капитал приравнять к его среднестатистической
зарплате (140 $), то полная удельная стоимость социально-природного богатства в
бассейне р. Протвы составит 7.3 тыс.$ в год.
Из диаграммы рисунка 12.4, построенной
по данным таблицы 51, видно, что наиболее низко ценятся воздух и вода, т. е.
наиболее обобществленные компоненты природной среды и наиболее важные в
жизнедеятельности.

Рис. 12.4. Оценка
примерной стоимости природных ресурсов бассейна р. Протвы, млн$
Естественно, что именно эти почти бесплатные
ресурсы испытывают наибольшую техногенную нагрузку. При более детальном
рассмотрении соотношения цены и затрат на обслуживание природных ресурсов,
видно, что в расчет принимается только главное свойство данного вида ресурсов,
а все другие игнорируются. Например, при расчете цены на воду не учитывается
деградация биоценоза, снижение рекреационного потенциала водного бассейна,
снижение качества и т. д.
Сводная
таблица стоимости природных ресурсов бассейна р. Протвы, млн.$
|
|
Таблица 51
|
|
|
|
Земли
городов
|
|
|
Земли
поселков
|
|
|
Земли сад. участков, дач
|
|
Область
|
Площадь, км2
|
Уд.цена,
млн$ за1км2
|
Стоимость
|
Площадь,
км2
|
Уд.цена
млн$за 1км2
|
Стоимость
|
Площадь,
км2
|
Уд.цена
млн.$ за 1км2
|
Стоимость
|
|
Московская
|
37
|
2,9
|
107,3
|
45
|
0,33
|
14,9
|
49,7
|
0,2
|
9,9
|
|
Калужская
|
103
|
2,9
|
298,7
|
75
|
0,33
|
24,8
|
32,2
|
0,2
|
6,4
|
|
Итого
|
140
|
2,9
|
406
|
120
|
0,33
|
39,7
|
81,9
|
0,2
|
16,3
|
|
|
Сельскохозяйственные
угодья
|
Минеральные
ресурсы
|
Потери
квоты на чистый воздух (Киото)
|
|
Область
|
Площадь,
км2
|
Уд.
цена млн$ за1 км2
|
Стоимость
|
Площадь,км2
|
Уд.
цена 1 км2
|
Стоимость
|
Площадь.км2
|
Цена
выпадения на км2(10$ за 1т)
|
Стоимость
|
|
Московская
|
617
|
0,033
|
20,4
|
1728
|
0,026
|
44,9
|
1728
|
90
|
0,16
|
|
Калужская
|
958
|
0,033
|
31,6
|
2892
|
0,026
|
75,2
|
2892
|
120
|
0,35
|
|
Итого
|
1575
|
0,033
|
52
|
4620
|
0,026
|
120,1
|
4620
|
105
|
0,51
|
|
|
Биологические
ресурсы
|
Растительные
ресурсы леса
|
Древесные
ресурсы леса
|
|
Область
|
Площадь,
км2
|
Уд.
цена за 1 км2
|
Стоимость
|
Площадь,км2
|
Цена
за1 км2
|
Стоимость
|
Площадь,
км2
|
Удельн.цена
млн. $ за км2
|
Стоимость
|
|
Московская
|
1596
|
0,033
|
52,7
|
820
|
0,005
|
4,1
|
802
|
0,036
|
28,9
|
|
Калужская
|
2682
|
0,033
|
88,5
|
1310
|
0,005
|
6,6
|
1328
|
0,036
|
47,8
|
|
Итого
|
4278
|
0,033
|
141,2
|
2130
|
0,005
|
10,7
|
2130
|
0,036
|
76,7
|
|
|
Ресурсы
поверхностных вод
|
|
Ресурсы
подземных вод
|
|
Полная
стоимость ресурсов
|
Удельная
стоимость ресурсов
на
1 жителя в $
|
|
Область
|
Запасы,млн
м3 в год
|
|
Цена
млн
$ за млн.м3
|
Стоимость
млн.$ в год
|
Запасы,
тыс. м3 в сутки
|
Цена
млн.$
за
млн.м3
|
Стоимость,
млн.$ в год
|
млн.
$
|
Постоянно
прожив.
|
С учетом отдыхающих
из Москвы (50%)
|
|
Московская
|
195
|
0,003
|
|
0,6
|
89,8
|
0,039
|
3,5
|
287,36
|
4839
|
2271
|
|
Калужская
|
195
|
0,003
|
|
0,6
|
89,8
|
0,039
|
3,5
|
584,05
|
2604
|
2364
|
|
Итого
|
390
|
0,003
|
|
1,2
|
179,6
|
0,039
|
7
|
871,41
|
3072
|
2332
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При оценке стоимости лесных ресурсов
в расчет принимается только древостой и затраты на его поддержание. При этом
биологические и растительные (недревесные ресурсы леса в расчет не
принимаются, хотя и составляют существенную его часть.
При более детальном рассмотрении
соотношения цены и затрат на обслуживание природных ресурсов, видно, что в
расчет принимается только главное свойство данного вида ресурсов, а все другие
игнорируются.
Например, при расчете цены на воду не
учитывается деградация биоценоза, снижение рекреационного потенциала водного
бассейна, снижение качества и т. д. При оценке стоимости лесных ресурсов в
расчет принимается только древостой и затраты на его поддержание. При этом
биологические и растительные (недревесные ресурсы леса в расчет не принимаются,
хотя и составляют существенную его часть.
Так, по данным Жуковского лесхоза,
удельная суммарная величина затрат лесхоза на 1 га леса в год составляет 195,5 рублей. Учитывая длительный период восстановления древостоя (20-50
лет) По отношению к средней цене древесных ресурсов леса полные затраты на его
восстановления составляют 64,3%. Даже при существующих низких технологиях в
лесном хозяйстве это высокая рентабельность.
Однако если учесть, что при сплошных
вырубках и последующей посадке культур происходит также снижение биологических,
растительных ресурсов, а также защитных функций леса, то фактическая
рентабельность лесопользования оказывается значительно ниже, а иногда имеет
отрицательные значения.
Если просуммировать ориентировочную
восстановительную стоимость природных ресурсов в расчете на 1 км2,
приведенную в предыдущей главе (в долларах США: воздух –81, почвы-500, лес-250,
растительный и животный мир-375, воды 193, недра- 390, отходы-493, рекреация
–21, всего – 2303), то окажется, что текущие затраты на поддержание природных
ресурсов составляют не более 1% от их стоимости.
Надо помнить, что сегодня мы живем в
стране развивающегося капитализма, где давление на природу и человека
определяется законами А. Смита и К. Маркса – любой ценой получить как можно
большую прибыль. Поэтому использование дешевых природных ресурсов и дешевой
рабочей силы – это главный источник роста капитала. Сдерживающим условием
агрессивно – потребительского отношения к природным ресурсам может быть только
чувство личной ответственности каждого за состояние окружающей среды, так как
законотворческий механизм страны сегодня также находится на службе у капитала.
В современных условиях экологическая компонента может стать одним из главных
аргументов классовой борьбы. Без борьбы против денежного насилия на природу и
человека любые концепции, в том числе и доминирующая сегодня концепция
«устойчивого развития» может остаться просто набором слов, которые в
классовом обществе служат зачастую дымовой завесой.
|