Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова
Основы общей экологии
Учебное пособие. М.: Университетская книга, 2005.
От авторов
На рубеже тысячелетий слово «экология» превратилось в одно
из самых расхожих клише, которым стали пользоваться не только ученые, но и
экономисты, политики и даже домохозяйки. Если с самого начала признать
неправомочность использования этого клише для обозначения состояния окружающей
среды («плохая экология», «хорошая экология»), то все равно им будут
обозначаться многие науки, в той или иной мере связанные с изучением отношений
организмов и окружающей среды.
В момент своего официального рождения в середине XIX
столетия экология была биологической наукой. «Придумавший» экологию Э. Геккель
определил ее объем следующим образом: «Под экологией мы понимаем общую науку об
отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все
«условия существования». Они частично органической, частично неорганической
природы; но как те, так и другие ... имеют весьма большое значение для форм
организмов, так как они принуждают их приспосабливаться к среде... Каждый
организм имеет среди остальных своих друзей и врагов, таких, которые
способствуют его существованию, и тех, что ему вредят. Организмы, которые
служат пищей остальным или паразитируют в них, во всяком случае относятся к
данной категории органических условий существования» (Haeckel, 1866; цит. по:
Шилов, 1998, с. 6).
К концу XX века экология утеряла первоначальный
«биологический» объем и разрослась в широкий междисциплинарный комплекс из
многих наук. Большая часть наук этого комплекса изучает последствия влияния на
окружающую среду всего одного биологического вида – Homo sapiens (Человек
разумный). Разнообразие форм и масштабы его влияния на природу не имеют
прецедентов и создали реальные предпосылки для самоуничтожения Человека в
результате истощения ресурсов и загрязнения среды обитания. Осознание этой
ужасной перспективы отодвинуло на второй, и даже третий, план изучение
взаимоотношений всех других видов и условий среды их обитания. Экологи стали
лихорадочно искать пути предотвращения надвигающегося экологического кризиса.
Как итог на книжных прилавках появилось море учебной
литературы по различным аспектам прикладной (о рациональном природопользовании
и охране природы) и социальной (об отношениях общества и природы) экологии, а
интерес к центральной науке комплекса – общей (биологической) экологии – резко
спал. И это несмотря на то, что общая экология служит теоретическим фундаментом
для разработки системы урегулирования отношений человека и окружающей среды и
этот предмет входит в состав учебных планов подготовки студентов‑биологов
и географов университетов и педагогических институтов, преподается студентам
многих специальностей сельскохозяйственных и медицинских вузов.
Учебной литературы по общей экологии для высших учебных
заведений, опубликованной за последние десять лет, мало. Это учебник Н.М.
Черновой и А.М. Быловой «Экология» (1991) для студентов педагогических
институтов, учебное пособие А.М. Гилярова «Популяционная экология» (1990) для
студентов университетов и учебник И.А. Шилова «Экология» (1998) «для студентов
биологических и медицинских факультетов и специальностей высших учебных
заведений».
Из числа зарубежных учебников, переведенных на русский язык,
нельзя не отметить современный и очень полный (но очевидно избыточный для
студента‑биолога, если он не специализируется по общей экологии)
двухтомник М. Бигона с соавторами «Экология: особи, популяции, сообщества»
(1989). В оригинале этот учебник выдержал 5 изданий.
Авторы поставили задачу заполнить возникший вакуум учебной
литературы по общей экологии и написать учебник достаточно полный по кругу
обсуждаемых вопросов, лаконичный и популярный по стилю изложения. Учебник
задуман как составная часть учебно‑методического обеспечения
общебиологического образования и ориентирован на студентов‑биологов,
географов, «аграрников» и медиков.
Вопросы социальной и прикладной экологии в учебнике не
рассматриваются. Тем не менее, в соответствии с широким пониманием экосистемы
(как совокупности организмов и условий среды их обитания, вне зависимости от
того, естественна ли она или создана человеком, обладает она способностью к
саморегуляции состава и структуры или нет), в учебнике в самом общем плане
рассматриваются и экосистемы, созданные человеком (городские,
сельскохозяйственные).
В соответствии с традиционной структурой экологии главы
книги объединены в три части: аутэкологию (экологию видов, включая
характеристику факторов среды их обитания, главы 2–6), экологию популяций
(главы 7–8) и экологию экосистем (включая биосферу как самую большую
экосистему, главы 9–12). Основному содержанию предпослана глава 1, в которой
дан краткий исторический очерк экологии.
По остроумной классификации в.Н. Тутубалина (Тутубалин и
др., 2000) экологи разделяются на «пророков», «апостолов» и «приходских
священников». В соответствии с этим «табелем о рангах» авторы относят себя к
«приходским священникам»: они «читают проповеди прихожанам», то есть преподают
экологию студентам. В основу учебника положены не оригинальные концепции, а
целенаправленно выполненные компиляции трудов экологических «апостолов» и
«пророков».
Авторы благодарят редактора учебника члена‑корреспондента
РАН Г.С. Розенберга и рецензента профессора А.Д. Булохова. Особую благодарность
они выражают профессору А.М. Гилярову, который неоднократно консультировал
авторов при написании учебника и очень помог им своей рецензией со скрупулезным
анализом рукописи.
|