О.С. Шимова, Н.К. Соколовский
Основы экологии и экономика природопользования
Учебник. Мн.: БГЭУ, 2002. - 367 с.
Раздел 2. Эколого-экономические проблемы использования природных ресурсов и охраны окружающей среды
Глава 6. Экология и обеспечение качества воздушного бассейна
6.4. Регламентация качества и контроль за состоянием воздушного бассейна
Качество атмосферного воздуха рассматривается как совокупность присущих ему
свойств, которые определяют степень воздействия химических, физических и биологических
факторов на окружающую среду. Нормирование качества атмосферного воздуха
осуществляется с целью установления обоснованных предельно допустимых
нормативов воздействия на атмосферный воздух, гарантирующих безопасность здоровья
населения и окружающей среды. Для оценки состояния атмосферного воздуха на территории Республики
Беларусь действуют единые нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих
веществ в атмосферном
воздухе (ориентировочно безопасных уровней воздействия) и уровней вредных физических
и иных воздействий на него. Подробнее сущность экологического нормирования и
оценки
качества природной среды раскрыта в гл. 14.
Качество атмосферного воздуха регулируется также нормативами:
-
предельных объемов образования загрязняющих
веществ при эксплуатации технологического и другого оборудования, сооружений и
объектов;
-
потребления
атмосферного воздуха для производственных нужд;
-
содержания
загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий
передвижных источников на атмосферный воздух;
-
удельных
выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Наблюдение и контроль за состоянием воздушного бассейна страны осуществляется
в рамках Национальной системы мониторинга Республики Беларусь. Наблюдение за состоянием
атмосферного воздуха по химическим, физическим, биологическим и другим показателям проводят
органы гидрометеорологической и санитарно-эпидемиологической служб. Они располагают
широкой сетью станций и постов наблюдения, соответствующими лабораториями.
Государственный контроль ставит своей целью обеспечить исполнение правил,
требований и нормативов по охране атмосферного воздуха; он возложен на органы управления
по природным
ресурсам и охране окружающей среды. Отраслевые министерства и ведомства
проводят контроль за проектированием, строительством и эксплуатацией сооружений,
оборудования и аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих веществ в воздушное пространство,
а также за оснащением их приборами, необходимыми для постоянного наблюдения за
эффективностью очистки, величиной выбросов на подведомственных им субъектах хозяйствования.
Наблюдение и контроль на локальном уровне представляет собой подсистему режимного
отслеживания за уровнем загрязнения воздуха основными и специфическими вредными
веществами,
содержащимися в газах, выбрасываемых предприятиями и транспортом. Используются как сеть
стационарных постов, расположенных в различных частях городов и на границах санитарно-защитных
зон, так и специальные передвижные лаборатории. Производственный контроль проводят
субъекты хозяйствования, они же проверяют исполнение планов и мероприятий по охране
атмосферного воздуха, его рациональному использованию, сохранению нормативов качества.
Наблюдения за воздушной средой, проводившиеся в 90-е годы, показали, что выбросы
загрязняющих веществ в Беларуси постепенно снижались, уровень загрязнения
атмосферного воздуха основными вредными веществами был ниже санитарно-гигиенических норм.
Вместе с тем, на территории, где проживает 4,4 млн. человек, наблюдались разовые концентрации, превышавшие нормативы предельно
допустимых концентраций (ПДК).
Географическое положение Беларуси в центре Европы обусловливает
значительное трансграничное загрязнение атмосферного воздуха. Иными словами, источники
такого загрязнения расположены на территории других государств, в основном западноевропейских.
Наиболее интенсивно происходит перенос закисляющих соединений, вызванных
техногенными выбросами оксидов серы и азота. По данным 1994 г., на территорию Беларуси
выпало 301 тыс. т серы, в том числе из собственных источников — 43 тыс. т
(14 %), 114,3 тыс. т окисленного азота (из собственных источников — 7,2 тыс.
т, или 6
%), 82 тыс. т восстановленного азота (от собственных источников — 63,4 тыс. т, или 35 %). Республикой
Беларусь подписана и выполняется Конвенция 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Разрабатывается система
наблюдений и оценки источников и степени такого загрязнения, мероприятии, направленных на
сокращение объема выбросов, вызывающих трансграничное загрязнение воздуха.
|