Н.В. Сирина, Е.В. Потапова, Е.М. Якимова
Экологический аудит
Учебное пособие. – Иркутск: изд-во Иркут. ун-та, 2010. – 109 с.
3. Нормативно-правовое обеспечение экологического аудита в России
3.2. Нормативная база и её использование в целях экологического аудита
3.2.1. Основы экологического нормирования
В соответствии с природоохранительным
законодательством Российской Федерации нормирование в области охраны окружающей
среды осуществляется в целях
государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и
обеспечение экологической безопасности. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002) определяет негативное
воздействие как «воздействие хозяйственной
и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды».
Возрастающее
воздействие хозяйственной деятельности на природную среду и его негативные последствия
поставили вопрос о регулировании качества среды обитания.
Качество
природной среды – совокупность показателей состояния ее экологических систем,
которые постоянно и неизменно обеспечивают (или не обеспечивают) полноценные
процессы обмена веществ и энергии в природе, а также условия для воспроизводства
жизни. Качество природы обеспечивается самой природой путем саморегуляции,
самоочищения от вредных для нее веществ (Николайкин, 2005).
Экологическое
нормирование – это деятельность, направленная на установление системы нормативов
состояния окружающей среды (ОС) и нормативов предельно допустимого воздействия
на экосистемы, необходимых для эффективного осуществления природоохранного
управления.
Закон "О
санитарно – эпидемиологическом благополучии населения" (1999) регламентирует:
Санитарные
правила, нормы и гигиенические нормативы – нормативные акты, устанавливающие
критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
его обитания и требования к обеспечению благоприятных
условий его жизнедеятельности.
Санитарные
правила обязательны для
соблюдения всеми государственными органами и общественными
объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами,
организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм
собственности, должностными лицами и гражданами.
Санитарным
правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества
противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие
или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного
законодательства, в том числе действующих санитарных правил.
Должностные
лица и граждане России, допустившие санитарное правонарушение,
могут быть привлечены к
дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
Одним из
основных путей ограничения негативного влияния на биосферу является
нормирование (установление норм) допустимых уровней воздействия на отдельные экосистемы
и компоненты всей биосферы. Нормирование качества окружающей среды – одна из
центральных задач как Закона РФ от 19.12.1991 N 206-1 «Об
охране окружающей природной среды», так и сменившего его Федерального закона от
10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также
закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N
170-ФЗ, охраняющего природные экосистемы от загрязнения, истощения и разрушения
(Маркович, 2004).
Реализация
идеи сохранения среды обеспечивается тремя группами норм, закрепляющих:
нормативы качества окружающей среды, экологические требования к хозяйственной и
иной деятельности, влияющие на окружающую среду и механизм исполнения этих
требований.
Нормативы
качества окружающей среды должны устанавливать научно обоснованную меру сочетания
экологических и экономических интересов общества. Подобными нормативами
являются предельно допустимые нормы воздействия (физического (параметрического),
химического (ингредиентного), биологического и т.д.): предельно допустимые
концентрации вредных веществ, предельно допустимые выбросы, сбросы вредных
веществ, нормы радиационного воздействия, шума, вибрации, нормы остаточных
химических веществ в продуктах питания и др. Функционирование данной системы
поддерживается тремя факторами: соответствие ее уровню науки и техники,
международным стандартам; утверждение нормативов специально уполномоченными
органами государства, обязательность данных нормативов для всех хозяйствующих
субъектов и ответственность предприятий, организаций, граждан за их неисполнение.
Научная
разработка нормативов, а также придание им такового статуса длительный и
непрекращающийся процесс как в науке, так и в законотворчестве.
Виды
негативных воздействий
Загрязнение
окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии,
свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное
воздействие на окружающую среду.
Выделяют несколько видов загрязнений:
1)
Параметрическое или физическое
1 Тепловое.
2 Световое.
3 Шумовое.
4
Радиационное.
5
Информационное.
6
Электромагнитное.
7
Вибрационное.
2)
Биоценотическое
1
Комплексный фактор беспокойств.
2 Нарушение
баланса популяций.
3
Интродукция и акклиматизация видов.
4
Браконьерство.
|
3) Ингредиентное или химическое
1
Минеральное.
2
Органическое.
4) Стациально-деструктивное
1 Эрозия
почв.
2 Вырубка
лесных насаждений.
3 Осушение
земель.
4
Урбанизация.
5
Зарегулирование водотоков.
6 Дорожное
строительство.
7 Карьерная
разработка ископаемых.
|
Параметрическое
или физическое загрязнение связано с изменением качественных параметров ОС.
Ингредиентное или химическое – внесение вредных веществ, которые количественно
или качественно чужды естественным биогеоценозам. Биоценотическое загрязнение
заключается в воздействии на состав и структуру популяций живых организмов,
населяющих биогеоценоз. Стациально – деструктивное (стация – место обитания)
загрязнение, изменение ландшафтов и экологических систем в процессе
природопользования, обычно связанном с оптимизацией природы в интересах
человека (Экология, 2002)
Вредными считаются
все вещества, воздействие которых на биологические системы может привести к
отрицательным последствиям (ГОСТ 12.1.007—76.).
Порог вредного
действия – это минимальная доза вещества, при воздействии которой в организме
могут возникнуть изменения, выходящие за пределы физиологических и
приспособительных реакций, или скрытая (временно компенсированная) патология. Пороговая
доза вещества (или пороговое действие вообще) может вызывать у организма отклик,
который не компенсируется за счет механизмов поддержания внутреннего равновесия
организма.
Степень
токсичности веществ принято характеризовать величиной токсической дозы –
количеством вещества (отнесенным, как правило, к единице массы животного или
человека), вызывающим определенный токсический эффект. Чем меньше токсическая
доза, тем выше токсичность. Токсичность – «мера несовместимости вещества
с жизнью». Критерием токсичности является норматив предельно-допустимая концентрация
(ПДК) данного вещества (Критерии, 2001).
Различают
средне смертельные летальные дозы (ЛД50), абсолютно смертельные (ЛД100),
минимально смертельные (ЛД0-10) и др. дозы. Цифры в индексе отражают
вероятность в процентах появления определенного токсического эффекта, например,
– смерти в группе подопытных животных. Следует иметь в виду, что величины
токсических доз зависят от путей поступления вещества в организм. Доза ЛД50
(гибель половины подопытных животных) дает значительно более определенную в
количественном отношении характеристику токсичности, чем ЛД100 или
ЛД0. В зависимости от вида животных, выбранных для тестирования,
условий поступления токсикантов, порядок расположения веществ на шкале
токсичности и токсические дозы могут меняться. Поэтому величина токсической
дозы не используется в системе нормирования. В системах ПДК указывается только
класс опасности вещества (таблица 1), в том числе токсикологический
(Экологическая…, 2005, ГОСТ 12.1.005—88.).
Таблица
1 – Классы опасности химических соединений в зависимости от характеристик их
токсичности
Показатели
|
Классы опасности
|
I чрезвычайно опасные
|
II высоко опасные
|
III умеренно опасные
|
IV мало опасные
|
ПДКрз, мг/м3
|
меньше 0,1
|
0,1 – 1,0
|
1 - 10
|
больше 10
|
ЛД50 при введении в желудок, мг/кг массы
тела
|
меньше 15
|
15 - 150
|
150-1500
|
больше
5000
|
Виды
нормирования
Разработанные в конце XX в. и действующие в настоящее время
экологические нормативы чаще всего объединяют в три группы:
санитарно-гигиенические
ПДК веществ
ПДК
воздействий
ПДУ
Нормативы
защитных
и санитарных
зон
|
производственно-хозяйственные
ПДВ*
ПДС**
СНиП***
СанПиН****
|
комплексные
нормативы
терминологии,
правовые и
организационные
нормативы
|
* - Предельно
допустимый выброс,
** - Предельно допустимый сброс,
*** - Санитарные нормы и правила.
**** - Государственные санитарно-эпидемиологические правила
и нормы
Помимо перечисленных
видов существует ещё множество видов регулирования, например стандартизация,
паспортизация, сертификация, лицензирование, лимитирование и др.
Стандартизация.
Стандарт
– нормативно-технический документ, который устанавливает комплекс норм, правил,
требований, обязательных для исполнения. Под экологической стандартизацией
понимается установление единого и обязательного для всех объектов данного
уровня системы управления экологических норм и требований.
Нормы, правила и характеристики представлены государственными
стандартами. Основные категории применяемых стандартов:
ГОСТ — государственный стандарт или генеральный стандарт
природоохранной деятельности,
СанПиН — Государственные санитарно-эпидемиологические правила и
нормы,
СНиП — строительные нормы и правила, выпускаемыми Госстроем РФ,
ГН — гигиенические нормативы, разрабатываемые Минздравом РФ и
т.д.
В российском классификаторе ГОСТов природоохранные стандарты выделены в
раздел 17 «Охрана природы», который состоит из десяти (0—9) комплексов (в номенклатуре
стандартов второе после 17 число):
0
—основные положения;
1
— охрана и рациональное
использование вод;
2
— защита атмосферы;
3
— охрана и рациональное
использование биологических ресурсов;
4
— охрана и рациональное
использование почв;
5
— улучшение использования земель;
6
— охрана флоры;
7
— охрана фауны;
8
— охрана и преобразование
ландшафтов;
9
— охрана и рациональное
использование недр.
Внутри комплексов выделяются группы (в номенклатуре стандартов третье
число):
0
— основные положения;
1
— термины, определения, классификации;
2
— показатели качества природной
среды, параметры загрязнения и показатели интенсивности использования ресурсов;
3
— правила охраны природы и
рационального природопользования;
4
— методы определения параметров
состояния природных объектов и интенсивности хозяйственного воздействия;
5
— требования к средствам контроля
и измерениям параметров окружающей среды;
6
— требования к устройству
аппаратуры и сооружений по защите окружающей среды от загрязнения;
7
— прочие стандарты.
Четвертое число в номенклатуре обозначает номер стандарта в данной
группе комплекса. Последнее число — год разработки стандарта.
Кроме того, одними из наиболее важных стандартов, в
частности для проведения экологического аудита являются стандарты ГОСТ Р ИСО 14001-2007 и ГОСТ Р ИСО 19011-2003. Оба
стандарта определяют проведение экологического аудита систем экологического
менеджмента, только в первом стандарте делается упор на сами системы экологического
менеджмента, а во втором – на их аудит, принципы, программу проведения
экологического аудита, организацию проведения аудита, требования к квалификации
аудиторов.
Стандартизация бывает обязательной и необязательной.
Паспортизация.
Паспортизация – составление экологических паспортов на отдельные
объекты, единицы ресурсов, источники выбросов, систем очистки и т.п., с целью
оптимизации их работы, установления уровня воздействия на окружающую среду,
контроля соблюдения норм и правил и т.д.
Документ, содержащий информацию об уровне использования природопользователем
ресурсов (природных, вторичных и др.) и степени воздействия его производств на
окружающую природную среду, а также сведения о разрешениях на право
природопользования, нормативах воздействий и размерах платежей за загрязнение
окружающей природной среды и использование природных ресурсов, называется
экологический паспорт природопользователя, разрабатываемый в соответствии с
ГОСТ 17.0.0.06-2000, должен содержать следующие основные разделы:
- Общие сведения
о природопользователе.
- Эколого-экономические
показатели.
- Сведения о
выпускаемой продукции.
- Краткая
характеристика производства.
- Потребление
энергоносителей.
- Эколого-производственные
показатели.
- Производственные
показатели.
- Экономические
показатели.
- Использование
природных ресурсов.
- Выброс
загрязняющих веществ в атмосферу.
- Водопотребление
и водоотведение.
- Отходы
производства и потребления.
13. Сведения
о землепользовании.
14. Сведения
о разрешениях (лицензиях).
15. План
природоохранных мероприятий.
16. Приложение
и другие главы (Денисов, 2008).
Сертификация
– форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия
объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или
условиям договоров. Подтверждение соответствия на территории РФ может носить
обязательный или добровольный характер (Прищеп, 2007).
Лицензирование
– разрешение на осуществление лицензируемого вида деятельности, при обязательном
соблюдении определённых требований и условий.
Лимитирование
– установление пределов воздействия на окружающую среду, а также ограничение на
эксплуатацию природных ресурсов (Опекунов, 2006).
|