О.А. Барабанова, И.Н. Безкоровайная, Е.Б. Бухарова [и др.]
Экология: курс лекций
Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. – 325 с.
Глава 1. Структура и функции биосферы
Лекция 1. Введение в дисциплину
Еще в первобытном обществе
каждому индивиду, чтобы выжить, необходимо было обладать запасом необходимых
знаний о природных условиях, силах природы, видах животных, местах их обитания
и повадках. Но человечество на каждом этапе своего развития использовало их,
пытаясь покорить природу, изменить в угоду своим прихотям, наращивая силу и
масштабы потребления всех ресурсов. Сегодня люди в общем поняли, что существование
по принципу «человек – царь природы» неоправданно дорого обходится как самой
природе, так и будущему человечеству.
И, возможно,
основная причина возрастания интереса к экологии заключается в следующем:
во-первых, термин «экология» в дословном переводе с греческого обозначает
науку о доме, «oikos» – дом, жилище; «logos» – наука,
это учение о доме, объясняющее взаимоотношения всех живых организмов, включая
человека, с природой. А так как зачастую природообразующая антропогенная
деятельность нарушает ход естественных процессов, приводит к загрязнению и как
следствие оказывает негативное влияние на качество жизни и здоровье человека,
то необходимо познать и понять законы природы, чтобы не допустить экологической
катастрофы; во-вторых, человечество стремится найти решение таких глобальных проблем,
как сохранение и возобновление ресурсов, всеобъемлющее загрязнение, увеличение
численности населения планеты, обезлесение, изменение климата и др.
В
настоящее время термин «экология» имеет множество значений. Экология стала
больше ориентированной на человека в связи с его исключительно глобальным и
специфическим воздействием на среду. Приведем лишь несколько определений науки
«экология» и поставленные перед ней задачи:
«...Под экологией мы подразумеваем общую науку об
отношении организма к окружающей среде, куда мы относим все “условия существования”
в широком смысле этого слова. Они частично органической, частично
неорганической природы» [Геккель, 1870. С. 286];
«...Содержанием экологии является изучение
взаимоотношений организма (вида) со средой его обитания, изучение
приспособлений и противоречий между особенностями вида и элементами этой среды,
именуемой факторами; задачей экологического исследования является познание “условий
существования” вида, то есть тех факторов среды, которые являются необходимыми
для существования вида, дабы, зная эти условия существования, управлять жизнью
вида или всего комплекса» [Кашкаров, 1938. С. 10];
«...Экология – биологическая дисциплина, изучающая
взаимоотношения организмов и среды, обусловливающие образ жизни: размножение,
питание, выживаемость, численность и распределение животных» [Наумов, 1973. С.
3];
«...Экология – это наука о взаимоотношениях организмов
и образуемых ими сообществ, или биоценозов, с окружающей средой, о приспособленности
организмов и биоценозов к условиям среды и о противоречиях организмов и
биоценозов с окружающей средой (живой и мертвой)» [Раменский и др., 1956. С.
320];
«...утверждаю, что экология – это изучение систем на
том уровне, на котором индивиды (организмы) рассматриваются как элементы, взаимодействующие
между собой либо с окружающей средой. Системы такого уровня называются
экосистемами, и экология есть не что иное, как биология таких систем»
[Margalef, 1969. С. 5];
«...Под экологией понимается наука (или комплекс наук)
о взаимодействии общества и природы...» [Философский словарь, 1987. С. 556];
«Экология – это наука, изучающая условия существования
живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они
обитают...» [Дажо, 1975. С. 9].
Американский эколог А. Леопольд (1887–1948) сравнил
Землю с рекой, не имеющей ни начала, ни конца – «Round river», по которой мы плывем
на бревнах. Изучение причин возникновения заторов он назвал экономикой,
рассмотрение старых маршрутов – историей; выбор новых маршрутов – управлением;
разговоры о возможных речных порогах – политикой. Изучение почв, флоры и фауны
вдоль русла реки – это биология, а изучение их происхождения, развития во
времени – геология и эволюция; практическое использование – промышленность.
Экология – наука о самой «Round river».
В
настоящее время экологию можно рассматривать как науку, занимающуюся изучением
взаимоотношений организмов, в том числе и человека, со средой, определением
масштабов и допустимых лимитов воздействия человеческого общества на среду,
возможностей уменьшения этих воздействий или их полной нейтрализации. В стратегическом
плане – это наука о выживании человечества и выходе из экологического кризиса,
который приобрел (или приобретает) глобальные масштабы в пределах всей планеты
Земля.
Параграфы
лекции:
1.1. История формирования науки экология
1.2. Структура, свойства, задачи и объект экологии
1.3. Современная экологическая ситуация на планете
|