О.А. Барабанова, И.Н. Безкоровайная, Е.Б. Бухарова [и др.]
Экология: курс лекций
Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. – 325 с.
Заключение
В настоящее время
проблема экологической безопасности стоит на первом месте среди прочих проблем
человечества, и ее решение должно начинаться с понимания того, что человек – не
«царь природы», а только ее «часть» и вне природы, не пользуясь ее ресурсами,
он не может существовать.
Основная идея учения В. И. Вернадского «все связано со
всем» лежит в основе понимания процессов, происходящих как в отдельно
взятой экосистеме, так и в биосфере в целом.
В учебном пособии «Экология. Курс лекций» основное внимание сосредоточено
на таких фундаментальных и прикладных вопросах современной экологии, как структура
и функции биосферы (среды жизни и адаптации к ним организмов, эмерджентные
свойства популяционного и экосистемного уровней организации жизни, круговороты
веществ и потоки энергии в биосфере); глобальные проблемы биосферы (такие
факторы деградации биосферы, как загрязнение биосферы, антропогенные воздействия
на литосферу и гидросферу, разрушение биоценозов и снижение биоразнообразия,
«демографический взрыв» и др.); экологические принципы рационального
использования природных ресурсов и охраны природы, основы экономики природопользования,
основы экологического права.
Каждый человек, независимо от профессии, должен быть в
достаточной степени экологически образованным. Только тогда он сможет реально
оценивать результаты своей деятельности в обществе, прямо или косвенно влияющей
на окружающую среду. Экологическое образование способствует выработке
конкретного поведения человека, развитию его экологической культуры,
оптимизации взаимоотношений отдельного человека и общества с природой. Именно
повышение экологической компетентности студентов, вне зависимости от
приобретаемой ими специальности, – основная задача данного курса лекций по
экологии.
|