Внешнеэкономическая деятельность и внешняя торговля

Полезное


Н.В. Сирина, Е.В. Потапова, Е.М. Якимова
Экологический аудит

Учебное пособие. – Иркутск: изд-во Иркут. ун-та, 2010. – 109 с.

Предыдущая

3. Нормативно-правовое обеспечение экологического аудита в России

3.2. Нормативная база и её использование в целях экологического аудита

3.2.3. Производственно-хозяйственные нормативы

Структура воздействия, а соответственно и нормирование воздействия промышленного предприятия на ОС обусловлено выбросами, сбросами, образованием и размещение отходов.

Нормативы выбросов

Согласно федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха» (1999) юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должны разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране атмосферного воздуха. Производство и использование на территории Российской Федерации технических, технологических установок, транспортных средств допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в их выбросах техническим нормативам выбросов (СанПиН 2.1.6.575 – 96., ГОСТ 17.2.3.02 – 78.).

В соответствии со статьей 14 федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» (1999) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании специального разрешения, которым устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) – масса вещества в отходящих газах, максимально допустимая к выбросу в атмосферу в единицу времени. ПДВ устанавливается для каждого источника загрязнения атмосферы (и для каждой примеси, выбрасываемой этим источником) таким образом, что выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников города или другого населенного пункта с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере не создают приземной концентрации, превышающей их ПДКмр. Основные значения ПДВ – максимальные разовые – устанавливаются при условии полной нагрузки технологического и газоочистного оборудования и их нормальной работы и не должны превышаться в любой 20-минутный период времени (ГОСТ 17.2.4.02 – 81.).

Наряду с максимальными разовыми (контрольными) значениями ПДВ (г/с) устанавливаются производные от них годовые значения ПДВг (т/г) для отдельных источников и предприятия в целом с учетом временной неравномерности выбросов, в том числе с учетом планового ремонта технологического и газоочистного оборудования.

Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена.

Основные направления воздухоохранных мероприятий для действующих производств включают технологические и специальные мероприятия, направленные на сокращение объемов выбросов и снижение их приземных концентраций.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке установленном Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 года № 847.

Предприятие обязано организовать первичный учет по охране атмосферного воздуха. С этой целью проводится инвентаризация источников вредных выбросов. Инвентаризация должна проводиться периодически, один раз в 5 лет. В случае реконструкции и изменения технологии предприятие производит уточнение проведенной ранее инвентаризации. При инвентаризации должны быть учтены все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных организованных и неорганизованных источников загрязнения, имеющихся на предприятии, и от автотранспорта. Производственные затраты, связанные с оплатой работ по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, относятся на себестоимость продукции в составе общехозяйственных расходов.

Проект нормативов допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферный воздух разрабатывается природопользователем в соответствии с ГОСТом 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями», «Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий ОНД-86», «Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятий» и другой действующей нормативно-методической документацией.

Предприятия, для которых установлены ПДВ, должны организовать систему контроля за соблюдением ПДВ. При контроле за соблюдением ПДВ основными должны быть прямые методы, использующие измерения концентрации вредных веществ и объемов газо-воздушной смеси после газоочистных установок или в местах непосредственного выделения веществ в атмосферу. Для повышения достоверности контроля за ПДВ, а также при невозможности применения прямых методов используют балансовые, технологические и другие методы.

Для утверждения нормативов выбросов и получения разрешения природопользователь представляет документы в специально уполномоченный орган в области охраны окружающей среды. По результатам экспертизы проектно-нормативной документации специально уполномоченный орган в области охраны окружающей среды оформляет норматив допустимых выбросов и разрешение на выброс загрязняющих веществ. Нормативы допустимых выбросов в атмосферу устанавливаются на срок 5 лет, а разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу выдается на 1 год.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов природопользователю устанавливаются лимиты на выбросы, действующие только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов.

В соответствии со статьей 45 федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов веществ, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду. Законом запрещена эксплуатация транспортных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов. Юридические лица при эксплуатации транспортных средств должны для них обеспечивать не превышение установленных технических нормативов выбросов. Транспортные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов.

Нормы и методы контроля выбросов загрязняющих веществс отработавшими газами при оценке технического состояния автомобилей с бензиновыми двигателями определяет ГОСТ Р 52033-2003 «Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния».

Для правильного расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду от эксплуатации автомобильного транспорта на предприятии должны вестись журналы ежедневного учета использования автотранспортных средств, ежедневного расхода горючего и пройденного километража. Кроме того, ведется журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям, а также журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями.

Нормативы сбросов

Основным нормативом сбросов загрязняющих веществ, установленным в РФ, является предельно допустимый сброс (ПДС) – масса нормируемого вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению хозяйствующим субъектом в установленном режиме в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе. ПДС – предел по расходу сточных вод и концентрации содержащихся в них примесей – устанавливается с учетом ПДК веществ в местах водопользования (в зависимости от его вида), ассимилирующей способности водного объекта, перспектив развития региона и оптимального распределения массы загрязняющих веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды. Величина ПДС должна гарантировать достижение установленных норм качества воды (санитарных или рыбохозяйственных) при наихудших гидрологических условиях для разбавления в конкретном водном объекте (СП 2.1.5.1059 – 01., СанПиН 4631 – 88. ).

Предприятие-водопользователь обязано иметь лицензию и договора на пользование водным объектом и соблюдать их условия (ГОСТ 17.1.1.03 – 86.).

На предприятии должна быть в наличии контрольно-измерительная аппаратура по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды, с помощью которой ведутся систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами.

Предприятие должно иметь план ликвидации аварий (ГОСТ Р 22.2.03 – 97.).

Также предприятие должно иметь согласованные со специально уполномоченными органами планы мероприятий, обеспечивающие функционирование предприятий в случае аварийного загрязнения водного объекта другими предприятиями или судами.

Предприятие-водопользователь согласно Водному Кодексу РФ (2006) обязано при использовании водных объектов вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод. Также учитывается количество загрязняющих веществ в сбрасываемых водах.

Для каждого предприятия-водопользователя устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами и план мероприятий по достижению уровня ПДС. ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод действующего предприятий-водопользователей, исходя из условий недопустимости превышения ПДК вредных веществ в контрольном створе или на участке водного объекта с учетом его целевого использования, а при превышении ПДК в контрольном створе - исходя из условия сохранения (неухудшения) состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов. При этом учитываются ассимилирующая способность водного объекта и оптимальное распределение массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды. В случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных. Если в водном объекте под воздействием природных факторов по отдельным веществам превышается ПДК, то для этих водных объектов могут разрабатываться региональные нормы качества воды.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов веществ допускается устанавливать лимиты на сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ. Временно согласованные лимиты сбросов загрязняющих веществ в водные объекты устанавливаются предприятиям, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативов ПДС. В целях достижения нормативов ПДС водопользователями разрабатываются планы водоохранных мероприятий, включающие в себя работы по восстановлению, рациональному использованию и охране водных объектов. По мере осуществления отдельных этапов планов водоохранных мероприятий по достижению нормативов ПДС лимиты пересматриваются в сторону их уменьшения (СНиП 2.01.28 – 85.).

Продолжительность осуществления плана водоохранных мероприятий по достижению нормативов ПДС и его этапов устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от степени риска для здоровья населения, экологического состояния водного объекта и его биоресурсов, социально-экономических факторов, наилучших имеющихся отечественных и зарубежных технологий.

Нормативы ПДС разрабатываются водопользователем или по его заказу научной, проектной или иной организацией на основании расчетных материалов по нормативам предельно допустимых воздействий на водные объекты, а при отсутствии таковых - исходя из недопустимости превышения ПДК загрязняющих веществ в водных объектах.

Проект нормативов допустимых сбросов в окружающую среду со сточными водами разрабатывается предприятием водопользователем в соответствии с ГОСТ 17.1.3.13-86 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения» и другой действующей нормативно-методической документацией.

Разработанные нормативы ПДС согласовываются водопользователями с территориальными органами санитарно-эпидемиологического надзора, Росгидромета, территориальными (бассейновыми) органами Госкомрыболовства России. Согласованные нормативы ПДС утверждаются в установленном порядке территориальным (бассейновым) органом МПР России. Нормативы допустимых сбросов в окружающую среду со сточными водами устанавливаются на срок не более 5 лет. На основании норматива допустимых сбросов водопользователю ежегодно выдается разрешение на сброс загрязняющих веществ.

В тех случаях, когда предприятие аргументировано обосновывает временную невозможность достижения расчетных значений ПДВ и ПДС, устанавливаются нормативы временно согласованных выбросов (ВСВ) и временно согласованных сбросов (ВСС) на период до пяти лет. Одновременно должны быть разработаны и планомерно реализуемы программы поэтапного снижения показателей выбросов и сбросов вредных веществ до значений, которые обеспечивают соблюдение ПДВ или ПДС соответственно. В тех случаях, когда достижение величин ПДВ или ПДС экономически невыгодно или физически невозможно для предприятия, срок действия разрешенных ВСВ и ВСС продлевается несколько раз, обычно при условии некоторого постепенного снижения уровня загрязнения.

 

Нормирование обращения с отходами

Отходы – это непригодные для производства данной продукции виды сырья, неупотребимые или утратившие свои свойства остатки или вещества и энергия. Их классифицируют:

а) По признаку: органические, минеральные, химические.

б) По происхождению: промышленные и бытовые.

в) По агрегатному состоянию: твёрдые, жидкие, газообразные.

г) По классу опасности: неопасные и опасные (токсичные).

д) По признаку неблагоприятного воздействия: взрывоопасные, пожароопасные, самовозгорающиеся, легковоспламеняющиеся, коррозионные и т.д.

В обращении с отходами выделяют следующие позиции:

1.  Размещение.

2.  Переработка.

3.  Лицензирование при обращении с отходами.

4.  Лимитирование размещения.

5.  Паспортизация отходов.

Вопросы обращения с отходами регулируется федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (1998) и подзаконными актами. В соответствии с ГОСТ 30772-2001 отходы – это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.

Различают отходы производства и отходы потребления. Отходы производства - это остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. К отходам производства также относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве, например, вещества, улавливаемые при сточных вод. Наряду с отходами производства на промышленных предприятиях образуются и отходы потребления, к которым относят в основном мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности работников предприятия. Отходы производства и потребления требуют для складирования не только значительных площадей, но и загрязняют вредными веществами, пылью, газообразными выделениями атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. В связи с этим, деятельность предприятия по охране окружающей среды должна быть направлена на сокращение объемов отходов, внедрение малоотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции. Количество отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, должно быть сведено к минимуму (Страхова, 2007).

В соответствии с законом «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны:

− соблюдать экологические требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды;

− разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

− внедрять малоотходные технологии на основе научно-технических достижений;

− проводить инвентаризацию образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

− проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;

− предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

− соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

− установить класс опасности образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

− составить паспорта на опасные отходы и получить лицензию на деятельность по обращению с опасными отходами и др (СанПиН 2.1.7.1322 – 03.).

В случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических и юридических лиц, необходимо немедленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Отходы производства и потребления могут включать в себя опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней. К опасным отходам относят отходы, представляющие непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия подразделяются на классы опасности (СП 2.1.7.1386 – 03.).

В соответствии со статьей 14 федерального закона «Об отходах производства и потребления» (1998) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. На опасные отходы должен быть составлен паспорт, который является документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, а также содержащим сведения об их составе.

Паспорт опасного отхода составляется:

− на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней);

− на отходы I-IV класса опасности для окружающей природной среды.

Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами определяет Правительство Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

При отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасность для окружающей природной среды и здоровья человека, деятельность по обращению с опасными отходами может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством РФ порядке.

Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории (СанПиН 2.1.7.722 – 98.).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

Неизменность производственного процесса и используемого сырья, представленные в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, должно ежегодно подтверждаться в виде технического отчета по обращению с отходами.

Нормативы параметрического загрязнения

Тепловое загрязнение является результатом повышения температуры среды, возникающее при отводе воды от систем охлаждения в водные объекты, при выбросе потоков дымовых газов или воздуха. Тепловое загрязнение оказывает:

1  общий негативный эффект,

2  тепловое загрязнение атмосферного воздуха,

3  тепловое загрязнение воды,

4  воздействие на почву и биоту.

 

Световое загрязнение создается при нарушении естественного режима освещенности в результате воздействия искусственных источников света.

 

Шум –  беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры. В быту под шумом понимают разного рода нежелательные акустические помехи при восприятии речи, музыки, а также любые звуки, мешающие отдыху, работе (таблица 9, 11).

В соответствии с ГОСТ 12.1.003–83 шум подразделяется на:

1) постоянный – когда уровень шума в течение 8 ч изменяется не более чем на 5 дБ (двигатели, насосы, трансформаторные подстанции и т. д.);

2) непостоянный – когда уровень шума изменяется в течение 8 ч более чем на 5 дБ.  Он подразделяется на:

а) колеблющийся – уровень шума непрерывно изменяется (шум прогреваемых авиадвигателей, автотранспортные потоки и т. д.);

б) прерывистый – это шум, при котором наблюдается ступенчатое изменение звука на 5 дБ и более за интервал более 1 с (железнодорожные поезда, взлетающие самолеты и т. д.);

в) импульсный – один или несколько сигналов, уровень которых изменяется более чем на 7 дБ.

Образец техники, эксплуатация которого сопровождается повышенным уровнем шума (с максимальным уровнем звука более 85 дБ) не должен создавать шум на территории, непосредственно прилегающей к жилым зданиям, выше определённого уровня (таблица 10) (СН 2.2.4/2.1.8.562 –  96.).

Таблица 9 – Уровень  шума некоторых источников

Вид шума

Интенсивность шума, дБ

 

Шум листьев

15

Тихая музыка

40

Нормальная речь

50

Электробритва

75

Автотранспорт

до 80

Железнодорожный транспорт

до 100

Мотор самолёта

120

Выстрел крупнокалиберного оружия

150

Таблица 10 – Допустимые значения шума

Зона действия

Допустимый уровень звука в разное время суток, дБ

с 7.00 до 23.00 часов

с 23.00 до 7.00 часов

эквивалентный

максимальный

эквивалентный

максимальный

Учебные помещения

40

55

-

-

Жилые комнаты

40

55

30

45

Гостиницы, общежития, больницы

45

60

35

50

Залы столовых, кафе

55

70

-

-

Залы ожидания вокзалов

60

75

-

-

Территории прилегающие к жилым домам

55

70

45

60

Площадки отдыха жилых домов, школ и т.д

45

60

-

-

 

Вибрация (лат. vibratio – колебание, дрожание) – механические колебания. О вибрации также говорят в более узком смысле, подразумевая механические колебания, оказывающее ощутимое влияние на человека. В этом случае подразумевается частотный диапазон 1,6-1000 Гц. Понятие вибрация тесно связано с понятиями шум, инфразвук, звук.

Таблица 11 – Предельно допустимые уровни шумового воздействия для различных видов трудовой деятельности

Вид трудовой деятельности

Уровень звука, дБ

Преподавание, творчество, программирование

40

Высшее руководство

50

Высококвалифицированный умственный труд

55

Умственная работа, с элементами слухового контроля

60

Работа, по точному графику

65

Физическая работа, с элементами слухового контроля

80

 

Нормирование локальной и технологической вибрации производится в зависимости от ее направления в каждой октавной полосе (1,6 – 1000 Гц) со среднеквадратическими виброскоростями (1,4 – 0,28)×10-2м/с, и логарифмическими уравнениями виброскорости (115 – 109 дБ), а так же виброускорением (85 – 0,1 м/с2). Нормирование общей технологической вибрации производится также в 1/3 октавных полосах частот (1,6 – 80 Гц).

Образец техники, эксплуатация которого сопровождается вибрацией земной поверхности, не должен создавать на определённом расстоянии от образца в жилых помещениях жилых зданий общей вибрации в любом направлении, выше определённого уровня (таблица 12) (ГОСТ 12.0.003—74., СН 2.2.4/2.1.8.566 – 96.).

Таблица 12 – Допустимые значения вибрации в жилых помещениях

Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц

Допустимые значения

виброускорения

виброскорости

м/с×10-3

дБ

м/с×10-4

дБ

2

4,0

72

3,2

76

4

4,5

73

1,8

71

8

5,6

75

1,1

67

16

11,0

81

1,1

67

31,5

22,0

87

1,1

67

63

45,0

93

1,1

67

Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни

4,0

72

1,1

67

Электромагнитное загрязнение возникает в результате изменений электромагнитных свойств среды, приводящих к нарушениям работы электронных систем и изменениям в тонких клеточных и молекулярных биологических структурах. Естественные изменения в электромагнитном фоне (при изменении солнечной активности, магнитных "бурях" и др.) называют электромагнитными аномалиями. В последнее время, в связи с широчайшим развитием электронных систем управления, передач, связи, электроэнергетических объектов на первый план вышло антропогенное электромагнитное загрязнение – создание искусственных электромагнитных полей (ЭМП).

Напряженность электрического поля Е (кВ/м) от 0,5 (внутри жилых зданий), 1 (на территории жилой застройки) и 5 (в ненаселенной местности, часто посещаемой людьми) и 20 (в труднодоступной местности) принимается в качестве ПДУ для электромагнитного поля (ЭМП) воздушных линий электропередач переменного тока промышленной частоты. При этом для всех случаев при Е>1 должны быть приняты меры, исключающие воздействие разрядов и токов стекания на человека (ГОСТ 12.1.002—84.).

Величины ПДУ определяют по величине опасного уровня плотности наведенных в теле человека токов – 10 мА/м2. Именно так назначены приведенные выше значения Е. Напряженность магнитного поля Н, опасная для здоровья, определена в 4 кА/м. Интенсивность ЭМП в диапазоне частот 300 МГц – 300 ГГц характеризуется плотностью потока энергии I (Вт/м2) (ГОСТ 12.1.006—84.).

Основной мерой защиты для этих случаев является соблюдение нормативов времени пребывания работников и санитарно-защитных зон (СЗЗ) в зоне высоковольтных линий и подобных источников. Например, в зоне с напряженностью 10 кВ/м разрешается находиться не более 3 часов, а при 20 кВ/м – не более 10 минут в день. СЗЗ устанавливаются в виде расстояния от проекции на землю крайних фазовых проводов для напряжения высоковольтных линий: для 1150 кВ – 300 м; 110 кВ – 20 м; до 20 кВ – 10 м. Причем допускается уменьшение этих расстояний для сельской местности и самых высоких напряжений почти в 6 раз при условии ограничения времени пребывания и других специальных мер (Экология, 2002).

 

 

Нормативы радиационного загрязнения

Радиационное загрязнение одно из сложнейших видов воздействия на объекты ОС. Главной проблемой представляется немыслимое количество единиц измерения и доз возникновения ответных реакций организмов различного таксономического уровня. В этой части приводятся лишь некоторые понятия, связанные с нормированием радиации (СП 2.6.1.758 – 99.).

Поглощённая доза показывает, какое количество энергии излучения поглощено в единице массы любого облучаемого вещества и определяется отношением поглощённой энергии ионизирующего излучения на массу вещества. Единица измерения – грей (Гр). 1 Гр – это такая доза, при которой массе 1 кг передаётся энергия ионизирующего излучения 1 Дж.

Эквивалентная доза – поглощённая доза в органе или ткани, умноженная на соответствующий взвешивающий коэффициент для данного вида излучений. Единица измерения – зиверт (Зв). Величина 1 Зв равна эквивалентной дозе любого вида излучения, поглощённой в 1 кг биологической ткани и создающей такой же эффект, как и поглощённая доза в 1 Гр фотонного излучения (СН 2.6.1.758 – 99.).

Эффективная доза – величина, которая используется как мера риска возникновения последствий облучения всего тела человека и отдельных его органов с учётом их радиационной чувствительности (Таблица 13).

Таблица 13 – Основные дозовые пределы облучения

Нормируемая величина

Дозовые пределы, мЗв

Персонал (группа А)

Население

Эффективная доза

20 в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 50 в год

1 в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 в год

Эквивалентная доза за год в:

Хрусталике

150

15

Коже

500

50

Кистях и стопах

500

50

Дозы облучения разных органов следует учитывать с разным коэффициентом,  который называется коэффициентом радиационного риска (таблица 14). Возможные последствия для человека различных доз облучения всего организма за короткий промежуток времени показаны в таблице 15.

Таблица 14 – Значение коэффициента радиационного риска для отдельных органов

Органы, ткани

Коэффициент

Гонады (половые железы)

0,2

Красный костный мозг, лёгкие

0,12

Мочевой пузырь, печень, пищевод, щитовидная железа

0,05

Кожа, клетки костной ткани

0,01

Головной мозг

0,025

Остальные ткани

0,05

Таблица 15 – Возможные последствия для человека различных доз облучения всего организма за короткий промежуток времени

Доза (миллирентген*)

Последствия

0-50

Нет достоверных симптомов.

50-200

Уменьшение количества белых кровяных клеток, тошнота, рвота около 10 % погибают в течение нескольких месяцев при уровне 200 миллирентген.

200-400

Потеря кровяных клеток, высокая температура, кровотечение, выпадение волос, тошнота, рвота, диарея, усталость, кожные нарывы; около 20% погибают в течение нескольких месяцев.

400 - 500

Такие же симптомы, как и при уровне 200 — 400 миллирентген, но в более тяжелом проявлении, рост числа инфекционных заболеваний из-за недостатка белых кровяных клеток; уровень смертности достигает 50 % при уровне излучения в 450 миллирентген.

500-1000

Тяжелые расстройства желудочно-кишечного тракта, острая сердечно-сосудистая недостаточность, поражение центральной, нервной системы дозы, превышающие 700 миллирентген, вызывают, гибель в течение нескольких недель.

10000

Смерть в течение нескольких часов.

100000

Смерть в течение нескольких минут.

* - 1 рентген – доза гамма-излучения, при которой в 1 см3 воздуха при нормальных физических условиях (температура О °С и давление 760 мм рт. ст.) образуется 2,08×109 пар ионов, несущих одну электростатическую единицу количества электричества.

ПДД – предельно допустимая доза – наибольшее значение индивидуальной эквивалентной дозы за календарный год, при которой равномерное облучение в течение 50 лет не может вызывать в состоянии здоровья неблагоприятных изменений, обнаруживаемых современными  методами.

Система нормирования в области радиационной безопасности в России претерпела существенные изменения в последние несколько лет. Действующая система нормирования в этой области строится на понятии дозовой нагрузки. Основными документами, в соответствии с которы-ми осуществляется радиационный контроль за безопасностью населения, являются Федеральный Закон "О радиационной безопасности населения" и принятые в его развитие "Нормы радиационной безопасности НРБ-96".

Предельно допустимая антропогенная нагрузка:

Допустимой считается такая нагрузка, под воздействием которой отклонение от нормального состояния системы не превышает естественных изменений и, следовательно, не вызывает нежелательных последствий у живых организмов и не ведет к ухудшению качества среды.

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки устанавливают по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС, а также по совокупному воздействию всех стационарных, передвижных и других источников, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий с учетом их природных особенностей. Эти нормативы применяют при формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов, иных населенных пунктов.

Оценка общей устойчивости экосистем к антропогенным воздействиям определяется  по трем показателям:

1. запасам живого и мертвого органического вещества;

2. эффективностью образования органического вещества или продукции растительного покрова;

3. видовым и структурным разнообразием.

Однако на практике как расчет устойчивости ОС к антропогенной нагрузке, так и допустимых её значений для каждого участка экосистемы практически не возможен, ввиду чрезвычайной сложности структуры и связей.

Система нормирования как в мире, так и России имеет многолетнюю историю, однако на практике она всё еще не показала своей эффективности. Причин тому множество, но основными являются, как минимум три: антропоцентрический подход к проблеме, недостаток средств и отставание технологий. По самым приблизительным подсчетам только 20 процентов загрязняющих производств не превышают установленные предельно допустимые нормативы выбросов или сбросов вредных веществ (Колесников  2003). Остальные предприятия делятся на две группы: для одних устанавливаются временно согласованные выбросы, действия которых распространяются на весьма отдаленные сроки, другие и вовсе получают разрешение на выброс по фиксируемому объему, что само по себе является значительной уступкой экономике с явным ущербом для природной среды и человека. Есть и другие причины. Меры экономического стимулирования, хорошо задуманные и обоснованные в теории, пока еще не оказывают решающего воздействия на экологию. Не всегда они дополняются средствами правового стимулирования и ответственности предприятий и должностных лиц.

Предыдущая


Copyright © 2007-2022, Недвиговка.Ру