Е.А. Зилов
Гидробиология и водная экология
Учебное пособие. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2007.
Раздел 4. Загрязнение водных экосистем
21. Проблема повышения кислотности вод
21.1. Источники и распространение
Главными источниками кислотных осадков являются двуокись серы
(SO2) и окиси азота (NOx), образующиеся при сжигании
угля, нефти, бензина, плавка руд, содержащих серу. В целом поступление SO2
и NOx в атмосферу из антропогенных источников в 2–3 раза превышает
естественное (например, из вулканов, почв, болот, морских вод)
(Galloway, 1995).
SO2 и NOx и продукты их окисления, SO42–
и NO3–, в среднем, живут в атмосфере 1–3 дня. При средней
скорости переноса 400 км сут–1, они могут быть перенесены на
расстояние от 400 до 1200 км. Окислы выпадают в виде дождя, содержащего H2SO4
и HNO3, и сухих осадков в форме аэрозолей, или в виде газов.
Измерение сухих осадков достаточно трудно. Так, при измерении баланса хлоридов
в Норвегии оказалось, что в вытекающей реке хлоридов на 37 % больше, чем
должно было быть по результатам измерения поступлений из атмосферы. Современные
оценки доли сухого поступления – от 20 % от их количества, до превышения
объема жидких осадков (Kalff, 2002). Современная кислотность осадков в Северном
полушарии, включая Японию и Южную Корею, увеличилась в 10–30 раз, по сравнению
с доиндустриальным уровнем.
В целом, SO2 и NOx составляют примерно
половину кислотных техногенных выбросов. На третьем месте следует поставить
хлорид–ионы, образуемые промышленностью, особенно, мусоросжигающими печами.
Антропогенные выбросы окислов
серы и азота
Быстрый рост потребления минерального топлива после Второй мировой
войны привел к значительному росту выбросов SO2 и NOx в
атмосферу. На востоке Северной Америки и в Европе выбросы серы выросли более
чем вдвое с 1900 по 1985 г. Контроль выбросов сделал возможным
существенное снижение (>40 %) выбросов двуокиси серы к 2000 г. в
США, Канаде, Западной Европе, Японии.
Антропогенные выбросы NOx связаны, в первую
очередь, с окислением газообразного азота в двигателях внутреннего сгорания, а
не с самим топливом. В результате, закисление, вызванное окисями азота,
сконцентрировано у мегаполисов. Масштабы этого загрязнения трудно оценить,
поскольку оно связано со множеством мелких источников загрязнения. Тем не
менее, выбросы окислов азота только на востоке США выросли в 12–20 раз в 1985
по сравнению с 1900. В отличие от окислов серы, эти выбросы не снизились, а
продолжают расти (Kalff, 2002).
|