О.С. Шимова, Н.К. Соколовский
Основы экологии и экономика природопользования
Учебник. Мн.: БГЭУ, 2002. - 367 с.
Раздел 3. Хозяйственный механизм природопользования
Глава 14. Наблюдение, учет и контроль в области природопользования и охраны окружающей среды. Основы экологического нормирования
14.3. Учет и анализ природопользования и охраны окружающей среды
Для учета
количественных, качественных и иных характеристик
природных ресурсов, а также объема, характера и режима их использования ведутся государственные кадастры
природных ресурсов. Оценка
рационального природопользования и природоохранной
деятельности, принятие управленческих решений основываются на статистическом и бухгалтерском учете.
Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных
ресурсах является общепризнанной в мировой практике. Кадастр природных ресурсов —
это систематизированный
свод сведений количественных, качественных и территориально-адресных
показателей о естественно-физических, экологических, хозяйственных, экономических характеристиках и
правовом статусе природных ресурсов. Кроме того, кадастр отражает характер
изменений состояния ресурсов под воздействием природных и антропогенных факторов, рекомендации по
рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.
Основными принципами формирования системы природно-ресурсных кадастров
является обеспечение требований комплексного природопользования, полной
достоверности количественного и качественного учета природных ресурсов,
распределения
их по пользователям и территории, оценка фактического состояния
природно-ресурсного потенциала. Сведения, составляющие кадастры, могут
собираться, храниться и использоваться в текстовом, графическом и электронном
виде. Постановлением правительства Республики Беларусь "О государственных
кадастрах природных ресурсов" (1993) предусмотрены климатический, земельный,
водный, лесной кадастры, кадастр животного, растительного мира, торфяного фонда,
кадастр отходов (характеристика отдельных видов природно-ресурсных кадастров дана в
разделе 2).
Развитие рыночных отношений значительно расширяет сферу использования кадастровой
информации, предъявляет к ней повышенные требования. Так, исходя из установленной в
кадастрах
ценности могут определяться стоимость и покупная цена объектов кадастров,
налоговые платежи и льготы по таким платежам, а также размер ущерба, убытков или вреда,
которые причинены
нарушением правил пользования этими объектами и требований их охраны.
Балансовый учет в сфере природопользования ведется в целях выявления и определения
масштабов и качественных характеристик природных ресурсов, предназначенных для хозяйственного
использования. Учет природных ресурсов, по различным причинам выпадающих из
хозяйственного оборота, является забалансовым. В практике балансового учета составляются
балансы
недр, включая балансы полезных ископаемых, а также водохозяйственные балансы.
Формирование общегосударственной системы наблюдения и контроля состояния
природной среды тесно связано с экономико-статистическим учетом и анализом природопользования
и природоохранной
деятельности. Впервые система показателей статистики окружающей среды вводится в 1973 г. Она была призвана
обеспечивать контроль выполнения плана природоохранных мероприятий. Разрабатываются и
внедряются формы статистической отчетности предприятий:
-
ф.
№ 18-КС "Отчет о капитальных вложениях на мероприятия по охране и рациональному
использованию природных ресурсов";
-
ф.
№ 4-ОС "Отчет о текущих затратах на охрану природы"
-
ф.
№ 2-тп (воздух) "Отчет об охране атмосферного воздуха";
-
ф.
№ 2-тп (водхоз) "Отчет об использовании воды" и некоторые др.
Созданная отчетность явилась своего рода статистическим мониторингом, обеспечивающим
сбор сведений о наиболее острых проблемах, связанных с воздействием антропогенной
деятельности на отдельные элементы окружающей среды. В настоящее время система
показателей статистики окружающей среды и природных ресурсов включает разделы:
-
охрана и рациональное
использование водных ресурсов;
-
загрязнение, охрана и состояние
атмосферного воздуха;
-
состояние и охрана земельных
ресурсов;
-
охрана и рациональное
использование лесных ресурсов;
-
наличие, состояние и охрана
заповедных территорий, охрана животных;
-
образование, удаление и утилизация
отходов производства и потребления;
-
затраты на природоохранные
мероприятия и ввод в действие природоохранных мощностей;
-
радиоактивное загрязнение
территории, проведение мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на
Чернобыльской АЭС.
|