И.И. Силин
Экология и экономика природных ресурсов бассейна р. Протва (Калужская и Московская области)
Обнинск, 2003. - 302 с.
Введение
Содержание настоящей книги посвящено характеристике
природных ресурсов бассейна р. Протвы на территории Московской и Калужской
областей.
Чтобы, по возможности, объективно судить о негативных
последствиях освоения атомной энергии и других видов высоких технологий,
которыми отличаются предприятия бассейна р. Протвы, необходимо помнить, что
технический прогресс почти всегда входит в противоречие с природными
экосистемами. Задача экологов состоит в том, чтобы правильно оценить результат
долговременного воздействия существующих технологий на окружающую среду. Это
поможет руководящим отраслевым работникам, муниципальным органам управления и
Правительству скорректировать направление и динамику развития региона.
Основным элементом политических и экономических реформ,
происходящих в нашей стране, является децентрализация управления и развитие
экономической самостоятельности субъектов Российской Федерации. Для успешного
решения этих проблем особое значение имеет организация рационального
природопользования в интересах развития самих территорий и проживающего там
населения.
В процессе хозяйственной деятельности человек использует
в своих целях практически все виды природных ресурсов: земельные, водные,
лесные, минеральные, биологические и др. Законодательные акты регулируют сферы
природопользования и комплексы природоохранных мероприятий для субъектов
хозяйственной деятельности. Однако, если использование природных ресурсов
приносит прибыль и составляет доходную часть бюджета предприятия, то затраты на
охрану и восстановление природной среды составляют расходную его часть и, на
первый взгляд, снижают темпы экономического роста. Однако здоровая
экологическая обстановка неотделима от экономического благополучия, а сама
природоохранная деятельность с развитием экономики становится сферой бизнеса.
В целом, процесс природопользования можно рассматривать
как систему использования природного потенциала территории и меры по его
сохранению. В процессе природопользования выделяются три основные части:
использование природных ресурсов, мероприятия по охране и оздоровлению
окружающей среды, восстановление природных ресурсов и систем.
Изложенный в книге фактический материал (помимо чисто
научного интереса) можно рассматривать через призму существующего
природоохранного законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность и с
позиции социально-экономической оценки природных ресурсов.
В начале 2002 г был принят новый федеральный закон
Российской Федерации «Об охране окружающей среды», регулирующий отношения в
сфере взаимодействия общества и природы, а в августе 2002 г. Правительством одобрена «Экологическая доктрина Российской Федерации», определяющая цели,
направления, задачи и принципы проведения единой государственной политики в
области экологии.
Согласно Доктрине, стратегической целью государственной
политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание
их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития
общества. Основными направлениями государственной политики в области экологии
является:
- обеспечение устойчивого
природопользования на основе неистощительного использования возобновляемых
рационального использования невозобновляемых природных ресурсов;
- снижение загрязнения окружающей среды
выбросами, сбросами и отходами и ресурсосбережение за счет понижения удельной
энерго- и ресурсоемкости продукции;
- сохранение и восстановление природной
среды за счет поддержки способности природных систем к саморегуляции и
компенсации последствий антропогенной деятельности.
Основными средствами реализации государственной политики
в области экологии в Доктрине названы:
- развитие государственного управления
охраной окружающей среды и природопользованием, соответствующего
демократическому устройству и рыночной экономике;
- нормативное правовое обеспечение и
правоприменение на базе эффективного правового механизма обеспечения сохранения
природной среды и экологической безопасности;
- экономические и финансовые механизмы
регулирования рыночных отношений в целях рационального неистощительного
использования природных ресурсов, снижения нагрузки на природную среду, её
охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную
деятельность;
- научное обеспечение на основе развития
научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявления новых
экологических рисков, порождаемых развитием общества, а также природными
процессами и явлениями;
- экологическое образование и
просвещение на базе повышения экологической культуры населения,
образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии;
- государственное содействие
экологизации гражданского общества как условие реализации государственной
политики в области экологии;
- региональная политика в области
экологии заключается в экологически обоснованном размещении хозяйственных и
жилищно-коммунальных объектов и в достижении максимального использования
специфики субъектов Российской Федерации для устойчивого развития страны:
- мировое сотрудничество в интересах
устойчивого развития мирового сообщества.
Согласно закону «Об охране окружающей среды», охрана всех
компонентов окружающей природной среды - земной поверхности, недр,
поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, озонового слоя, а также
околоземного космического пространства – должны базироваться на следующих
основных принципах:
- соблюдение права человека на
благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий
жизнедеятельности человека;
- научно обоснованное сочетание
экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и
государства, обеспечивающих экологическую устойчивость и благоприятную
окружающую среду;
- охрана, воспроизводство и рациональное
использование природных ресурсов;
- ответственность органов
государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение
экологической безопасности;
- платность природопользования и
компенсация вреда окружающей среде;
- независимость контроля в области
охраны окружающей среды;
- презумпция экологической опасности
планируемой хозяйственной или иной деятельности;
- приоритет сохранения естественных
экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов;
- обязательность проведения
государственной экологической экспертизы проектной или иной документации,
обосновывающей хозяйственную или иную деятельность, способную оказать прямое
или косвенное негативное (вредное) воздействие на окружающую среду;
- обеспечение интегрированного и
индивидуального подходов к установлению требований охраны окружающей среды
хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность,
оказывающих негативное воздействие на окружающую среду или планирующих её
осуществление;
- запрещение хозяйственной и иной
деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для сохранения
природной среды, а также реализации проектов, которые могут привести к
деградации естественных экологических систем;
- соблюдение прав каждого на получение
достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в
принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду в
соответствии законодательством Российской Федерации;
- ответственность за нарушение
законодательства в области охраны окружающей среды;
- организация и развитие системы
непрерывного экологического образования, воспитания и формирования
экологической культуры; и др.
Контроль соблюдения
законодательства об охране окружающей среды осуществляют специально
уполномоченные органы на федеральном, региональном и местном уровне.
Экологический контроль состояния окружающей среды
производится на многоступенчатой основе.
Хозяйствующий субъект
обязан за свой счет выполнять определенные виды мониторинга, объём и содержание
которых определяется по условиям лицензирования.
На региональном и
федеральном уровнях мониторинг окружающей среды производится соответствующими
государственными органами регионального и федерального подчинения по
собственным программам.
Мониторинг, как
правило, на договорной основе осуществляют НИИ, высшие учебные заведения или
специализированные организации.
Кроме того, любая
общественная организация или частное лицо может осуществлять контроль в области
охраны окружающей среды с целью реализации прав каждого на благоприятную
экологическую среду и предотвращение экологических правонарушений. Результаты
общественного экологического контроля, представленные в органы государственной
власти, подлежат обязательному рассмотрению.
В полном соответствии
с Доктриной и Законом в бассейне р Протвы задействованы все возможные
«экологические рычаги» контроля состояния окружающей среды: от
специализированных головных институтов Росгидромета и производственных
экологических лабораторий до коммерческих «экоцентров», общественных
природоохранных организаций и детских экологических дружин. Все вместе они
выполняют поистине грандиозную работу, поддерживающую экологическую
стабильность в регионе.
Настоящая книга в какой-то мере
обобщает результаты многолетних наблюдений региональных экологов на период
начала нового столетия. В ней подробно охарактеризованы наиболее мощные
источники загрязнения окружающей среды, показано их влияние на естественные
экологические системы, описаны признаки постепенной деградации природных
ландшафтов. Изложены новые представления о путях и механизмах антропогенного
загрязнения подземных водоносных горизонтов, описано влияние
коммунально-производственных стоков и атмосферных выбросов предприятий на
качество питьевых вод.
В заключительных главах книги
приведено районирование территории по степени устойчивости окружающей
геологической среды к техногенному воздействию, охарактеризован природоохранный
комплекс бассейна р. Протвы, отмечены ключевые точки опасного антропогенного
загрязнения природы.
В главе «Экономика
природопользования» рассматривается социально–экономические аспекты оценки
экологического ущерба, нанесенного природным ресурсам в результате хозяйственной
деятельности.
Автор надеется, что проведенный анализ состояния и
экологической устойчивости окружающей среды поможет точнее сориентироваться в
направлении дальнейшего развития приграничной территории Московской и
Калужской области.
|