О.С. Шимова, Н.К. Соколовский
Основы экологии и экономика природопользования
Учебник. Мн.: БГЭУ, 2002. - 367 с.
Раздел 5.Глобальные и региональные экологические проблемы. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности
Глава 22. Региональные экологические проблемы стран СНГ и пути их решения
В области охраны окружающей
среды у государств — членов СНГ много общих проблем, оставшихся в наследство от
СССР.
Советский Союз обладал
огромными суммарными природными ресурсами — топливно-энергетическими,
земельными, минерально-сырьевыми, лесными, водными. Некоторыми из них — в
гораздо больших размерах, чем любая другая страна мира. Наличие этих ресурсов в
первую очередь обусловило создание крупных производительных сил, позволило СССР
во второй половине XX в. выйти на второе место в мире по общему
объему производства, а по отдельным видам производимой продукции— и на первое.
Однако это первое место было связано с добычей и последующей переработкой
природных ресурсов (угля, нефти, металлических руд, леса), производством
некоторых видов металлоемкого оборудования и т.п.
Командно-административная
система и сложившийся хозяйственный механизм не стимулировали бережное,
рациональное природопользование. Развитие и размещение производительных сил
продолжалось без должной проработки и учета экологических факторов. Прогресс
ассоциировался с дымящимися трубами, тоннами извлеченного угля, выплавленной
стали, миллионами киловатт электроэнергии. Загрязнению подвергались все
компоненты окружающей среды и все уголки огромного государства. Экологический
анализ, проведенный Лабораторией мониторинга природной среды и климата Госкомгидромета
СССР и АН СССР в конце 80-х годов, показал уровень загрязнения и деградации природной
среды в отдельных регионах бывшего СССР (табл. 22.1). Во многом он отражает и
современное состояние стран СНГ.
Экономический кризис начала
90-х годов не благоприятствовал улучшению экологической ситуации в странах СНГ.
Показатели экономического развития существенно ухудшились: ВВП за 1990—1994 гг.
сократился на 40 %, а промышленное производство почти вдвое. В то же время
относительно стабильным, особенно в конце 90-х годов, оставался выпуск
продукции нефтегазовой, горнодобывающей, химической, металлургической, лесной,
деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, то есть в отраслях,
использующих невоспроизводимые природные богатства, с наибольшими вредными выбросами
в окружающую среду. Топливный кризис 90-х годов в Молдове, Армении, Грузии,
Таджикистане вызвал массовую вырубку зеленых насаждений.
Таблица 22.1
Место,
занимаемое экономическими регионами бывшего СССР по степени загрязнения и деградации
природной среды*
Республики и
экономические районы
|
Выбросы вредных
веществ в атмосферу
|
Поражение лесов
|
Загрязнение рек,
дефицит воды
|
Загрязнение
почв, эрозия почв
|
Совокупность антропогенных
воздействий
|
на
единицу общей площади
|
на единицу урбанизированной
площади
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Россия:
|
|
|
|
|
|
|
Северный
|
12
|
2
|
2
|
8
|
12
|
13
|
Северо-Западный
|
9
|
10
|
7
|
9
|
13
|
15
|
Центральный
|
4
|
6
|
6
|
3
|
10
|
4
|
Волго-Вятский
|
14
|
15
|
18
|
4
|
11
|
17
|
Центрально-Черноземный
|
6
|
9
|
14
|
4
|
3
|
6
|
Поволжский
|
4
|
8
|
12
|
1
|
6
|
5
|
Северо-Кавказский
|
5
|
12
|
14
|
2
|
6
|
9
|
Уральский
|
1
|
1
|
3
|
2
|
9
|
2
|
Западно-Сибирский
|
13
|
7
|
5
|
10
|
14
|
16
|
Восточно-Сибирский
|
12
|
3
|
1
|
11
|
15
|
15
|
Дальневосточный
|
15
|
16
|
8
|
12
|
15
|
18
|
Украина:
|
|
|
|
|
|
|
Донецко-Приднепровский
|
1
|
5
|
4
|
1
|
4
|
1
|
Юго-Западный
|
2
|
11
|
15
|
6
|
6
|
8
|
Южный
|
6
|
17
|
17
|
5
|
5
|
12
|
Беларусь
|
8
|
13
|
13
|
5
|
5
|
11
|
Прибалтийский
—Литва, Латвия, Эстония
|
6
|
18
|
9
|
6
|
8
|
12
|
Закавказский
—Азербайджан, Армения, Грузия
|
3
|
15
|
10
|
3
|
2
|
3
|
Окончание табл.
22.1
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Среднеазиатский
— Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан
|
11
|
14
|
11
|
2
|
2
|
7
|
Казахстан
|
10
|
4
|
18
|
7
|
4
|
14
|
Молдова
|
7
|
20
|
16
|
3
|
1
|
10
|
* Источник: Охрана окружающей среды и рациональное
использование природных ресурсов в СССР: Стат. сб. М., 1989. С. 8
Экологическая
ситуация по отдельным странам СНГ улучшается медленно, за исключением отдельных
регионов, где были остановлены (или существенно сократили свою деятельность)
экологически вредные производства из-за разрыва экономических связей, военных
конфликтов и по другим причинам. В научной терминологии и практике государственного
управления вводится новое понятие — зоны экологического бедствия. Согласно
Закону Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" зонами
экологического бедствия являются участки территории страны, где в результате
хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения
среды, которые ведут к существенному ухудшению здоровья населения, нарушению
природного равновесия, разрушению естественных экологических систем, деградации
почвы, флоры и фауны (ст. 39). Огромные масштабы чернобыльской катастрофы и ее
устрашающая угроза здоровью и самой жизни миллионов людей, национальной
экономике и культуре послужили основанием признать всю территорию Беларуси
зоной экологического бедствия.
В
природоохранном законодательстве Российской Федерации используются такие
понятия, как зона повышенного экологического риска и чрезвычайная экологическая
ситуация, которые утверждаются на основании заключения экологической
экспертизы.
На
пространстве СНГ немало регионов с неблагополучной экологической ситуацией,
которые близки или тождественны понятию "зоны экологического
бедствия". Площадь территорий в СНГ, которые заражены, отравлены или превращаются
в пустыню в результате хозяйственной деятельности в ядерной, промышленной и
сельскохозяйственной сферах, составляет, по данным ООН, около 4 млн. км2,
что соответствует площади Германии, Франции, Испании и Великобритании вместе
взятых. Обеспечить разработку и осуществление комплексных мер по решению
крупных межрегиональных экологических проблем возможно лишь объединяя усилия
многих стран СНГ.
Регионы
радиоактивного загрязнения занимают наибольшие площади в Беларуси, Украине,
России, Казахстане. Радиоактивное загрязнение территории Советского Союза в
первую очередь связано со строительством в сороковые годы атомных военных
заводов на Южном Урале (в Челябинской области), многолетними ядерными
испытаниями в Казахстане под Семипалатинском. Взрыв термоядерного устройства
беспрецедентной мощности на Новой Земле чрезвычайно загрязнил приполярную тундру,
и оленеводы Крайнего Севера получили дозы облучения в 100—1000 раз более высокие,
чем остальное население, через оленину — основной продукт питания, так как
главный корм животных (мох ягель) имел очень высокую концентрацию радиоактивных
элементов. Долговременные последствия для окружающей среды связаны с
катастрофой на заводах Южного Урала (1957), где производилось советское атомное
оружие: радиоактивные продукты деления рассеялись и осели в Челябинской,
Свердловской и Тюменской областях; было загрязнено свыше 16 тыс. км2
территории, на которой проживало около 300 000 человек. И только заключение
Международного договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах
(Москва, 1963) приостановило радиоактивное загрязнение, обусловленное военными
испытаниями.
Таблица
22.2
Распределение
основных площадей с высокими уровнями загрязнения после аварии на ЧАЭС, %
Страны СНГ
|
Площадь
территории с плотностью загрязнения радионуклидами
|
Более 40 Ки/км2
|
15—40 Ки/км2
|
1—5 Ки/км2
|
Беларусь
|
69,4
|
58,4
|
29,0
|
Украина
|
20,6
|
12,5
|
32,9
|
Россия
|
10,0
|
29,1
|
38,1
|
Наиболее
масштабной и сложной по радиационно-экологическим последствиям является зона
влияния аварии на Чернобыльской АЭС. Авария на ЧАЭС по совокупности последствий
является самой крупной катастрофой современности, она затронула судьбы
миллионов людей в Беларуси, Украине и России. Из всех регионов бывшего
Советского Союза наибольшее количество радиоактивных пятен с наиболее высокими
уровнями загрязнения находится на территории Беларуси (табл. 22.2).
В Украине
наибольшее загрязнение радионуклидами наблюдалось в непосредственной близости
от места катастрофы. Опасная зона для нахождения людей была определена в
радиусе 30 км, куда попали города Чернобыль и Припять. В зону загрязнения, хотя
и не такого сильного, попала и столица Украины — г. Киев. Последствия
чернобыльской катастрофы сказываются на территории 20 областей Европейской
части России.
В бывшем
СССР разрабатывалась специальная долгосрочная программа по ликвидации
последствий аварии на ЧАЭС. Ставилась цель обеспечить оздоровление окружающей
среды и условия безопасной жизнедеятельности населения и по мере нормализации
радиационной обстановки возвращать подвергшиеся радиоактивному загрязнению территории
для хозяйственного использования, С образованием новых независимых государств
были разработаны национальные программы ликвидации и минимизации последствий
аварии на ЧАЭС. Вместе с тем, по отдельным направлениям Беларусь, Россия и
Украина осуществляют совместные мероприятия, которые, однако, должны быть более
масштабными.
Зона
Приаралья. Катастрофические
изменения природы Приаралья связаны с высыханием Аральского моря,
опустыниванием, деградацией окружающих ландшафтов. Безвозвратное использование
воды для орошения плантаций хлопчатника привело к резкому сокращению стока рек
Амударьи и Сырдарьи в Аральском море (с 1983 г. река Сырдарья перестала впадать в это море). Уровень воды в море упал более чем на 12 м, площадь акватории за 60—90-е годы XX ст. уменьшилась на треть, а объем воды —
на 60 % . Катастрофически ухудшилось качество речных вод в нижнем течении
Амударьи и Сырдарьи, которые стали малопригодны для питья. Произошло
интенсивное иссушение и засоление земель в дельтах этих рек, глубокая
деградация экологических систем, животного и растительного мира Аральского моря
и прилегающих к нему территорий.
Для
улучшения экологической обстановки и состояния здоровья населения в конце 80-х
— начале 90-х годов принимались специальные постановления, предусматривающие
проведение комплекса природоохранных мероприятий, однако они не были выполнены.
В настоящее время проблема Приаралья, а более широко — проблема водоснабжения
стран Центрально-Азиатского региона может быть успешно решена лишь совместными
усилиями, поскольку главные реки региона протекают по территории нескольких государств.
В целом система водоснабжения, очистки и экономии водных ресурсов может быть
создана лишь общими усилиями стран СНГ и при эффективной помощи международного
сообщества. На первом этапе кооперация стран СНГ призвана решить три главные
задачи:
-
разработать совместный
баланс водных ресурсов и технологий, обеспечивающих экономию воды в процессе ее
потребления;
-
создать совместные
контрольно-измерительные и регулирующие системы, препятствующие потерям воды;
-
компенсировать
расходы Кыргызстана и Таджикистана по регулированию Нарынского и Кайраккумского
водохранилищ в верховьях рек.
Зона
Прикаспия. Общая
экологическая ситуация бассейна Каспийского моря, сопровождаемая резким
ухудшением санитарно-токсикологической и рыбохозяйственной обстановки, в
настоящее время оценивается как кризисная. Произошла полная дестабилизация
системы самоочищения бассейна и водохранилищ. Продолжается деградация экосистем
притоков Волги. Особенно острая экологическая обстановка сложилась в Северном
Прикаспии, которая характеризуется нарушением земель разработками нефти и газа,
истощением и загрязнением поверхностных и подземных вод суши, загрязнением
морской акватории, истощением рыбных ресурсов, нарушением режима особо
охраняемых территорий. Прогнозируется дальнейшее ухудшение экологической
ситуации в связи с резким увеличением добычи нефти на месторождениях
Каспийского шельфа Азербайджаном, Туркменией, а также Казахстаном и Россией.
Поднимается, затапливая берега, уровень Каспийского моря, тем самым
усугубляются проблемы водоснабжения прибрежных территорий. И в данном регионе
необходимы совместные усилия стран СНГ и мирового сообщества по спасению окружающей
среды. Строительство природоохранных объектов должно вестись до ввода в
эксплуатацию нефтегазовых комплексов, прокладки нефте- и газопроводов, введения
в действие других хозяйственных сооружений.
Региональные
экологические проблемы Российской Федерации. Огромные размеры территории России, большое разнообразие
природных ресурсов, неравномерность в уровне хозяйственного освоения обусловливают
разнообразие экологических проблем. По некоторым оценкам, зоны повышенного
экологического риска составляют почти 10 % всей территории России, здесь
проживает около 70 млн. человек. В этих зонах растет заболеваемость людей,
увеличивается смертность, снижается продуктивность природных ресурсов.
(Отдельные экологические проблемы России, тесно связанные с сопредельными
территориями стран СНГ, изложены выше, другие требуют дополнительного анализа.)
Зона
Арктики. Высокий уровень
загрязнения, низкий потенциал самовосстановления окружающей среды и замедленный
процесс самоочищения, преобладание ресурсодобывающих отраслей характеризуют эту
зону. Наиболее сложная экологическая обстановка сложилась в Мурманской области
и г. Норильске (загрязнение воздушной среды и сброс сточных вод предприятиями
цветной металлургии), на Новой Земле (радиоактивное загрязнение) и Ямале.
Стратегия рационального природопользования в Арктике должна строиться на основе
приоритета традиционных форм природопользования и социально-культурного
развития коренного населения региона.
Урал. Тяжелая экологическая ситуация сложилась
здесь, особенно в старых горнопромышленных центрах: загрязнение атмосферы,
истощение водных и нерациональное использование минерально-сырьевых ресурсов,
радиоактивное загрязнение территории. Для улучшения экологической обстановки
принимаются меры по внедрению более совершенных технологических процессов,
строительству очистных сооружений в крупных промышленных центрах, рекультивации
земель, нарушенных предприятиями горнодобывающей и металлургической
промышленности; предусматривается поэтапное сокращение поступления загрязняющих
веществ и отходов в природную среду и др.
Бассейн озера
Байкал. К специфическим
экологическим проблемам этого района относится сохранение его природного
комплекса. Уникальное пресноводное озеро занимает первое место в мире по
глубине (1620 м) и объему водных масс (23 600 км3), в нем содержится
около 20% мировых и свыше 80 % объема пресных вод СНГ. Экосистема Байкала
отличается удивительным богатством и своеобразием — в озере обитают не менее
2400 видов и разновидностей животных и растений. Особенностью озера является
наличие тонкого биологического механизма самоочищения вод. Основная роль в этом
процессе принадлежит зоопланктону, имеющему фильтрационный тип питания и
пропускающему через себя воду озера.
Развитие
производительных сил, нерациональное использование природных ресурсов в регионе
привело к ухудшению гидрохимического состояния озера и его притоков,
загрязнению атмосферного воздуха, развитию эрозионных процессов, деградации
живых организмов Байкала. В целях сохранения уникального природного комплекса
было принято постановление правительства по кардинальному решению проблемы
Байкала, осуществлены крупные природоохранные мероприятия. Вместе с тем
проблема охраны озера остается актуальной и потребует для своего решения еще
много сил и средств, так как сохраняется опасность возникновения необратимых
процессов в экосистеме Байкала.
Украина.
Ее региональные
экологические проблемы многообразны, но, безусловно, главной являются
последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Отметим также, что наиболее
напряженные взаимоотношения между хозяйственным комплексом и окружающей
природной средой сложились в Донецко-Приднепровском районе, и прежде всего в
Донецко-Макеевском, Днепропетровском, Запорожском и Криворожском промышленных
узлах. В бывшем СССР район по уровню загрязнения и деградации природной среды занимал
печальное первое место (табл. 22.1), здесь практически отсутствуют территории,
не затронутые деятельностью человека.
Проблемы
взаимодействия хозяйственной деятельности человека и природы Южного района
Украины являются характерными для регионов с интенсивными формами сельскохозяйственного
производства и высокой плотностью сельского населения: это усиление процессов
водной и ветровой эрозии, ухудшение состояния почв и растительности, вредное
воздействие на водоемы и воздушный бассейн. Серьезной проблемой юга Украины
является осолонение Днепровско-Бугского и Днестровского лиманов и сброс
загрязняющих веществ в них, а также в северо-западный район Черного моря.
Необходимо
отметить, что никакие локальные очистные или защитные сооружения не смогут
решить проблемы охраны окружающей среды в XXI в. Единственный выход — разработка и реализация международных
эколого-экономических программ устойчивого развития всех регионов мира, включая
СНГ. Лишь на уровне СНГ в целом можно согласовать задачи защиты окружающей
среды и развития экономики.
|