О.С. Шимова, Н.К. Соколовский
Основы экологии и экономика природопользования
Учебник. Мн.: БГЭУ, 2002. - 367 с.
Раздел 2. Эколого-экономические проблемы использования природных ресурсов и охраны окружающей среды
Глава 6. Экология и обеспечение качества воздушного бассейна
6.6. Регулирование состояния воздушной среды
В перспективе важно не допустить увеличения удельных выбросов загрязняющих
веществ в воздушный бассейн, а в отдельных видах хозяйственной деятельности
обеспечить их уменьшение. Этим целям служат законодательные акты, система организационно-технических
и экономических мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения атмосферного воздуха.
Правовое регулирование состояния воздушной среды в нашей стране
осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики
Беларусь "Об охране атмосферного воздуха" (1997), который устанавливает
правовые и организационные основы норм хозяйственной и иной деятельности в
области использования и охраны атмосферного воздуха, и другими
нормативно-правовыми актами.
Основными задачами правового регулирования в области охраны атмосферного
воздуха являются:
-
регулирование
отношений в области охраны атмосферного воздуха в целях обеспечения благоприятной
среды обитания для человека, сохранения, улучшения и восстановления состояния атмосферного воздуха;
-
предотвращение
и снижение уровней вредного химического, физического, биологического и иного воздействия
на атмосферный
воздух;
-
обеспечение
рационального использования атмосферного воздуха для производственных нужд;
-
укрепление правопорядка и законности в области
охраны атмосферного воздуха.
В соответствии с Законом Республики Беларусь "Об охране атмосферного
воздуха" граждане страны имеют право на экологически безопасное для
их жизни и здоровья состояние атмосферного воздуха, вместе с тем они обязаны соблюдать
санитарные
и другие нормы и правила в этой области. Закон устанавливает права и
обязанности предприятий, учреждений, организаций и других субъектов хозяйствования
в процессе использования атмосферного воздуха.
Правовое регулирование качества атмосферного воздуха включает, прежде всего,
установление нормативов предельно допустимой концентрации (ст. 21) и нормативов
предельно допустимых выбросов
(ПДВ) (ст. 22) загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических
воздействий на него. Нормативы ПДВ устанавливаются отдельно для стационарных и
передвижных источников.
Субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих
веществ в атмосферу, обязаны проводить организационно-хозяйственные,
технические и иные мероприятия для выполнения условий и требований, предусмотренных разрешениями на
выброс, принимать меры по снижению выбросов загрязняющих веществ, обеспечивать бесперебойную, с показателями не
ниже проектных, работу и поддержание в исправном техническом состоянии сооружений,
оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и контроля за ними, а также осуществлять постоянный
учет количества и состава загрязняющих атмосферный воздух веществ.
В случае нарушения условий и требований, предусмотренных разрешениями,
если возникает угроза здоровью населения, выброс загрязняющих веществ в атмосферу должен
быть приостановлен или запрещен вплоть до прекращения деятельности предприятий,
организаций и учреждений. Все передвижные источники должны подвергаться контролю
на соответствие установленным нормативам содержания загрязняющих веществ в отработанных газах.
Запрещается производство, выпуск после ремонта и эксплуатация передвижных
источников, у которых содержание загрязняющих веществ в отработанных газах превышает установленные нормативы.
Законодательно
закреплены требования по охране атмосферного воздуха при использовании средств
защиты растений и других препаратов в сельском и лесном хозяйстве, добыче
полезных ископаемых, размещении и эксплуатации терриконов, ванное складирование
в населенных пунктах производственных, бытовых и иных отходов, их сжигание,
кроме случаев, когда сжигание осуществляется с использованием специальных установок
и соблюдением требований по охране атмосферного воздуха.
Экономические рычаги охраны и рационального использования атмосферного
воздуха включают:
-
планирование
и финансирование мероприятий по охране атмосферного воздуха;
-
установление
лимитов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
-
установление
нормативов платы и размеров платежей за выбросы загрязняющих веществ в
атмосферный воздух и вредные физические и иные воздействия;
-
установление
нормативов платы и размеров платежей за потребление атмосферного воздуха для производственных
целей;
-
установление
нормативов платы за превышение лимитов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
-
предоставление
субъектам хозяйствования налоговых, кредитных и других льгот при внедрении ими
малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, использовании
нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране
атмосферного воздуха;
-
покрытие ущерба,
нанесенного окружающей среде и здоровью людей в результате загрязнения атмосферного
воздуха.
Регулирование состояния воздушной среды в Республике Беларусь на период до 2010 г. связано с осуществлением ряда организационно-технических мероприятий. В теплоэнергетике это совершенствование системы
сбора, транспортировки и переработки попутных газообразных продуктов, снижение выбросов серы и окислов азота
за счет перевода энергоустановок на потребление природного газа и повышение
эффективности процессов сжигания топлива, усиление контроля за выбросами,
использование нетрадиционных экологически чистых методов производства энергии.
В других отраслях промышленности — модернизация действующих пылегазоочистных
установок, ввод в действие нового пылегазоочистного оборудования, совершенствование технологических
процессов. На автомобильном транспорте — разработка и внедрение новых
стандартов на нормы выбросов, перевод автотранспорта на сжатый и сжиженный газ,
внедрение
специальных нейтрализаторов для отработавших газов и фильтров сажи, повсеместное
создание диагностических постов и пунктов контроля технического состояния
автомобилей. Комплекс мер по охране воздушного бассейна включает также использование
более точных методик оценки и прогнозирования уровней атмосферного загрязнения,
введение национальных стандартов уровней выбросов в атмосферу, отвечающих международным нормам.
Внедрение достижений научно-технического прогресса в производство и быт человека
требует разработки соответствующих мер по охране атмосферного воздуха от шума,
вибрации, электромагнитных полей, радиации и других вредных физических воздействий. В целях
борьбы с производственными и другими шумами предусматривается:
-
внедрение
малошумных технологических процессов;
-
улучшение
конструкции передвижных источников шума, а также эксплуатационных качеств (качества содержания)
железнодорожных и трамвайных путей, автомобильных дорог, уличных покрытий;
-
размещение
аэродромов и аэропортов, промышленных и других сооружений и оборудования, которые
являются источниками шума, на расстоянии, обеспечивающем экологическую безопасность
населенных пунктов и районов жилой застройки;
-
проведение
организационных мероприятий по предупреждению и снижению бытовых шумов (в квартирах,
дворах жилых домов, на улицах, в местах отдыха и других общественных местах).
Проведение
организационно-технических и иных мероприятий позволило уменьшить в 1998 г. выбросы загрязняющих веществ в атмосферное пространство Беларуси на 8448 т. При этом основной
эффект был достигнут за счет совершенствования технологических процессов (60 %
общего сокращения выбросов), ввода в эксплуатацию новых пылегазоочистных установок
и сооружений (5 %), повышения эффективности действующих пылегазоочистных
установок (24 %), ликвидации источников загрязнения (более 1 %), перепрофилирования
других предприятий на выпуск другой продукции (около 5 %).
|