А.А. Касьяненко
Современные методы оценки рисков в экологии
Учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН 2008. – 271 с.
Глава 2. Здоровье населения
2.2. Изучение заболеваемости населения в связи с загрязнением окружающей среды
2.2.3. Социально-гигиенический мониторинг
Получение данных о состоянии здоровья населения и
состоянии окружающей среды являются одними из важнейших задач социальной политики
государственных органов власти России. Для решения этих задач создана система
социально-гигиенического мониторинга (СГМ) (Здоровье…, 2001).
В целях совершенствования существующей системы
социально-гигиеничекого мониторинга приказом Министра здравоохранения РФ от
27.08.1997 № 334 «Об организации работ по II этапу
социально-гигиенического мониторинга» всем органам санэпиднадзора предписано
руководствоваться новыми документами по организации мониторинга. Этим приказом
утверждён временный перечень показателей II этапа ведения
социально-гигиенического мониторинга. Перечень включает показатели здоровья
населения, социально-экономические показатели, показатели, характеризующие
состояние среды обитания, а именно атмосферного воздуха и питьевой воды. Информация
представляется в виде соответствующих форм с местного уровня на уровень
субъекта РФ (региональный уровень), а затем после соответствующей обработки с
уровня субъекта РФ на федеральный уровень. На федеральном уровне в результате
обработки выдаются выходные формы по СГМ.
В показатели здоровья включены: доля детей с массой
тела менее 2 500 г от общего числа родившихся (%); заболеваемость
злокачественными новообразованиями (на 100 000 населения), в т.ч. детей 0 – 14
лет (на 100 000 детей в возрасте до 14 лет) заболеваемость врождёнными
аномалиями (пороками) развития детей (до 14 лет включительно) (на 100 000 детей
в возрасте до 14 лет); бронхит хронический и неутонченный, эмфизема (на 100 000
населения); бронхиальная астма (на 100 000 населения); смертность – общая (на
100 000 населения) и младенческая (на 1 000 родившихся живыми).
Социально-экономические показатели включают: расходы
на здравоохранение (руб./чел), расходы на образование (руб./чел), среднедушевой
доход населения (руб./чел), прожиточный минимум (руб./чел), стоимость
минимальной продуктовой корзины (руб./чел), число лиц с доходами ниже
прожиточного минимума (%), количество жилой площади на 1 человека (м2/чел),
удельный вес населения, проживающего в коммунальных квартирах (%), процент
квартир, не имеющих водопровода (%).
Показатели качества атмосферного
воздуха включают: перечень веществ, контролируемых на стационарных и маршрутных
постах (из них обязательными являются пыль, свинец, диоксид серы, диоксид
азота, с указанием среднегодовой концентрации для перечисленных веществ). Из
общего числа контролируемых веществ приводится перечень веществ с превышением
ПДК от 2 до 5 раз и более 5 раз, при этом указывается общее число проб и % проб
с превышением ПДК. Кроме этого приводятся данные об общем населении территории
и населении под воздействием, отрасль промышленности.
Показатели качества питьевой воды
включают: наименование веществ, рассматриваемых как приоритетные загрязнители
питьевой воды систем централизованного холодного питьевого (х/п) водоснабжения
населения, поступление которых связано с загрязнением источника, обработкой
воды или с транспортированием воды; наименования веществ (показателей),
контролируемых в питьевой воде систем централизованного х/п водоснабжения, при
этом указывается общее число проб, % проб с превышением ПДК и 95 процентиль,
вещества 1 класса опасности >ПДК, 2 – 3 класса опасности >3ПДК, 4 класса
опасности >5ПДК, общая жёсткость >10мг/экв/л; индикаторные
микробиологические показатели: общие колиформы, термотолерантные колиформы,
колифаги, при этом указывается общее число проб, % проб с превышением ПДК и 95
процентиль; условно патогенные и патогенные микроорганизмы, также указывается
общее число проб, % проб с превышением ПДК и 95 процентиль. Приводятся сведения
об общем количестве населения, пользующегося питьевой водой из систем
централизованного холодного питьевого водоснабжения и количество населения подвергающегося
воздействию загрязнений.
В отличие от перечней, действовавших раньше, в новый
перечень включены социально-экономические показатели, показатели качества
атмосферного воздуха и питьевой воды систем централизованного водоснабжения.
Таким образом, эта система социально-гигиенического мониторинга более полно
отвечает поставленным задачам и позволяет оценивать как состояние здоровья
населения, так и качество атмосферного воздуха и питьевой воды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
01.06.2000 № 426 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом
мониторинге» введено в действие новое Положение.
Положение устанавливает цели,
задачи, порядок проведения социально-гигиенического мониторинга и формирования федерального информационного фонда данных
социально-гигиенического мониторинга.
Основные цели и задачи
социально-гигиенического мониторинга сформулированы в п.п. 2 – 10 части первой
Положения:
«2. Социально-гигиенический
мониторинг – государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния
здоровья населения и среды
обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья
населения и воздействием факторов среды обитания человека (далее именуется –
мониторинг).
3. Мониторинг осуществляется в
целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
4. Мониторинг проводится на
федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований
на основе разработанных
и утверждённых в установленном порядке нормативных правовых актов, в т. ч. санитарных
правил, а также методических материалов.
5. Федеральный информационный
фонд данных социально-гигиенического мониторинга (далее именуется – федеральный информационный
фонд) представляет
собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека,
сформированную на основе многолетних наблюдений, а также совокупность нормативных правовых
актов и справочных материалов в области анализа, прогноза и определения
причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием
факторов среды обитания человека.
6. При ведении мониторинга
решаются следующие задачи:
а) формирование федерального информационного фонда;
б) выявление причинно-следственных связей между
состоянием здоровья населения и
воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа
и оценки риска для здоровья населения;
в) обеспечение межведомственной координации
деятельности по ведению мониторинга в
целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выработки предложений для
принятия решений федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти объектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления.
7. В рамках мониторинга используются данные наблюдения:
а) за состоянием здоровья населения и факторами среды
обитания человека, в т. ч. биологическими (вирусные, бактериальные,
паразитарные), химическими, физическими
(шум, вибрация, ультразвук, инфразвук,
тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения), социальными (питание, водоснабжение, условия
быта, труда и отдыха) и иными
факторами (ведётся органами Роспотребнадзора Российской Федерации);
б) за
природно-климатическими факторами, источниками антропогенного воздействия на окружающую природную среду, в т. ч. на
атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву (ведётся Федеральной
службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по
статистике и подведомственными им организациями);
в) за радиационной обстановкой (ведётся федеральными
органами исполнительной власти,
организациями, осуществляющими радиационный контроль, в т. ч. и
аккредитованными лабораториями радиационного контроля);
г) за факторами социальной среды человека (ведётся
Государственным комитетом Российской
Федерации по статистике, другими заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им организациями);
д) за состоянием охраны и условиями труда работающих
(ведётся Министерством труда и социального развития Российской Федерации,
Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, Министерством
экономического развития и торговли Российской Федерации и подведомственными им
организациями в рамках всероссийского
мониторинга социально-трудовой сферы);
е) за структурой и качеством питания, безопасностью
пищевых Продуктов для здоровья
населения (ведётся органами и учреждениями Роспотребнадзора Российской Федерации, государственной ветеринарной
службы Российской Федерации, Государственной
инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а
также органами, осуществляющими государственный
надзор в области стандартизации и сертификации).
8. Проведение мониторинга осуществляется путём:
а) наблюдения за показателями здоровья населения и состоянием среды обитания человека;
б) сбора,
хранения, обработки и систематизации данных наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания человека;
в) использования всех информационных баз данных о
состоянии здоровья граждан и среды
обитания человека, которые ведутся структурными подразделениями, учреждениями федеральных органов исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта,
обороны, внутренних дел,
безопасности, пограничной службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющими государственный
санитарно-эпидемиологический надзор соответственно
на железнодорожном транспорте, в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, на объектах
обороны и оборонного производства и
иного специального назначения.
9. Проведение мониторинга обеспечивает:
а) установление факторов, оказывающих вредное
воздействие на человека, и их оценку;
б) прогнозирование состояния здоровья населения и среды
обитания человека;
в) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по
предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания на
здоровье населения;
г) подготовку решений по реализации мер, направленных
на охрану здоровья населения и среды
обитания человека;
д) информирование государственных органов, органов
местного самоуправления, организаций
независимо от их организационно-правовой формы, а также граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга».
|