Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова
Основы общей экологии
Учебное пособие. М.: Университетская книга, 2005.
Глава 6. Общая характеристика популяции
6.3. Другие формы взаимоотношений особей в популяции
Кроме конкуренции возможны и другие формы отношений особей в
популяциях – нейтральность (если ресурсов так много и особей так мало, что они
практически не мешают друг другу) и положительные взаимоотношения.
Взаимовыгодные (или выгодные для части особей) отношения
между животными общеизвестны: забота родителей о потомстве, формирование
больших семейных групп, стадный образ жизни, коллективная оборона от врагов и
т.д.
«Караваны» птиц, выстраивающихся в шеренги, клинья, уступы и
др., позволяют крыльям отдельных особей в силу аэродинамических эффектов
обретать большую подъемную силу (в коллективе летать легче). Есть мнение, что
гидродинамические преимущества получают и плывущие стаей рыбы.
Однако благоприятные эффекты скопления особей неодинаково
выгодны для всего «коллектива». Особенно полезны они для социально сильных
животных, которые могут пробиться в центр скопления. У них всегда меньше
вероятность быть съеденными хищниками, которые в первую очередь нападают на более
слабые особи у периферии скопления.
Значительно менее известна роль взаимопомощи у растений.
Растения, высеянные группой, развиваются лучше, так как в этом случае у них
легче формируется симбиоз с грибами и бактериями микоризы и ризосферы (так
называемый«эффект группы»).
Именно «эффект группы» был теоретической предпосылкой для
разработки «гнездового метода» посева кукурузы и посадки дуба, который
пропагандировался сторонниками Т. Лысенко. Однако в силу того, что
кратковременное взаимное благоприятствование сменяется острой конкуренцией за
ресурсы, при которой происходит взаимное угнетение особей и часть из них гибнет
(т.е. напрасно теряются семена или посадочный материал), «гнездовой метод» не
прижился на практике. При высеве семян группой со временем формируется так
называемый «эффект корыта»: растения в центре группы развиваются хуже, чем
расположенные у краев гнезд.
Описаны случаи срастания корней у деревьев, при этом часть
пластических веществ переходит от более сильного растения к более слабому, возможна
передача питательных веществ от одного растения другому через микоризы (см.
8.6).
Совместно произрастающие растения эффективнее опыляются
насекомыми, так как повышается вероятность переноса пыльцы с цветков одного
растения на другое и, кроме того, яркое цветовое пятно из нескольких цветущих и
выделяющих ароматические вещества растений лучше привлекает насекомых, чем одно
растение.
Возможны явления взаимопомощи растений при «коллективной
обороне» от фитофагов, проявляющих чрезмерно высокую активность и способных
серьезно повредить растениям. В этом случае после начала активного поедания
фитофагами в растениях происходят биохимические реакции и повышается
концентрация веществ, снижающих их поедаемость (цианидов и др.). Описаны
случаи, когда подвергшиеся нападению фитофагов особи выделяли в атмосферу
сигнальные вещества (сигнал «меня едят»), которые вызывали повышение
образования цианидов у тех особей, которые еще не повреждены.
В антропогенных экосистемах уровень конкуренции в популяциях
регулирует сам человек, например подбирая нормы высева полевых культур или
густоту посадки саженцев в садах и лесопосадках. При этом в большинстве случаев
норма высева оказывается несколько завышенной, что позволяет за счет более
интенсивной конкуренции снизить потенциальную возможность развития в посевах
сорных растений.
Подобным образом регулируется конкуренция между карпами при
их промышленном разведении в садках. Во многих случаях, дабы не допустить
конкуренции, животных содержат в отдельных клетках (песцы, куры, утки и т.д.).
Контрольные вопросы
1. Приведите примеры взаимопомощи в популяциях животных.
2. В каких случаях проявляется взаимопомощь в популяциях
растений?
3. Приведите примеры регулирования плотности популяций
человеком.
|