Внешнеэкономическая деятельность и внешняя торговля

Полезное


И.Б. Ардашкин
Социальная экология

Учебное пособие. - Томск: Изд. ТПУ, 1999. - 120 с.

Предыдущая

Раздел 3. Социальная экология и общественное развитие

3.4. Общественные экологические движения

3.4.2. Этапы развития экологических движений

В возникновении и развитии экологических движений исследователи выделяют шесть основных этапов:

                         Вторая половина 60-х гг. - этап массового экологического протеста, или алармистский этап. Он характеризовался «взрывным» расширением социальной базы движения, однако определяющими факторами для успеха или неудач природоохранного движения выступали его социальная неоднородность и аморфность, а также его организационная разобщенность. Основными формами борьбы являлись уличные демонстрации, в которых нередко участвовали десятки и даже сотни тысяч людей. Социальный протест, таким образом, осуществлялся в русле философии «малых дел».

                         Конец 70-х гг. - этап осознания широкой общественностью недемократического характера многих аспектов экополитики правящих кругов. Отличительными чертами этого этапа стали борьба за мир и разоружение, выступления по проблемам инфляции, безработицы, расовой дискриминации и т.п., эпизодические попытки выдвижения требований социально-экономического характера.

                         Сначала 80-х гг. Началось перерастание природоохранного движения в странах Запада из социального в социально-политическое, экологическое, возникли партии «зеленых». Экологические партии и группы получали реальную возможность в течение короткого периода времени укрепить свое положение в политической структуре общества, заполнив вакуум, образовавшийся из-за неспособности традиционных партий взять на себя решение экологических проблем.

                         С середины 80-х гг. «зеленые»наряду с другими экологическими партиями стали уделять большое внимание социальным проблемам. Важное место в их программах начали занимать требования демократизации налоговой системы, введения экологического налога, реформирование банковской системы и т.д.

                         На рубеже 80-90-х гг. Экологисты поставили вопрос о спасении окружающей среды в более общий контекст: о судьбах индустриальной цивилизации вообще, о глубинных изъянах ее способа производства. Произошло сближение экологических партий с профсоюзами и рабочими партиями, что оказало положительное влияние на проведение действенной экополитики.

                         Со второй половины 90-х гг. комплексный подход «зеленых» к решению экологических проблем способствовал их превращению в самостоятельную политическую силу.(В качестве примера можно привести ФРГ. По результатам выборов в бундестаг в сентябре 1998 г. Пост вице-канцлера здесь занял один из лидеров партии «зеленых»). Это позволяет им активно влиять на поведение государственной экополитики, а также выступать гарантом организации социально-экономических отношений и политического процесса с учетом экологических императивов.

Общая логика эволюции экологических движений шла по линии от отдельных спонтанных проявлений социальной активности инициативного индивидуального поведения к объединению, координации, взаимосвязи; от суммы однонаправленных социальных действий к информационному и далее - к практическому взаимодействию участников движения с выработкой общих целей; от слабо структурированных неформальных объединений к более или менее жестким организационным принципам и политическим структурам, вплоть до партий.

Какого-то общепринятого определения экологических движений, как уже выше указывалось, не существует. Поэтому существует определенный диапазон дефиниций экологических движений, в рамках которого даются дефиниции как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле слова под экологическим движением подразумевается комплекс общественных структур и процессов, выражающий сформировавшееся понимание необходимости преодоления ситуации, сложившейся в результате человеческой деятельности, представляющей собой угрозу как для самого человека, так и для всего живого на земле. и являющейся по сути дела экологическим кризисом. Экологические движения, сформулированные таким образом, целью своей деятельности считают устранение причин и последствий неблагополучной ситуации, угрожающей жизни на земле. Такое понятийное определение экологических движений довольно описательно и требует более точных формулировок, т.е. формулировок экологических движений в узком смысле.

О существовании определения экологических движений в узком смысле однозначно говорить не приходится.. При его выработке скорее всего следует исходить из определения новых общественных движений и из тех целей, которые ими преследуются. При таком подходе, считается, что экологические движения - это неформальные, самоорганизованные. автономные и независимые от легитимных центров общественной силы общественные группы, имеющие целью устранение причин и последствий экологического кризиса. Их нельзя однозначно отождествлять с природоохранными организациями, главная особенность которого заключается в том, что оно не имеет политического характера и не ставит своей целью завоевание государственной власти, пусть даже и в союзе с другими движениями и партиями, оставаясь движением социальным.

Конечно же, защита и улучшение окружающей среды - первоочередная цель экологических движений. И хотя они также для осуществления этой цели занимаются анализом и критикой, а при определении своих позиций в межчеловеческих отношениях и учитывают отношение людей к природе, тем не менее все эти движения имеют и политический характер (цели, роль, влияние), а отдельные их объединения имеют форму политических партий. Точнее, в либерально-демократических обществах оформляются и особые экологические политические партии («партии зеленых»). Специфические проэкологические интересы в истинном смысле слова выходят и на классическую политическую арену, беря на себя, таким образом, и непосредственную роль в глобальной политической борьбе лишь с возникновением таких партий. Везде, где политическое влияние экологических организаций формально достигло уровня национальных представительных органов, они начинают заниматься и многими другими, внеэкологическими, затрагивающими широкие общественные интересы, политическими вопросами и существенно влиять на направления и результаты их решения. При этом основные экологические проблемы по-прежнему остаются для них центральными, однако они уже не являются единственными. Так, например, внеэкологические интересы и деятельность экологистов проявляются через агитацию за свободы и права человека, осуждение авторитарных режимов, борьбу за демократию, антирасистскую пропаганду, борьбу за мир или за равноправие полов, борьбу за права этнических меньшинств, мигрантов, маргинальных и других групп.

Неоднозначен поэтому и политический профиль экологических движений. В их рамках существуют различные ориентации с самым широком спектром: от относительно узких правоконсервативных, технократических (преобладающих в так называемом экопромышленном комплексе) и до разных левоориентированных позиций. Какие идеологические и политические ориентации будут проявляться или же преобладать в экологических движениях отдельных стран, зависит от многих факторов: не только от специфичности структуры их социальной основы, но и от разновидностей экологических проблем и характера общественно-экономической и политической системы в каждой конкретной стране. Какая ориентация будет преобладать (или преобладает) в экологических движениях отдельных стран, зависит прежде всего от большого числа факторов, начиная с экологических проблем, характерных для каждой конкретной страны, до существующих в них общественно-экономических систем и их социальной структуры.

Все более общепринятой становится точка зрения, что в решение экологических проблем должны быть включены в качестве неправительственных организаций и экологические движения, причем вне зависимости от той специфики, как каждая отдельная страна решает экологические проблемы,. Именно в этом смысле указывается на необходимость того, чтобы общество, правительство и международные органы развивали механизмы, которые позволили бы неправительственным организациям, а следовательно, и экологическим движениям стать эффективными и ответственными партнерами при выработке пути устойчивого развития, которое предотвращает уничтожение окружающей среды. С этой целью указывается на необходимость установления между этими движениями и государственными органами во всех странах диалога о вопросах претворения в жизнь принципов устойчивого развития, начиная от выработки концепции и до осуществления экологической политики.

Для установления таких отношений между государством (правительством) и неправительственными организациями, в том числе и экологическими движениями, необходимо не только, чтобы правительство при решении экологических проблем принимало во внимание результаты изучения проблем и занятые в связи с этим позиции таких движений, но и чтобы оно делало доступной им информацию, необходимую для проэкологической деятельности, а также чтобы они (экологические движения) были включены, формально и неформально, в систему образования, направленную на защиту окружающей среды.

Как отмечает Маркович Д.Ж., в экологических движениях, в изучении экологических проблем и при формулировании требований их решения существовали и существуют различные тенденции и теории. Так, две основные тенденции существовали в первые годы возникновения этих движений[74]. В соответствии с первой из них экологические движения должны были бороться за сохранение природы, ее уникальных мест и заповедников.

Другая тенденция призывала направить свою деятельность на предотвращение вредного влияния человека и его практики на природу. Первая тенденция считалась консервативной, а вторая - эмансипационно-социальной. Обе тенденции во многом определили позже возможности преодоления экологических проблем в глобальном плане, т.е. борьбы против отрицательного влияния экологических проблем на глобальном уровне и отрицательное воздействие все более развивающейся индустриализации на общество и всю планету в целом.

В современных экологических движениях встречаются два теоретически отличающихся друг от друга тезиса: натуралистический и антропоцентрический. Натуралистический тезис исходит из того, что человек, несмотря на свое отличие от животных, все же является лишь одним из их видов. Поэтому, создавая свой мир, он должен подвергаться действию законов природы. Если же человек, создавая свой мир, не придерживается законов природы, он уничтожает всю экосистему. Значит, культура человека и прогресс ограничены природой, ее возможностями, законами и закономерностями, существующими в ней.

Антропоцентрический тезис исходит из того, что природа живет в культурном мире человека и мир этот все еще недостаточно культивирован. И тот и другой тезисы имеют своих приверженцев как в рядах экологических движений, так и среди ученых, которые занимаются, с тех или иных позиций, изучением экологических проблем. Между тем независимо от теоретической исходной позиции все экологические движения критически относятся к индустриальной цивилизации.

Другие исследователи, к примеру, Букия Р.Д., Костин А.И. подразделяют экологические движения на три основные типа: 1) традиционные группы, которые выступают за сохранение природы вообще, а также отдельных биологических видов. Каждая из таких групп, как правило, выдвигает частные требования. Некоторые из них принимали участие в массовых экологических кампаниях 70-х гг., отстаивая новую для себя тематику (в частности вопросы атомной энергетики); 2) новые экологические группы, которые возникли в начале 70-х гг. Некоторые из них в процессе десятилетий борьбы приобрели определенную идеологическую направленность и расширили сферу своей деятельности. Другие остаются на своих прежних позициях, членство в них сводится к финансовой поддержке, а в активных действиях участвует лишь элита; 3) радикальные экологические группы, которые первоначально выступали против развития атомной энергетики. Однако впоследствии они испытали на себе значительное влияние «новых левых» и подверглись определенной идеологизации. Как правило, члены этих групп активно участвуют в массовых демонстрациях, митингах, акциях протеста.

Общей чертой экологических движений является то, что ими ведется критика индустриального общества по двум основным направлениям: критика экономики и критика развития индустрии и техники. Экологические движения критикуют экономический количественный рост, выдвигая требование замены количественного роста качественным, который будет принимать во внимание сохранение природной среды и удовлетворение потребностей человека таким способом, который должен выдвигать на первый план новое качество жизни. Экологические движения критикуют и централизованные формы организации индустриального производства, выдвигая требование их децентрализации и создания малых промышленных организаций, которые были бы удобны для осуществления альтернативных производственных программ, осмысленных в экологическом отношении.

В соответствии со своей основной целью экологические движения выдвигают требования экономии потребления энергии, повторного пользования и осуществления такой организации экономики (через децентрализацию), которая сделала бы возможным использование экологически приемлемых технологий.

В области общественной жизни они требуют возврата к простой жизни, приведения в соответствие развития и возможностей, не нарушающих границ природы, и понимания труда человека как средства для самоформирования и самоутверждения человека.

В области политики экологические движения подчеркивают необходимость расширения участия граждан в принятии решений о жизненно важных проблемах направления развития общества и осуществления элементарных жизненных потребностей для всех людей.

В области культуры экологические движения выступают за рост экологического сознания и изменение системы ценностей в направлении ее большего соответствия свободному и демократическому обществу с целью осуществления нового качества жизни, которое позволило бы человеку в полной мере проявить себя творческим и свободным существом.

Не только из характера экологических проблем, решению которых они хотят способствовать, но и из тех отношений, которые складываются у экологических движений по отношению к государству (точнее, к тем государствам, в которых они возникают и развивают свою деятельность) рождается необходимость объединения действий экологических движений в международном плане. Так, для решения экологических проблем необходимо создание одного ведущего международного центра по надзору и контролю за решением экологических проблем. Из процессов глобализации человечества вытекает необходимость создания такого центра, связанной с тем, что благодаря взаимозависимости современного производства и обмена, благодаря общим технологиям и принципам ведения экономики осуществляется экономическая и социальная взаимосвязанность мира. Эта взаимосвязанность проявляется и на экологическом уровне, в глобализации экологических проблем, которые требуют (и предполагают) решение также на глобальном уровне. Однако, для того, чтобы такой центр был сформирован и функционировал, недостаточно, чтобы государства просто отказались от определенной части своей суверенности в ведении экологической политики. Необходимо, чтобы организация и деятельность получила поддержку и со стороны ассоциации экологических движений в международном плане.

Экологические движения, как и другие новые общественные движения, стремятся стать преградой на пути неугасимой экспансии государственной мощи по отношению к жизни общества и каждого отдельного его члена. Между тем, ввиду того, что эта государственная мощь часто черпает силу в международном сотрудничестве, для ее обуздания и для направления ее деятельности на решение экологических проблем необходима международная демократическая организация, которая смогла бы противостоять государственной мощи.

Однако, до тех пор пока такая международная демократическая организация не будет основана, важная роль продолжает оставаться за ООН, причем не только в деле развития международного сотрудничества по защите и сохранению окружающей среды, но и в вопросе координации деятельности экологических движений. ООН делает это, обеспечивая возможность представителям экологического движения как представителям неправительственных организаций участвовать в работе международных агентств по финансам и вопросам развития, при подготовке и принятии решений, которые касаются защиты и развития окружающей среды.

Характеризуя в итоге социально-политическую природу экодвижения, следует особо отметить распространение и утверждение экологических идей за его пределами - среди граждански и политически активной части общества, его сторонников (в том числе и оформленной в политические партии), что в свою очередь стимулирует динамизм и эффективность действий его членов. Политические же ресурсы экологических движений состоят в возможности доступа к принятию решений на уровне законодательной и исполнительной ветвей власти (посредством организации групп давления, лоббирования и т.д.); в политической поддержке экодвижения со стороны других групп и движений; в формировании экопозитивного общественного мнения; в поддержании высокого уровня политической активности местного населения, а также в обеспечении тактического арсенала, позволяющего экодвижению нейтрализовать своих политических противников и даже привлечь их на свою сторону. Наконец, это потенциал политических «ноу-хау», дающих возможность переводить требования населения на язык политических документов.



[74] Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1997, с. 401.

Предыдущая


Copyright © 2007-2022, Недвиговка.Ру