Е.В. Логинова, П.С. Лопух
Гидроэкология: курс лекций
Минск: БГУ, 2011.– 300 с.
Глава 7. Мониторинг водных объектов
7.3. Система мониторинга в Беларуси
Развитие системы
мониторинга в Республике Беларусь было обусловлено требованием «Закона об
охране окружающей среды», принятого в 1992 г. В ст. 22 «Мониторинг окружающей среды» сказано:
«Мониторинг окружающей среды представляет собой систему наблюдений за состоянием
окружающей среды для своевременной оценки возможных изменений физических,
химических и биологических процессов, уровня загрязнений атмосферного воздуха,
почв, воды и других природных объектов, предупреждения и устранения негативных
явлений, а также обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и
экстренной информацией об окружающей среде и прогнозирования ее состояния». На
основании этого Закона в 1993 г. (20.04) было принято Постановление 247 «О
создании национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике
Беларусь (НСМОС)». В период 1994–95гг. были сформированы рабочие группы, а в
1995–1997 гг. был подготовлен технический проект НСМОС.
Практическое
значение Национальной системы мониторинга окружающей среды заключается в следующем:
-
получение и сведение воедино
информации об экологическом состоянии компонентов природной среды;
-
создание и ведение Банка данных
НСМОС;
-
оценка и прогнозирование
экологического состояния окружающей среды;
-
предоставление достоверной экологической
информации органам власти и управления, научным учреждениям, общественным
организациям, средствам массовой информации и физическим лицам;
-
подготовка и издание информации о
состоянии окружающей среды Республики Беларусь.
Кроме того, она
призвана на основе проведения регулярных наблюдений и оценки фактического
состояния природных экосистем выявлять критические ситуации и источники
экологической опасности, а также оповещать о катастрофах, стихийных бедствиях,
экологически опасных явлениях.
Национальная система мониторинга окружающей среды
Республики Беларусь включает в себя 13 отдельных видов мониторинга,
объединенных общностью решаемых задач, назначением, реализуемыми функциями и
информационным взаимодействием:
1.
медицинский мониторинг
2.
мониторинг окружающей среды
2.1.
мониторинг атмосферного воздуха;
2.2.
мониторинг гидросферы;
2.3.
мониторинг земель (почв);
2.4.
мониторинг общего содержания
атмосферного озона;
2.5.
сейсмический мониторинг;
2.6.
мониторинг физических явлений
(факторов);
2.7.
радиационный мониторинг;
2.8.
комплексный экологический мониторинг;
3.
биологический мониторинг
3.1.
мониторинг растительности;
3.2.
мониторинг животного мира;
4.
импактный мониторинг
4.1.
мониторинг чрезвычайных ситуаций;
4.2.
локальный мониторинг.
Координация деятельности по Программе НСМОС
осуществляется Межведомственным координационным советом по реализации Программы
НСМОС. Центральным звеном, объединяющим информационные системы отдельных видов
мониторинга в единую интегрированную систему, является Главный
информационно-аналитический центр НСМОС (ГИАЦ НСМОС), созданный в БЕЛНИЦ
ЭКОЛОГИЯ.
Из тринадцати
подсистем мониторинга, входящих в состав НСМОС достаточно полно осуществляется
ведение медицинского мониторинга, мониторинга атмосферного воздуха, гидросферы,
радиационного мониторинга, мониторинга общего содержания атмосферного озона и
его распределения по высоте, сейсмического мониторинга и мониторинга подземных
вод. Из трех подвидов мониторинга земель (почв) в полном объеме в настоящее
время ведется лишь мониторинг земельного фонда. В мониторинге растительности в
полном объеме осуществляется лесной мониторинг.
Развернуты работы
по организации локального мониторинга, чему способствовало принятие 8 февраля 1999 г. Постановления СМ РБ «О локальном мониторинге окружающей среды в Республике Беларусь».
Постановление обязало субъекты хозяйствования всех форм собственности и
подчиненности, деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую
среду, организовать ведение локального мониторинга, разработать и утвердить
инструкции, иные нормативно-технические документы по вопросам организации и
ведения локального мониторинга.
НСМОС представляет
собой совокупность систем наблюдений, оценок и прогноза состояния природных
сред и явлений, а также биологических откликов на изменение окружающей среды
под влиянием естественных и техногенных факторов с организацией сбора,
обработки и представления мониторинговой информации органам управления и
хозяйствования для решения общегосударственных задач рационального природопользования.
Сбор информации на
НСМОС осуществляется специалистами ряда соответствующих министерств и других
органов управления.
В выполнении работ
по Программе НСМОС принимает участие 22 организации, являющиеся субъектами
НСМОС.
В настоящее время в рамках гранта
Международного банка реконструкции и развития выполняется проект «Анализ
принятой Национальной системы мониторинга, направленный на разработку Концепции
ее оптимизации и реализации», призванный
оптимизировать систему мониторинга Беларуси и максимально приблизить ее
структуру к международным стандартам.
Наиболее четко поставлена в республике работа в системе
мониторинга атмосферного воздуха и гидросферы Госкомгидромета, медицинского
мониторинга и мониторинга лесов.
Основной целью
мониторинга атмосферного воздуха в республике является постоянное наблюдение за
качеством атмосферы, оценка ее исходного состояния, прогноз и выявление
тенденций изменений для предупреждения негативных ситуаций, угрожающих здоровью
людей и окружающей природной среде. Этот тип мониторинга представляет собой
двухуровневую систему наблюдений за качеством атмосферного воздуха.
На национальном
уровне в воздушном бассейне определяются загрязняющие вещества, единые для всей
республики; на региональном – загрязняющие вещества, характерные для
конкретного населенного пункта.
Государственная сеть мониторинга атмосферного воздуха
к 1996 г. охватывала 15 городов и промышленных центров республики, где
наблюдения велись более чем на 45 стационарных постах. Здесь определялось
содержание более 30 основных и специфических (характерных для данного города)
вредных веществ с отбором проб 3–4 раза в сутки.
Контроль за
радиоактивными выпадениями и определение содержания радиоактивных аэрозолей в
воздухе осуществляется более чем в 20 пунктах, ежедневное измерение дозы
гамма-излучений проводится более чем на 50 постах, равномерно размещенных по
территории республики.
Наблюдения за
состоянием поверхностных вод проводились на 58 реках, 12 озерах и 20
водохранилищах с определением до 60 гидрохимических показателей и ингредиентов
(элементы основного химического состава, взвешенные и органические вещества, биогенные
компоненты, основные загрязняющие вещества, тяжелые металлы, пестициды и т.д.),
а также четырех гидробиологических показателей – фито- и зоопланктон, фитоперифитон
и зообентос. Гидробиологический анализ поверхностных вод и донных отложений
выполнялся на 68 водных объектах. Контроль радиоактивного загрязнения поверхностных
вод и донных отложений проводится на 5 основных реках Беларуси: Днепр (Речица),
Припять (Мозырь), Сож (Гомель), Ипуть (Добруш), Беседь (Светловичи).
На реках Валовка и
Мухавец выполняются наблюдения по выполнению Постановления СМ СССР от 16 июля 1976 г. «О мерах по усилению охраны от загрязнения Балтийского моря». Специальными наблюдениями в
конце 20 в. были охвачены также 2 болотные скважины и 1 мелиоративный канал.
Кроме того в республике проводятся ежегодные экспедиционные обследования водных
систем.
В системе
мониторинга мелиоративных систем наблюдения за гидрохимическим режимом
охватывали такие пункты наблюдений, как: «Верховья Ясельды» (Пружанский район
Брестской области), «Полесская станция» (Лунинецкий район Брестской области),
ВОМС Сенненского района Витебской области и «Уздянка» Узденского района Минской
области. Гидрохимические наблюдения (до 25 показателей) здесь проводятся
ежесезонно, а на последнем пункте – ежемесячно.
Мониторинговая сеть
стационарных пунктов наблюдений за качеством подземных вод включала более 110
фоновых постов (555 скважин) и 56 постов в районах хозяйственных объектов.
В пробах воды определения касались более 40 ингредиентов.
Санитарно-эпидемиологическая
служба в середине последнего десятилетия 20 в. имела в своем распоряжении 152
стационарных пункта, выполнявших отбор и анализ проб воздуха, а также контроль
качества питьевой воды. Лаборатории в системе Санэпидслуюбы оборудованы для
выявления более 100 загрязнителей. Еще с 1992 г. в республике начала функционировать Республиканская автоматизированная информационная система «Здоровье – окружающая
среда», в которую вошли 9 городов. В соответствии с целями и задачами этой
программы собирается информация о состоянии здоровья населения и качестве
окружающей среды по таким показателям, как: заболеваемость, смертность,
рождаемость, патологии беременности и рождаемости, численность населения,
загрязнение атмосферного воздуха, качество питьевой воды, шумовое загрязнение,
метеорологические параметры среды.
Сейсмический
мониторинг в Беларуси осуществляется круглосуточно на обсерваториях 5 класса
«Плещеницы» и «Нарочь», региональных широкополосных станциях «Брест» и
«Гомель», а также высокочастотной станции «Солигорск».
Мониторинг
растительности представляет собой основанную на методах фитоиндикации систему
длительных и регулярных наблюдений за состоянием экосистем с целью оценки
качества среды и прогноза изменений в будущем при существующих уровнях эксплуатации
и воздействия на экосистемы или в отсутствие последнего. Объектами мониторинга
растительности являются: лесная, луговая, водная растительность, а также растительность
специальных защитных насаждений. Как отмечено выше, в республике развитие
получила лишь система мониторинга леса.
Мониторинг
состояния лесов осуществляется на сети лесного мониторинга. Для этого в
республике существуют постоянных пунктов учета, размещенных по сети со сторонами
квадратов 16х16 км по всей территории республики и более густо (8х8, 4х4, 2х2 и
1х1 км) в районах потенциально экологически опасных (окрестности крупных
городов, промышленных объектов, рекреационные зоны и т.п
Материалы,
собираемые на сетях мониторинга, отражаются в специально издаваемых обзорах,
ежегодниках и т.д. и имеют важное значение для принятия решений и разработки
мероприятий по снижению степени отрицательного воздействия на окружающую среду.
|