О.А. Барабанова, И.Н. Безкоровайная, Е.Б. Бухарова [и др.]
Экология: курс лекций
Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. – 325 с.
Глава 3. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы
Лекция 15. Основы экономики природопользования
15.4. Службы контроля в сфере природопользования
Управление природопользованием и охраной окружающей
природной среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства.
Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую
среду представляется, прежде всего, в процессе реализации соответствующих
правовых предписаний. Управление выступает как средство формирования реальных
общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей
среды.
Эффективность системы управления природопользованием в
решающей мере определяется состоянием контроля и нормирования использования
природных ресурсов.
Управление
природопользованием – это деятельность государства по организации рационального
использования и воспроизводства природных ресурсов, охране окружающей среды, а
также обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях.
Роль государственного управления в этой сфере определяется значением
государственных органов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов
– гражданин, организация (предприниматель) и государство – государственные
органы занимают особое место. Они обладают особыми правовыми и
административными средствами для обеспечения реализации экологических
требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к
государственному принуждению. Прежде всего, на них возложена ответственность за
обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства.
Механизм управления природопользованием объединяет
методы, функции и организационные структуры (органы управления).
Методы управления –
это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с
целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Все эти методы в управлении природопользованием должны применяться комплексно, в
системе, при приоритете экономических методов управления.
Основные из них:
административные (командно-распорядительные) –
обеспечиваемые возможностью государственного принуждения. Административно-правовые
методы управления заключаются в разработке и издании правовых и
административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере
природопользования, права и обязанности руководящих работников, должностных лиц
и населения страны по экономному использованию и воспроизводству природных
ресурсов и обеспечению равновесия в природной среде. Административные акты
имеют обязательную силу и непосредственно воздействуют на коллективы
предприятий, организаций, отдельных работников и население данного района;
экономические – создающие непосредственную
материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении
необходимых экологических мероприятий, решений органов управления в сфере природопользования. Экономические методы управления природопользованием заключаются в
широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов
экономического стимулирования, кредитов и т. п.;
социально-психологические методы управления
представляют собой систему средств социального и психологического воздействия
на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население данного
района с целью обеспечения благоприятных климатических условий проживания
человека, снижения заболеваемости населения, увеличения продолжительности жизни
людей и способности их к труду, сохранения эстетической ценности природных
ландшафтов, заповедных зон и т. п. Эти методы реализуются посредством мер как
поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей (благодарности или
напротив выговоры, устные или в приказах администрации и т. п.);
организационные методы, охватывающие процессы
подготовки, принятие и реализацию решений, направленных на предотвращение и ликвидацию
нарушений, загрязнений окружающей среды, организацию малоотходных и безотходных
технологий при использовании природных ресурсов. Организационные методы
обеспечивают распределение функций в сфере управления, поддержание
технологической дисциплины, контроля, обобщения опыта, рационализацию
управления на основе достижений науки и техники.
Управление
природопользованием предполагает осуществление целого ряда специфических
функций, т. е. видов деятельности, воздействующих на эколого-экономические
отношения.
Общими для всех отраслей и звеньев управления природопользованием
являются:
-
нормотворчество и законодательная
инициатива в области охраны окружающей среды и природопользования;
-
учет природных объектов и ведение
природных кадастров;
-
осуществление мониторинга
окружающей среды;
-
экологический контроль, экспертиза
и аудит;
-
эколого-экономическое
прогнозирование и планирование;
-
экономическое стимулирование
природоохранной деятельности;
-
разрешение
споров о праве пользования природными ресурсами, применение санкций за
нарушение природоохранного законодательства и др.
|