Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова
Основы общей экологии
Учебное пособие. М.: Университетская книга, 2005.
Заключение
Современная экология разрослась в широкий междисциплинарный
комплекс, в составе которого десятки разных наук, исследующих взаимоотношения
организмов (в первую очередь человека) и окружающей среды. При этом специалист
конкретной науки этого комплекса может лишь в самом общем плане ориентироваться
в том, чем занимаются его коллеги из смежной области. К примеру, специалист по
морской экологии наверняка немного знает о том, чем занимаются лесные экологи,
агроэкологи или специалисты по экологической оптимизации городской среды.
«Универсальных» экологов больше нет. Тем не менее есть одна наука, которую
должны знать все экологи, это – общая (биологическая) экология.
В любой экологической науке специалист сталкивается с
необходимостью оценить влияние экологических факторов (природных или
порождаемых деятельностью человека) на живые организмы, которые существуют не
сами по себе, а организованы в популяции, сообщества и экосистемы. Поэтому он
должен знать о том, как реагируют эти разноуровневые биологические системы на
влияние различных факторов. Это особенно необходимо специалистам‑экологам,
работающим в области сельского, лесного и городского хозяйств. Не приходится
говорить о том, насколько важны знания общей экологии для географов, в первую
очередь – преподавателей средней школы. Через географию школьник получает не
менее половины экологических знаний, и они должны быть согласованы с
представлениями биологической экологии.
Именно с учетом того, что пользоваться учебником будут
студенты с разной направленностью профессиональной подготовки, авторы старались
сделать его, с одной стороны, достаточно полным и охватывающим весь круг
проблем современной общей экологии, а с другой – доступным. Они сознательно
избегали математизации описываемых закономерностей и излагали материал на
уровне логического описания. Минимизировано количество цифр, которые
характеризуют экологические процессы, и в первую очередь биосферные циклы. Для
облегчения усвоения материала студентами (и использования учебника
преподавателями) после всех разделов приводятся контрольные вопросы, а после
глав – темы докладов на семинарских занятиях.
Для того, чтобы понять содержание даже наиболее сложных глав
учебника – о популяциях и экосистемах, вполне достаточно знаний биологии и
химии в объеме школьной программы.
Наш учебник представляет первую ступень экологического
знания. Это «врата в экологию». Те, кто избрал общую экологию своей
специальностью, как и специалисты по охране природы или рациональному использованию
естественных популяций и экосистем, смогут пополнить свои знания за счет
дополнительной учебной и научной литературы.
|